«Волшебная кулиса». Не стоит проливать краску!
19.11.2023 22:59

Спектакль «Трагедия короля Ричарда III» начался несколько странно. На авансцене два человека в строительной одежде исправно белят деревянную стену, установленную перед занавесом. Портал сцены заклеен защитной пленкой, на полу в хаотичном порядке разбросаны строительные материалы, а по центру расположилась большая вышка.

 На краю сцены сидит еще один рабочий и неторопливо попивает чай из термоса. Никто из участников этого действия не обращает внимания на заходящих зрителей. Впрочем, публика также не придает их действиям особого значения, постепенно располагаясь на своих местах. Спустя некоторое время, когда почти весь зал был заполнен, рядом со мной тихо прозвучал вопрос: «Это такой спектакль, или они просто в срочном порядке заканчивают приготовления?»

Мне, знакомой с творчеством Березниковского драматического театра на протяжении многих лет, с первых секунд было понятно, что это уже начавшееся действие. Сразу погружать зрителя внутрь своей пьесы - один из излюбленных приемов этого театра. Березниковский зритель уже давно не видел открывающихся занавесов спектакля. Путешествуя с гастролями, команда театра очень точно воспроизводит на чужой сцене свои спектакли и сохраняет все стилистические приемы.

Создавалось впечатление, что зрителей на это действие никто не приглашал и не собирается объяснять, что здесь происходит. Между тем, мы внезапно очутились в английском дворце XV века и стали свидетелями драматичной истории. Эффект создавался благодаря тому, что актеры придерживались оригинального текста Шекспира. Сюжетно вся история была сохранена, с театральной точки зрения были добавлены лишь некоторые элементы, которые делали историю более развлекательной.

Однако в коридорах Дома культуры железнодорожников, где показывали спектакль, между и после действиями было множество разговоров о сюжете. Организованной группе подростков, например, было сложно разобраться в интригах и плотном взаимодействии героев. О времена, о Шекспир!

Сложно посчитать, сколько сценических площадок на самом деле было в этом спектакле. Одновременно действовали несколько - авансцена, на которой остались рабочие; главная сцена, устроенная в виде специальной площадки непосредственно перед партером; центральный проход между рядами зрителей. В этом и заключался один из главных завораживающих аспектов спектакля. Весь зал - место действия. Таков замысел постановщика спектакля Петра Незлученко.

Зритель всегда испытывает особый восторг, когда актеры сходят с высоты своей сцены и спускаются в зал. В этот раз они жили среди зрителей, выводя спектакль на уровень иммерсионного. Порой зрителям, находящихся в креслах, далеких от центрального прохода, было невозможно уследить или даже увидеть, где находятся главные герои. Погоня за конкурентом на трон происходила прямо по проходам в зале, а актерская игра не раз начиналась за спинами публики. Весь спектакль превратился в игру «Повращай головой». Больше всего не повезло тем, кто сидел по краям, и я стала именно тем самым «счастливчиком» - на моем билете значилась цифра «1» в графе «место».

После того, как в первые минуты березниковцы поразили форматом спектакля, наше внимание переходит на минималистичность сценографии художника Евгения Лемешонка. Минимум декораций на сцене, на всех исполнителях «блэк тай». Однако те элементы, которые все же конструировали обстановку, будучи до банальности простыми, несли мощнейшее значение. Белая стена и черная краска, с одной стороны, как интерактив развлекали зрителя и меняли пространство в тот или ином моменте действия, а с другой - краски, наполненные смысловым значением, усиливала историю. Черная краска в руках короля Ричарда - образ крови. Он окунул в нее руки, и с помощью нее происходило убийство соперников, оставляя на меловом пространстве щита черные контуры силуэтов только что живых людей. Со временем таких силуэтов становилось все больше и больше, что увеличивало зрительское напряжение.

Интересно была организован работа со светом. Освещенный проход зрительного зала и небольшие источники локального теплого света по всему залу создали обманчиво-уютную атмосферу. В основном свет был статичным, а световую картину меняли сами актеры, держа в руках лампы, напоминающие горящие факелы. Некоторые технологические решения шокировали своей эффектностью, будучи простыми в исполнении. Например, прямая видеотрансляция - не частое явление в театре, к тому же с двух разных источников. Как зритель с опытом создания подобных медиасистем, я отметила четкость и отлаженность работы. Березниковский театр не обладает такой масштабной сценой, как Театр-Театр или продвинутым оборудованием, как Пермский оперный театр. У них обычная сцена провинциального города. При этом именно ему удается удивлять публику, причем не провокацией, а, простите за термин, креативным подходом.

Главных героев можно пересчитать по пальцам, но действующих лиц гораздо больше. Мастерство перевоплощения сначала вводит в ступор, потому что первое, с чем мы сталкиваемся это то, как Денис Ярыгин играет леди Анну. Поначалу это казалось абсурдным и смешным, но затем быстро получилось включиться в действие и принять правила игры, поэтому королева Елизавета с ее надменными и жеманными жестами в исполнении Василия Гусеева оставила лишь восхитительное впечатление. В остальном происходили молниеносные переключения между поддаными трона и королевского рода, к которым при хорошем знании «матчасти» можно привыкнуть.

Больше всего хочется отметить игру Евгения Любицкого, который исполнил короля Эдуарда IV. На протяжении долгого времени актер часто выступает в амплуа потерянного героя, поэтому роль больного и убитого горем брата у него удалась. Через пластический образ он создает процесс психологического изменения персонажа от сильного и властного сначала к печальному и внутренне зажатому в финале. Оправданным решением, думается, было отделить его от активной основной труппы, и не включать актера в бесконечный цикл перевоплощений, как это было сделано с другими (многие играют в этом спектакле по три роли), потому что его герой был призван дать нам совершенно другой внутренний настрой.

Дмитрий Поддубный в роли Ричарда III... Главный герой занял поистине лидирующую позицию в действии лишь ближе к концу спектакля. Сложилось впечатление, что исполнителю было необходимо два часа и антракт, чтобы полностью войти в роль и стать поистине харизматичным злодеем.

Одним из самых сильных моментов спектакля стало первое появление Маргариты в исполнении Серафимы Барановой-Кивилёвой и ее свиты из десятка женщин. Актриса стояла посреди зрительного зала, эмоционально воздействовала на всех, гнев Маргариты усиливался использованием экрана, позволяющим увидеть мощь ее страстного монолога. Маргарита появилась в спектакле с большим отрядом «сестер». Женщины запугивали мужчин и зал гранатами в поднятых руках, то есть используя язык, на котором говорят представители сильного пола. У «сестер» Маргариты не было пиджаков, они были в черных женских одеяниях, но мы чувствовали, что за ними есть сила. Сразу в зале повис немой вопрос: «Почему при таких возможностях труппы на женские роли не были выбраны женщины?». На мой взгляд, здесь режиссер Петер Незлученко подчеркивает то, что перед нами мужская драма.

Шекспир создал историческую пьесу, где проливались реки крови в борьбе за трон. Герои спектакля не раз упоминают совесть, особенно много говорят об этом убийцы - Ричард и его тюремщики. При этом не было ощущения, что эти персонажи сильно страдают о содеянном.

Театр, организовав действие в зрительном зале, подсвечивая лица зрителей, словно пытался сказать, что в каждом из нас есть Ричард? Не думаю, что многие из нас планируют захватить власть, убить своих братьев и жениться на племяннице. Произведению более 500 лет. Изменилось ли что-то за это время? Даже обладая смартфонами и прямыми трансляциями, мы все равно остаемся кое в чем в средневековье, где борьба за власть остается главным занятием мужчин, где люди убивают друг друга, желая обладать большим.

Конечно, по итогу тиран свергается. Имя Ричарда высветилось на стене смерти, а рабочие продолжили белить следы крови и убийств. История закольцевалась. Зрители уйдут, зал опустеет, гардероб закроется. Однако через какое-то время на эту стену снова прольется краска. Надеюсь, что даже если в зале на этом спектакле сидел будущий Ричард, он, возможно, задумался: «Может, моя цель не стоит злодейств? Может не стоит проливать краску?»

Фото Евгения Малышева из архива театра


Яна Кушнина
студентка ПГНИУ



Ключевые слова:
фестиваль Пермь
Всего просмотров: 1046

Все новости за Ноябрь 2023

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: