В пермском театре «Новая драма» прошла премьера
11.12.2023 20:10

В этом году отмечается 200-летие со дня рождения «русского Шекспира» -Александра Островского. Его пьесы ставились многими российскими театрами в этом году, среди них «Бесприданница». В «Бесприданнице» звучит вечный конфликт денег и любви, рассказывается история девушки Ларисы Огудаловой, той самой бесприданницы, которая верит, что возможно жить по любви, но...

В пермском театре «Новая драма» премьера пьесы «Бесприданница» состоялась при поддержке Министерства культуры Пермского края. Художественный руководитель постановки Марина Оленёва, режиссер - Алла Дегтярникова.

Спектакль не ограничивает нас ни временем, ни местом действия. Герои в одежде XXI века; звучат музыкальные композиции 1980-90-х. Этот как бы «вневременной» спектакль подсказывает зрителю, что люди неизменны по своей природе, а конфликт духовного и сугубо материального актуален всегда.

Но на костюмы мы обращаем внимание. Тут и современный монохромный спортивный костюм у купца Мокия Пармёныча Кнурова-ДмитрияТронина; и летящее белое платье у Ларисы Огудаловой-Анастасии Миранович (платье по ходу пьесы послужит маркером душевного состояния Ларисы); платье Хариты Игнатьевны Огудаловой-Елизаветы Тарасовой, напоминающее домашнее кимоно; свободный крой белой рубашки «навыпуск» дворянина Паратова-Фадея Володина; полностью черный набор элементов костюма чиновника Карандышева-Ивана Гутина: обтягивающие джинсы, футболка с принтом и струящийся кардиган. Все это заставляет нас, как зрителей, погружаться в актуальный сюжет 19 века, но оставаться в настоящем, накладывать в своем воображении срезы времен друг на друга.

О вечном в сюжете XIX века также дает задуматься световая партитура, особенно первой сцены. Поочередные диалоги Кнурова с Вожеватовым-Михаил Такоренко и Ларисы с Карандышевым сопровождаются сменой световых позиций. Сперва под софитом Лариса говорит Карандышеву: «А я вот сейчас все за Волгу смотрела. Знаете, там так хорошо. Давайте уедем поскорее отсюда в деревню». Силуэты Ларисы и Карандышева замирают, свет переносится на Кнурова с Вожеватовым, которые обсуждают известие о свадьбе Ларисы Огудаловой. Затем их силуэты замирают, и софиты опять начинают освещать Ларису с Карандышевым. Такой прием продолжается всю первую сцену. Зачем? Мы можем только догадываться. Все герои пьесы мечтают о будущем Ларисы - о том, где и с кем ей стоит быть, для чего и кому она нужна. Однако никто не думает, чего сама хочет Лариса и что действительно нужно ей. Они думают о ней в связи со своими эгоистичными интересами.

Минималистичны и не отвлекают внимания зрителя элементы сценографии художника Любови Мелехиной: деревянные дорожки, напоминающие пристань, и разбросанный повсюду лебединый пух. Лебединый пух, как напоминание о чистоте Ларисы, о ее светлой девичьей, такой же мягкой и легкой душе. Сперва этот пух аккуратно лежит на полу между троп. В ходе происходящего все герои играют с этими лебедиными перьями - сдувают с ладоней, пинают и раскидывают во все стороны. Впрочем, как и с чувствами Ларисы на протяжении всей ее короткой жизни. В конце спектакля этот пух будет небрежно разбросан по всей сцене. Трагически прервется и жизнь молодой девушки Ларисы.

Музыкальное сопровождение еще четче обрисовывает идею вечного столкновения мечты и реальности. Чаще всего мы слышим три музыкальные композиции - «Чудесная страна» группы «Браво», «Белый лебедь» группы «Лесоповал» и «Звездное лето» Аллы Пугачевой. Все эти композиции продолжают слышать и знать новые поколения. Эти три песни можно считать своеобразным дополнением к характеристике главных героев спектакля. Неслучайно песню «Белый лебедь» чаще всего исполняет купец Кнуров. А композиция «Звездное лето» Аллы Пугачевой сопровождает выходы матери Ларисы Хариты Игнатьевны Огудаловой, «Чудесную страну» исполняет Лариса Огудалова, читая первый куплет как стихи. Музыка порой помогает создать атмосферу состояния бреда, истерики Ларисы Огудаловой с приходом осознания ею, что она для окружающих - вещь, кукла, предмет развлечений и забавы. Подтверждением этому станет финальный танец Ларисы. Осознав, что мечты никогда не станут реальностью, Ларисы словно надламывается, о чем мы догадываемся, видя изломанную пластику тела под звуки хабанеры из знаменитой «Кармен-сюиты». В порывах сильной, почти животной истерики Лариса, не имея сил и желания выйти из этого страшного состояния, залезает на стол, разбивает бокал и... В этот момент Карандышев-Иван Гутин избавляет ее от мучений выстрелом из пистолета. Карандышев в этом спектакле убивает не из-за ревности, без фразы «так не доставайся же ты никому». Он не пугается содеянному после выстрела. Он холодно и проницательно продолжает стоять с прямой рукой. Возможно, Карандышев наконец увидел всю боль Ларисы. Выстрел в Ларису на сцене театра «Новая драма» - для нее спасение, избавление от мук и страданий, обретение покоя.

Зритель остается в полной темноте, один на один с собой, слыша звуки только своего сердца.

Спектакль стал совместной работой выпускников режиссерского курса Марины Оленевой Пермского государственного института культуры и артистов театра «Новая драма». Создателям спектакля удалось представить зрителю убедительные характеры. Мама Ларисы Харита Игнатьевна Огудалова в исполнении Елизаветы Тарасовой словно смирилась с положением дел - шутит, пьет, улыбается и танцует уже не для гостей, а как бы для самой себя, усмехаясь и иронизируя над собой, своей дочерью и всем окружением. Дмитрий Тронин в роли Мокия Пармёныча Кнурова не кажется уже таким умиротворенным и влиятельным, как этот образ поселился в сознании зрителя на основе игры других исполнителей.

Анастасия Миранович в роли Ларисы Огудаловой запомнилась в летящем легком платье с радиоприемником в руках, с еще оставшимися каплями веры в сердце хоть и не на прекрасное, но хотя бы на сносное будущее. Ее Лариса с наигранным восхищением рассказывала своей матушке о скором отъезде в деревню и примеряла резиновые сапоги. Позже, уже в черном, забыв про радиоприемник, горячо говорила с Паратовым, которого любила, завороженно глядя на него, надеялась на еще возможную чистоту человеческих отношений. Искренне были сыграны роли молодыми исполнителями.

Казалось, Островский - далекий от нас классик. Но актуальность пьесы «Бесприданница» неоспорима. Мы еще раз убедились в этом в театре «Новая драма».


Анастасия Михеева
студентка ПГНИУ



Ключевые слова:
премьера Новая драма Пермь
Всего просмотров: 1039

Все новости за Декабрь 2023

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: