Рождество и Барокко. Концерт в ПГИИК
03.01.2010 02:51

В Пермском государственном институте искусств и культуры в последние дни уходящего года прошел Рождественский концерт с участием студенческого камерного оркестра (дирижер – Дмитрий Батин). Программа вечера была основана на сочетании рождественских традиций и музыки эпохи Барокко (XVII-XVIII века). Прозвучали интереснейшие сочинения Арканджело Корелли, Джузеппе Торелли, Антонио Вивальди и, конечно же, Иоганна Себастьяна Баха.

Взмах руки дирижера, — и зал с первых же звуков погружается в атмосферу красоты и гармонии. Открыли концерт пьесы Арканджело Корелли для струнного оркестра: Сарабанда, Жига и Шутка. Эти жанры, вполне традиционные для музыки барокко, казалось бы, обладают сложившимися образными чертами, но всегда решаются по-разному, индивидуально. Струнная музыка Корелли, раскрывшего новые выразительные возможности скрипки, очень выразительна и прозрачна.

Продолжили программу Концерт №6 для трубы, струнного оркестра и клавесина Джузеппе Торелли и Концерт для двух скрипок, двух виолончелей и струнных Антонио Вивальди. Казалось бы, один и тот же жанр, но какая же разница между двумя сочинениями! Торелли в своем творчестве заложил основу нескольких инструментальных жанров, в том числе барочного концерта - так называемого «кончерто гроссо» (concerto grosso). В его Концерте для трубы очень ярко проявился принцип соперничества между оркестром и солирующим инструментом, на этом строится вся драматургия произведения. Заметим, кстати, что именно Торелли одним из первых стал широко использовать солирующую трубу. В Концерте же Вивальди — музыка совершенно иного характера. Две скрипки и две виолончели составляют ансамбль, внутри которого происходит активное музыкальное развитие, а оркестр служит одновременно фоном и как бы «организующим» началом.

Второе отделение было полностью посвящено самому масштабному из прозвучавших в тот вечер сочинений. Солисты Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского,  хор вокалистов из Пермского музыкального колледжа, камерный оркестр ПГИИК и приглашенные солисты-инструменталисты исполнили Магнификат для солистов, хора и оркестра Иоганна Себастьяна Баха. Магнификат (ударение на второй слог) — это часть вечерней службы в католической традиции, поющаяся на канонический латинский текст. Жанр издавна привлекал внимание многих композиторов (не только католиков). А его «классический» образец принадлежит перу И.С. Баха. Первый раз это сочинение было исполнено на Рождество в 1723 году. Баховский Магнификат включает 12 частей, среди которых происходит чередование мощных хоровых номеров и мягких, «кротких» ансамблей.

В своем вступительном слове ведущая концерта музыковед Екатерина Баталина-Корнева пообещала слушателям, что музыканты удивят их необычной манерой игры. А именно, попытаются воссоздать аутентичное звучание оркестров эпохи Барокко. В течение концерта мы действительно имели возможность услышать мягкий и несколько приглушенный, по-своему искренний тембр старинных виол. Воссозданию барочной атмосферы способствовали и звуки клавесина, в «роли» которого, правда, выступил синтезатор.  Ну и, конечно же, внесли свою лепту красивые парики, платья и фраки, которые надели дирижер и солисты-певцы для исполнения Магнификата.

Выбор произведений, прозвучавших на концерте, очень порадовал. Или, быть может, дело не столько в конкретных произведениях, сколько в той красоте и стройности, которую несет искусство эпохи Барокко? Вероятно, каждый слушатель ответил для себя по-разному. В Колонном зале царила удивительная,  праздничная атмосфера. На наш взгляд, концерт стал настоящим новогодним подарком для ценителей высокого искусства.


Софья Рыжкова
студентка ПГИИК

Всего просмотров: 3499

Все новости за Январь 2010

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: