Фрида – Frida – Freedom – Libertad – Свобода
19.06.2024 23:30

В Пермском театр «Балет Евгения Панфилова» в дни завершения сезона на новой сцене представили постановку «Libertad – Свобода», посвященную известной мексиканской художнице-революционерке Фриде Кало. Хотя премьера спектакля состоялась в 2021 году, для многих пермяков знакомство с этим спектаклем произошло благодаря новой постоянной сцене, которую театр обрел наконец в этом сезоне.

Идея, хореография, режиссура и сценография спектакля принадлежат художественному руководителяю театра Алексею Расторгуеву. Музыка Чавелы Варгас. Ассистент режиссера Елизавета Чернова. Художник по свету Александр Тиунов. Изготовление костюмов Татьяны Гладких и Натальи Чернобровиной. Звукорежиссер Сергей Горбунов. Главную роль исполняет солистка театра Мария Тихонова.

Сюжет спектакля состоит из ярких эпизодов биографии художницы. От момента первого жизненного испытания - хромоты как следствия перенесенного в детстве полиомиелита и до финальной сцены с танцем веселого мексиканского «праздника смерти». Исполненный Сергеем Райником в этом спектакле образ мужчины напоминает нам главную любовь в жизни художницы - знаменитого художника Диего Риверо. Биографическая история Фриды Кало, отраженная в зеркале сцены, раскрывает ее независимый и свободный дух одновременно с личными трагедиями.

Спектакль начинается с "черного квадрата", наполненного мотивами мексиканской национальной музыки. Зритель, находящийся в темном пространстве, через музыку нащупывает тот самый мир и эпоху, в которой разместился вечный образ Фриды Кало. Спустя несколько минут мы переносимся в Мексику начала ХХ века. Неизведанный мрак рассеивается, и на сцене возникает мизансцена - оммаж на известную картину художницы «Две Фриды» 1939 года. Слева сидит "белая" Фрида. А справа из синего стула (к символике этого цвета мы еще вернемся позже) пластически рождается, в прямом смысле этого слова, образ Фриды в черном. Она рождается хромой. Далее очень точно передана трагедия художницы - трамвайная авария, после которой она стала узником своего тела и корсета. Состояние замкнутости пространства для тела Фриды создано с помощью стульев - трамвайных сидений. Здесь следует отметить филигранную актерскую работу Марии Тихоновой. Помимо изящной пластики, она очень точно передала стремление к свободе через выразительную мимику лица. Порой на сцене не хотелось замечать ничего другого, кроме ее больших черных глаз, наполненных страданием.

Во второй половине спектакля случился трагический эмоциональный взрыв, заставивший зрительный зал буквально затаить дыхание, и сквозь мертвую тишину прозвучали всхлипы в зрительном зале. Все наблюдали за борьбой трех фигур, стремившихся вырваться из кровавого "моря" (некой прозрачной материи), но безуспешно. Таким образом была передана трагедия зачатых, но так и не рожденных из измученного тела детей Фриды. Их гибель в ее плоти слилась с болью в ее душе.

В этой постановке, помимо материнского страдания, еще присутствует трагическая любовь Фриды. Образ Диего Ривера в исполнении Сергея Райника получился достаточно тираничным и сопровождался эмоциональной тяжестью в танцевальной пластике. Что, кстати, было удивлением для тех, кто знал о чувствах между двумя художниками в реальной жизни. В постановке нет ни намека на любовь, только один элемент, напоминающий интимное движение, выражающее страсть мужчины к женщине.

Спектакль заканчивается ярким карнавалом в национальных костюмах и с калаверами. Традиционный танец смерти перекликается с цитатой Фриды Кало: «Наверное, уход будет веселый, и я никогда не вернусь». Действительно, в финале постановки ощущалось не грусть и уныние, а чувство свободы: тело Фриды покинуло этот мир, но ее творчество обрело вечную свободу.

В постановке изобилуют элементы символизма, легко угадываемые зрителями, знакомыми с творчеством Фриды Кало. Например, синий стул - это цвет дома, в котором жила художница. Символизирующий болезнь желтый цвет стульев - трамвайные сидения, которые впоследствии стали ее корсетом. Музыкальное сопровождение - Чавела Вергас, мексиканская певица, которая тесно общалась с Фридой. Ее музыка в стиле ранчера очень точно передает колоритную мексиканскую культуру, а танец женской части труппы под ритм национальной песни порой напоминал движения струн испанской гитары.

Нужно сказать, что это не первая попытка Алексея Расторгуева затронуть тему образа женщины. В 2016 году он поставил спектакль «Она», рассказывающий о природе женщины, о ее непредсказуемости и уникальности. В этот раз режиссер раскрыл тему внутреннего мира женщины, о том, как в теле художницы сочетается мужское и женское начало - Инь и Янь. Поэтому в спектакле Фрида представлена в трех образах. Фрида в белом олицетворяет женственность, стремление любить мужчину и быть любимой. Фрида в черном мужском пиджаке олицетворяет мужество, силу, независимость от мнений окружающих. Сильный образ Фриды мог бы символизировать героя времен Мексиканской революции. И представлен третий образ художницы - это женский ансамбль театра, состоящий из хрупких танцовщиц, которые через свой танец выражают внутреннее состояние героини.

Спектакль закончился бодрыми аплодисментами, зрители еще долго оставались в холле театра и делились восторженными комментариями друг с другом. Как сказал Алексей Расторгуев на встрече со студентами ПГНИУ после спектакля, ему было важно «попасть в зрителя», задеть его нерв. Судя по реакции публики, у него получилось добиться этого эффекта. Конечно, в начале постановки складывалось впечатление, что мы наблюдаем пластические этюды. Это ощущение было вызвано тем, что каждая сцена заканчивалась ЗТМ (затемнение), но в середине спектакля зрители начали воспринимать происходящее на сцене как цельную историю. В целом, у создателей спектакля «Libertad» получилось донести главную мысль - трагичность женского образа. Главное, что эта тема созвучна с нынешней гендерной обстановкой в мире.

На снимках: эпизоды из спектакля.

Фото из архива театра


Сафия Шакиртова
студентка ПГНИУ



Ключевые слова:
Пермь театр премьера Балет Панфилова
Всего просмотров: 549

Все новости за Июнь 2024

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: