Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Пермский камерный театр “Дом актёра” представил премьеру спектакля "Пиковая дама" А.С. Пушкина. Это литературно-спиритический сеанс, как определил жанр постановки режиссер Вячеслав Чуистов. Мистика пушкинского сюжета и современные реалии переплетаются, заставляя зрителей задуматься о вечном вопросе: в чем счастье?
Перед началом спектакля режиссер предупреждает: постановка будет в форме читки. Наверное, можно сказать, что сценическое прочтение повести "Пиковая дама" обрело другие краски.
Спектакль начинается в полумраке. На сцене сверху свисают струящиеся белые полупрозрачные занавески и красная «штора». За занавесками виднеются плавно двигающиеся темные силуэты, а за приоткрывающимися красными "шторами" - медиум, женщина с седыми волосами в синем длинном платье. Литературно-спиритический сеанс начался. В это время из колонок звучит полушепотом текст повести Пушкина, погружающий нас в действие. Тревожное музыкальное сопровождение усиливает мистический эффект. Это завораживает и даже несколько пугает.
Мизансцена резко меняется. Яркий свет выхватывает из темноты новых действующих лиц: мужчину, которого играет Владимир Котляровский, и женщину в исполнении Алины Ледовской. Молодой мужчина одет в нарядный камзол красного цвета, красные полуспортивные брюки с белыми лампасами и красные полуботинки на каблуках. Его облик заметно отсылает к образу Наполеона, напоминая о строках Пушкина, где Томский описывает Германна как человека с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Становится ясно, что перед нами не просто неопределенный мужчина, а пушкинский Германн.
Девушка, одетая в роскошное черное платье, элегантно выходит на сцену в черных туфлях на высоких каблуках, держа в руках смартфон. Герои вступают в полемику на тему карточных игр. Не остается сомнений, что девушка - это Лизавета. Но между героями идет беседа, которая совершенно не имеет отношения к ним как к пушкинским героям. В этот момент они предстают сегодняшними молодыми людьми, говорящими простым современным языком. Мужчина увлеченно рассуждает о везении и невезении в карточных играх. А девушка, щеголяя смартфоном и общаясь с голосовым помощником "Алисой", выражает циничный взгляд на игру. Из ее уст звучит: "На самом деле играют с вами". Это ключевая фраза спектакля, которая заставляет задуматься о сущности карточных игр и власти, которую они имеют над людьми.
Завязка сюжета связана со словами молодого мужчины "Воскресим и вопросим", после произнесения которых на сцене появляется медиум. Она присаживается за стол с зеленой скатертью, на котором стоит магический шар, и продолжает читать повесть Пушкина прямо из книги, пристально всматриваясь в лица молодых людей. Именно с этого момента перед зрителями предстают две параллельные реальности, причем одна реальность воплощается через другую, подобно вселению злых духов. Герои мистического сюжета Пушкина как будто существуют внутри современных героев. Актеры блестяще справляются со сложнейшей задачей, отыгрывая каждый по две роли. Особый восторг на протяжении всей постановки вызывает актерское мастерство Татьяны Гладневой, которая играет медиума и старую графиню. Помимо того, что она выразительно читает большую часть текста спектакля, Татьяна Гладнева мгновенно перевоплощается из медиума в восьмидесятилетнюю графиню, вызывающую зрительскую неприязнь, и обратно.
Не нужно даже пристально всматриваться в сценографию спектакля, чтобы ощутить тревожность от столь резкого преобладания в ней красного цвета. Таковы занавесы, свисающие в глубине сцены, красная дорожка на полу, красное одеяние Германна. Неслучайно режиссер заполонил действие этим цветом. Красный в контексте спектакля является символом страданий и власти, вызывает тревожные чувства. Таким моментом, к примеру, является сцена похорон старой графини, когда Германну причудилась ухмылка на лице покойницы, и зрительный зал вздрагивает от резкого крика испуганного Германна. Параллельно с тем, что происходит на сцене, практически всегда звучит создающая мистическое и тревожное состояние скрипичная мелодия в минорной тональности. Изредка она затихает или перебивается записью текста спектакля.
В сценографии постановки важное значение имеет калитка, разделяющая сцену на две части. Калитка - это граница между двумя мирами. Тройка, семерка и туз, карты, бродящие по сцене - это полноценные действующие лица, олицетворяющие собой потусторонний мир, который существует за границами реальности. В картах воплощена дьявольская сущность потустороннего мира. Именно они управляют людьми и человеческими желаниями. Карты - жажда власти и богатства. Тройка, семерка и туз проникают на территорию Германна и Лизаветы только тогда, когда медиум перевоплощается в графиню, так как карты управляют ее жизнью. К Германну же карты постоянно желают приблизиться, буквально готовы повиснуть на калитке, разглядывая молодого человека. Но пересекают границу лишь в момент смерти графини, когда Германн, не думая о чувствах Лизаветы, готов был пойти на все, лишь бы узнать секрет трех карт. Именно в этот момент Германн лишается всего человеческого, в нем погибает духовное начало из-за жажды материальных ценностей. Так в постановке звучит мотив сделки с дьяволом.
Кульминацией спектакля является сцена игры Германна с Чекалинским. Примечательно, как в этой сцене режиссер обесценивает значимость денег: деньги здесь - просто рулон туалетной бумаги, который крутят-вертят как хотят. Известный игрок Чекалинский не предстает перед зрителем в образе человека, его играет Александр Епин, исполняющий роль Туза. Чекалинский выигрывает, а значит, дьявольское начало в лице Туза одержало финальную победу над человеческим началом Германна.
В программке спектакля есть вопрос: "Схватить судьбу за шиворот и заставить при помощи тайного шифра служить себе... Ты действительно будешь счастлив?" Вячеслав Чуистов дает на него отрицательный ответ. "Сделка с дьяволом" всегда ведет за собой потерю души и рассудка. Помощь дьявола обогатит различными успехами, но после этого неизбежно наступит расплата.
Фото из архива театра.
Валерия Жукова
студентка ПГНИУ
Все новости за Декабрь 2024
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: