"Король Лир": человек и манекен
13.02.2010 14:41

Премьерный спектакль «Король Лир» после закулисного пожара в Пермском кукольном театре возобновлялся в холодном зрительном зале. Пожарные велели привести «в боевую готовность» в том числе и запасные выходы, и это означало, что в театре появятся сквозняки. Они и были в морозный вечер 18 января 2010 года. Но удивительное дело: по мере развертывания действия температура воздуха в зале, казалось, поднималась. Тепло шло не только от зрителей, но и со сцены.

К.С. Станиславский в свое время размышлял о лучеиспускании в актерской игре как одном из высших проявлений психической энергии творческого человека. В.И. Немирович-Данченко над его теориями иронизировал. Однако есть факты, подтвержденные личным опытом. Можно просидеть в нормально отапливаемом зале весь спектакль, словно замерзший манекен, а можно вдруг почувствовать в жилах горячий ток крови.

Спектакль «Король Лир» в тот вечер поначалу и сам, словно замерзший человек, постепенно разыгрался и согрел публику. Согрел серьезным отношением к Шекспиру и поиском точных выразительных средств искусства театра кукол для проникновения в глубины трагедии, происходящей на основе конфликта сильных, но далеко неоднозначных характеров. Начало этому положила сценическая редакция пьесы в переводе Пастернака, сделанная К. Гашевой.

В истории мирового театра шекспировские произведения не раз разыгрывались на кукольной ширме. Особенно популярно это было в годы запрещения драматических театров в Англии. Старая традиция сегодня подзабылась. А иногда нет ничего лучше, чем забытое старое. Куклы в театре зримо воплощают некие духовные субстанции, выражающие идею автора. Поэтому для зрителя кукольного театра так важен скульптурный образ куклы. Художница Алла Гониодская, которая одновременно выступила автором сценографии и кукол, не случайно создала манекенов в рост человека, это метафора подделки под людей. Особенно удачны куклы Гонерильи, Реганы и Корделии. Богато оформленные с соблюдением исторических деталей женственные придворные платья дочерей Лира в темных изысканных тонах «посажены» на железный каркас, который выдает железную бесчувственность этих персонажей к страданиям других, закованность в нормы алчности, жадности, властолюбия. У этих кукол живые руки, принадлежащие актрисам, стоящим за манекенами. Именно руки создают «хватательную» сущность величественно стоящих королевских особ. Обращают на себя внимание и национальные островерхие головные уборы на Регане и Гонерильи, создающие образы рогатых зверей, подчеркивающие звериную сущность их натуры под женственной внешней оболочкой. Кукла Корделии, дочери, по пьесе искренне любящей отца, сделана по-другому. В светлом платье, с непокрытой головой, с руками, которые покоятся вдоль тела - образ смиренности и покорности воле отца. Антиподами бесчеловечности двух дочерей выглядят в спектакле не имеющие масок Король Лир и Шут, эти роли исполняются « в живом плане», и мы видим человеческую индивидуальную внешность. Но в хаосе бытия, как это происходит в эпизодах бури, люди и куклы могут одинаково представать перед нами игрушками на нитках, которые держит в руках кто-то невидимый и всемогущий. По ходу развития сюжета мы понимаем, что человеческое лицо - это тоже метафора кукольного театра.

Подобная принципиальная позиция постановщика И. Тернавского неожиданно «замыкает» шекспировскую трагедию с современным миром. В глобальном социуме XXI века происходят постоянные попытки манипулирования массовым сознанием, превращения людей в послушных кукол. В результате люди могут, как Лир, быть безумными в поступках и сходить с ума от представшей их взору мировой скорби. Но только тот остается в звании человека, который способен в личном страдании, как когда-то герой шекспировской трагедии, познать правду вечных ценностей жизни.

 Важнейшие моменты спектакля связаны с оживлением огромных манекенов с помощью актеров. Когда нет ширмы, исполнители скрыты темными покрывалами, и только голос и руки создают ощущение чуда. В этом смысле опытные мастера пермского кукольного театра продемонстрировали творческую готовность в работе со сложнейшим драматургическим материалом.

Глубоким проникновением в смысл шекспировского текста, выразительностью и богатством интонаций привлекла работа Н. Павловой в роли Гонерильи. Корделия Л. Нагогиной запомнилась мастерством создания с помощью голоса образа детской и чистой души. Ярость и неукротимый темперамент Регины воссоздан был в работе Е. Хазановой. Виновник многих бед Эдмонд в исполнении А. Долгих в своих монологах ожил как человек с большими амбициями и уязвленным самолюбием. Мудрость графа Глостера в минуты испытаний слышалась в глуховатом голосе и рассудительной интонации С. Хижнякова (кстати, думается, ослепший и очеловеченный в результате этого Глостер вполне мог бы появиться в живом плане).

 В то же время статуарность внешне выразительных манекенов иногда оборачивалась против их игровых возможностей: актерам было трудно передвигать большие куклы, сценически оправдывать психологию поведения своих персонажей, так как куклы не способны выражать живую мгновенную реакцию на слово-действие. Удача приходила, когда вдруг кукла-манекен заменялась головой этой куклы и легким костюмом на шесте, как в эпизодах тайных встреч Регины и Гонерильи с Эдгаром. Мотив сговора, поголовного предательства преступной тройки олицетворялся в стремительном кружении актеров с куклами по сцене. Нервно разлетающиеся одежды и откровенно интимное сближение голов и рук будили в зрителях и новую тревогу, и новый приступ отвращения к этим персонажам.

 Сложные творческие задачи пришлось решать в этом спектакле постановщику спектакля Игорю Тернавскому. В целом удалось самое трудное и главное - органичность сосуществования живого актера и кукол.

Выразительность костюмов и сценической пластики Лира Тернавского и Шута-Гладких оказалась сродни метафорической стилистике искусства кукол. Мы увидели представителей благополучного мира, ввергнутых в пучину страданий по собственной воле, и обретающих в результате случившегося правду о мире и себе.

Очень выразительны в спектакле постановочные приемы, связанные с музыкой Г. Малера, А. Шнитке, хоровым пением и анимацией. Невидимый зрителю хор под руководством Ольги Пыхтеевой создавал атмосферу роковых событий, комментировал происходящие на сцене события, создавал масштаб трагедии: «Господь твою душу помилуй...» Анимация, предложенная дочерью Аллы Гониодской - Нелли, возвращала к образам старинной английской сказки со скачущей по лесам и горам конницей и звоном клинков.

 Присутствовала в атмосфере спектакля и публицистическая линия: в финале Лир с фонариком в руке направлял его луч в зрительный зал, словно искал сохранившиеся живые души, как когда-то это делали в театре на Таганке...

 В последние годы Пермский театр кукол под руководством И. Тернавского активно пробует работать с разными в художественном смысле куклами, в многомерном сценическом пространстве, используя средства не только собственно кукольного театра, но и музыкального, изобразительного, драматического искусства. «Король Лир» сделан в этом же направлении. Зритель может спорить о режиссуре того или иного эпизода, о степени убедительности кукол и актеров в этой постановке. Но думается, что все согласятся: Пермский кукольный театр с такой премьерой прочно занял место в центре вечерней театральной жизни Перми.


Галина Куличкина

Всего просмотров: 5564

Все новости за Февраль 2010

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: