Информация, опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц, достигших возраста
18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край — события, происшествия, репортажи, рецензии (музыка, театр, культура), фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail:

 

 



Пермские «Дягилевские сезоны», вечер первый
17.05.2009 15:13

Первый театральный вечер «Дягилевских сезонов» в Перми принес первые чисто человеческие и эстетические радости.

Было торжественное открытие, которое началось на сцене речью художественного руководителя Пермского театра оперы и балета и фестиваля Георгия Исаакяна. Он признался, что организаторы фестиваля решили нарушить некоторые традиции этой церемонии, и в частности, никогда прежде они не пользовались правом хозяев на продолжительные выступления. Минуту спустя стало понятно, что его вынудило взять в руки микрофон на более долгое время, чем обычно.

– «Народу нечего жрать, а вы фестивали проводите»… Когда я услышал такую фразу лет двадцать назад, меня это не удивило, – начал он,  – но когда ее произнесли сегодня,  я понял, что надо отвечать. Нас упорно убеждали в течение последних двадцати лет, что деньги решают все, но присутствующие здесь деятели культуры знают, что в сфере человеческого духа – деньги ничто…

Георгий Исаакян говорил о чуде искусства, которое будит воображение зрителя, о великой роли Актера, одушевляющего пустое пространство театра. Благодаря актерскому сценическому существованию перед внутренним взором человека возникают величественные замки и пейзажи, проплывают корабли, предстают судьбы разных людей и народов. Подобное волшебство приобщения к другим мирам и обновления личных эмоций мы неоднократно увидим в эти дни. Около 60 крупных мероприятий с участием ведущих деятелей искусства и науки на разных площадках приготовлено для пермяков организаторами фестиваля.  

Второе нарушение традиций церемонии торжественного открытия оказалось связано с тем, что почетных гостей фестиваля попросили сказать небольшие напутственные спичи для публики в зрительном зале. Среди выступавших были министр культуры Пермского края Борис Мильграм, французский танцовщик и директор «Балета Апулии и Ассоциации Михаила Фокина» Тони Канделоро (Италия), заместитель генерального директора Большого театра Антон Гетман, Наталья Дмитриевна Солженицына…

Самыми продолжительными аплодисментами публика отреагировала на Слово Натальи Солженицыной. Она выразила благодарность устроителям пермского «фантастического фестиваля» за приглашение. Прошло всего пятнадцать месяцев с тех пор, как Александр Исаевич Солженицын получил письмо-вопрос от Георгия Исаакяна о разрешении постановки его повести «Один день Ивана Денисовича». Минуло долгих девять месяцев, как не стало Александра Исаевича, продолжила она, но смерти у настоящего художника нет…

Далее она сказала, что Александр Исаевич был убежденным провинциалом. Он был уверен, что в провинциальных городах всегда имелись и до сих пор есть такие места, где бурлит культурная и духовная жизнь. Станет ли наша страна высококультурной, это во многом зависит, как он считал, от того, какова провинция. Если она сохранит свою самобытность, если будет освобождена от диктата столицы, то и всей  России такое положение дел пойдет во благо. Родина не может развиваться иначе, как если на ее просторах укрепятся и засияют культурные и духовные огни провинциальных городов. Когда Александр Исаевич возвратился  на Родину после изгнания, он объехал три десятка губерний и пришел в отчаяние от того, в каком плачевном состоянии находились библиотеки и школы. И если они не погибли, то только благодаря энтузиастам образования и  культуры в глубинке. Сумеет ли наш народный гений найти выход в этих чрезвычайных обстоятельствах? Сумеем ли мы укрепить духовную жизнь провинции, а значит, и утишить народную боль России? Наталья Дмитриевна выразила надежду, что город Пермь с ее фестивалем «Дягилевские сезоны» несет надежду на возрождение и дальнейшее развитие именно провинциальной культуры.

В заключение речи Наталья Дмитриевна впервые публично прочитала письмо Александра Солженицына к Георгию Исаакяну по поводу постановки оперы по его произведению «Один день Ивана Денисовича». Мы узнали, что для Солженицына предложение пермского режиссера было полной неожиданностью. Писатель никогда не думал и даже не видел возможности перевода своей прозы на язык условного искусства, каким является опера. Но «Ваше глубоко продуманное письмо, полное глубоких душевных движений и с планом постановки», читала вдова писателя строки письма, его обезоружили. Солженицын дал согласие на работу театра по его повести. В заключительных строках своего письма он выразил пожелание: «Да будет оправдан замысел Вашей творческой удачей». Наталья Дмитриевна присоединилась к пожеланию мужа и добавила: «Пусть удача простирается и на другие работы пермского театра».

Художественная часть фестиваля открылась премьерой балетного фрагмента оперы «Князь Игорь» Бородина. Казалось бы, абсолютно знакомый по пермскому спектаклю, стоящему в репертуарной афише десятки лет. На сцене танцевали знакомые пермские танцовщики и танцовщицы. Но тем ошеломительнее оказалось ощущение принципиальной новизны. Во время просмотра невольно вспомнились строчки Александра Блока из «Скифов»: «Мильоны - вас.  Нас  - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с  нами…» Сцена вдруг показалась мала для той дикой вольницы, образ которой предстал в бешеном танцевальном ритме кордебалета. «Привыкли мы, хватая под уздцы/ Играющих коней ретивых,/ Ломать коням тяжелые крестцы, /И усмирять рабынь строптивых...» От «веселого варварства» половцев на фоне желтых диких степей захватывало дух, и как-то заново мы удивлялись необычайно загадочной энергии Востока, воплощенной в заразительных танцах всех исполнителей пермской балетной труппы и особенно неутомимой половчанки – Натальи Макиной.

Причиной наших новых эмоций была осуществленная реконструкция премьеры «Половецких плясок», представленной в 1909 г. в Париже с хореографией Михаила Фокина, декорацией и костюмами Николая Рериха. Хореографию перенесла на современную сцену педагог-репетитор Мариинского театра Галина Рахманова (С.-Петербург), а реконструкцию сценографии по эскизам:Николая Рериха сделал Вячеслав Окунев.  В те годы это балетное произведение открыло путь русского искусства к сердцам французов, а значит, и всей Европы. Сценическое воспоминание на фестивале о том событии стало прекрасным введением в основное русло размышлений участников пермских «Дягилевских сезонов»: «Половецкие пляски» возбудили  размышления о неумирающих традициях творческих идей Сергея Дягилева, художественной оригинальности его антрепризы, об их актуальности для  современного российского балета.

Художественная программа первого вечера порадовала продуманностью в подборе всех представленных произведений. Следующий за «Половецкими плясками» одноактный балет «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова, в постановке Алексея Ратманского продолжил на современном этапе более позднюю традицию Дягилевской антрепризы, возвращающей к  музыке Игоря Стравинского и танцу с ослабленным сюжетом, к опыту жизни русских на Западе. Отметим полисемантичность названия и художественной образности балета, несущего в себе двойной смысл – авангарда, основанного на русских национальных традициях. Сочинение для струнного оркестра, скрипки и сопрано Леонида Десятникова основано на аутентичных записях и нотных расшифровках народного пения в Псковской, Смоленской и Тверской областях. Это был спектакль Большого театра, который впервые выступал на пермской сцене. Солисты театра поразили высоким уровнем мастерства, они были, как «пух Эола» и с выразительной пластикой движений.

Завершал первый вечер абсолютно современный бессюжетный балет – постановка «В комнате наверху» на музыку Филиппа Гласа, хореография Твайлы Тарп, также в исполнении артистов балета Большого театра. Твайлу Тарп критики называют «королевой эклектики», так как она использует всевозможные виды движения – и классику, и модерн, и джаз. Музыка Гласса рождена из изучения им ритмов Северной Африки, Индии и Гималаев. Сложные чувства рождались от увиденного на сцене. С одной стороны, разнообразие и сложность красивых движений, безупречность их воплощения в ансамбле, трио, дуэтных танцах вызывали восхищение отточенностью пластики, зрелищностью. Но динамика в перемене костюмов от общего для всех стиля «унисекс» к обозначению половой принадлежности танцоров, появление и уход исполнителей не за кулисы, а в клубах дыма, из полумрака, идущего из глубины зеркала сцены будили тревогу, возникала некая атмосфера миража, зыбкости жизни.

Первый вечер прошел в театре при аншлаге. В зале, помимо почетных гостей фестиваля из разных стран и городов России, присутствовали известные творческие деятели, ученые, представители администрации Пермского края и города Перми, бизнесмены.


Галина Серебрянская
На снимках: в антрактах первого театрального вечера мы увидели лица почетных гостей и пермских деятелей искусства и науки.

 

Всего просмотров: 4577

Все новости за Май 2009

На главную страницу...