Дягилевские сезоны-2009 в Перми: «Один день Ивана Денисовича» (рецензия)
22.05.2009 13:23

«Сходи обязательно, это надо видеть, и музыка отличная» - уговаривал меня приятель, принимавший непосредственное участие в работе над постановкой в Пермском театре оперы и балета оперы «Один день Ивана Денисовича» по повести Александра Солженицына на музыку Александра Чайковского.

Действительно, эту премьеру нельзя пропустить, хотя бы потому, что она, безусловно, стала центральным событием IV Дягилевских сезонов. Этот не просто фестиваль, а настоящий мультикультурный проект так прочно вошел в нашу жизнь, что другие события мы меряем «до, после или во время» фестиваля. Но именно премьера оперы Александра Чайковского на сюжет повести Александра Солженицына стала ядром фестивальной программы, а ни в коем случае не «перевернутые картинки» немецкого художника Георга Базелица. И уж вовсе не «фейерверк из штанов» скандальной группы «Синие носы», которым завершилось торжественное открытие Дягилевских сезонов накануне, заметно заземлив и пафос официальных речей, и праздничность общего настроя.

И хотя вопрос посещать или не посещать премьеру даже не обсуждался пермскими меломанами и театральными завсегдатаями, опасения все же были. Настораживала и сама идея переложения на музыкальный язык достаточно тяжелой лексики мастера русской прозы. Вспоминался печальный опыт постановки другой оперы композитора в пермском театре, когда спектакль прошел всего три раза практически при пустом зале. Были переживания, справятся ли солисты и оркестр с современной музыкой, будет ли сама музыка достаточно интересной и доступной для слушателей, воспитанных на Чайковском и Верди. Слишком надуманной, как сказали бы современные студенты, «навороченной», лишенной легкости эмоционального восприятия оказалась музыка «Лолиты» Щедрина - премьеры первых Дягилевских сезонов в 2003 году.

Однако все опасения рассеялись после премьеры. Это действительно надо видеть. Режиссерская смелость, граничащая порой с авантюризмом, на этот раз помогла Георгию Исаакяну найти удивительно точное, тонкое и цельное решение сложной задачи: не просто показать один день из жизни заключенного, а подсказать зрителю множество вариантов прочтения, осмысления и обобщения этой многогранной темы: судьба человека в тоталитарной системе. Пересказывать режиссерские мизансцены бессмысленно: монтажность и реминисценции, полифоничность и лаконизм найденных приемов предельно емко и эмоционально выражают солженицынский текст.

Также лаконична и информативна сценография (художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт). Все оттенки серого с яркими цветовыми пятнами из «мирной» жизни - так можно определить палитру костюмов и декораций. Оперная сцена превращалась то в лагерный барак, то в стройку, на которой работают заключенные, то в купе поезда, то в деревенский дом. Окутанные колючей проволокой кулисы, снег на крышах бараков, ломы, кувалды и алюминиевые миски, телогрейки, ушанки и измазанные копотью лица - все предельно «настоящее» и поразительно органичное для музыкального театра.

Музыка, к слову, действительно отличная. Она стала вторым «я» для текста оперы, где каждое слово написано Солженицыным. И хотя в музыке много стилевых цитат, а возможно, и прямых заимствований, они оказываются всегда к месту. И джазовые ритмы (рассказ «американского шпиона» Кавторанга), и молдаванеска (сцена поимки заснувшего на лесах молдаванина), и «советские песни» девушек-студенток - все эти интонации сплетаются в единую выразительную музыкальную ткань оперы, где есть и полифонические «бахизмы» (в увертюре и хоровых сценах), и прокофьевский лиризм (в сольных партиях и дуэтах). Некоторые мелодические находки даже остаются в памяти, как и поразительно яркая и насыщенная тембровая драматургия партитуры. Некоторые музыковеды-критики даже не расслышали в звуковой ткани оперы краски баяна и домры, настолько органично вплелись эти инструменты в классический оркестр. Усиленная (расширенная) группа ударных «ударно» изображала «усиленный» лагерный режим. Оркестр под руководством Валерия Платонова и хор (хормейстер-постановщик Владимир Никитенков) достойно справились со сложной партитурой Александра Чайковского, написанной, кстати, в предельно короткие сроки - за 2 месяца был готов клавир, а через 10 месяцев театр получил партитуру нового сочинения.

Событием в событии стало и исполнение заглавной партии. Павел Брагин, который растет от спектакля к спектаклю, становится ведущим тенором пермской оперы. Совокупность его музыкантских и актерских данных помогли создать цельный и сильный образ Шухова, зэка под номером Щ-854. Как показалось побывавшим на премьере, он даже внешне напоминает молодого Солженицына (известно, что «Иван Денисович» - автобиографическая повесть). Так ли это - оценить могла и вдова писателя, специально приехавшая на фестиваль с семьей. Вся труппа театра, безусловно, мобилизовалась, работая над премьерой этого эпохального спектакля. Потому и результат получился качественный. А для большего проникновения в атмосферу эпохи артистов организованно вывозили в Пермский музей политических репрессий «Пермь-36».

«Сходите обязательно!» - советую теперь и я всем, кто еще не успел побывать на премьере новой оперы Александра Чайковского по повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в постановке Георгия Исаакяна в Пермском академическом театре оперы и балета им. Чайковского.


Екатерина Баталина-Корнева
музыковед

Всего просмотров: 5032

Все новости за Май 2009

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: