ТЕЗИСЫ ПГИИК к Концепции культурной политики Пермского края («Культурная альтернатива»)
09.09.2010 23:38

Преамбула. Вопрос о культурном реформировании российского общества в целях повышения динамики его развития, улучшения качества жизни нынешних и будущих поколений россиян объективно выдвигается в повестку дня.

Причинами усиливающегося внимания к культуре являются, на наш взгляд, следующие:

-         «пробуксовка» ряда реформ в экономической, социальной и политической областях, осуществляемых без учета российской культурной специфики;

-         осознание важности следования мировым трендам повышения роли культуры в постиндустриальных обществах (влияние на экономику, обустройство городов, развитие креативного предпринимательства и творческих индустрий и т.п.);

-         необходимость национально-культурной консолидации, духовной и идеологической сплоченности населения в многонациональной стране как фактора предотвращения межнациональных конфликтов;

-         выдвижение руководством страны цели построения «инновационной экономики» и шире - «инновационного общества», требующего, в свою очередь, формирования у россиян инновационной культуры и нек. др.

1.       В современных условиях наметились две тенденции в вопросе о роли культуры в содействии модернизации страны.

Первая тенденция представлена ныне осуществляемой политикой, когда главным культурным механизмом реформирования выступают такие социокультурные институты, как образование и наука (главным образом - естественные и технические науки) и предлагаемые ими технологии.

При существующей системе государственного управления это выражается в «отдании» очевидного ведомственно-отраслевого приоритета Минобрнауки РФ (Нацпроект «Образование», «Программа модернизации образования», Президентская инициатива «Новая школа», создание федеральных и национальных исследовательских университетов, российского инновационного центра «Сколково» и нек. др.).

При этом отрасли «Культура» отводится второстепенная по «перестроечным» понятиям роль сохранения культурного наследия и традиционных культурных общенациональных достояний, удерживающих позиции России как культурной державы среди наиболее развитых стран мира (материальное и нематериальное наследие, «брендовые» учреждения культуры и искусства, система непрерывного художественного образования, достижения в отдельных жанрах художественного творчества и исполнительского искусства и т.п.).

2.        Вторая тенденция, выходящая в плоскость реальной государственной политики на уровне конкретного Пермского региона (правда, с заявлением претензий не только на межрегиональный и российский, но и на мировой уровень) -  это тенденция к смене лидерства или, по крайней мере, смещению акцентов государственного внимания и поддержки в сторону индустрии презентации современной культуры как «ускорителя» осуществляемых в обществе радикальных реформ.

Сторонники такого подхода стоят на позициях своего рода «авангардизма» (или «культурно-политического авангардизма»), способного, по их мнению, привести к быстрой и «относительно малозатратной»  культурной модернизации российского общества. В результате такой политики («инновационно-проектного действия») будет достигнуто, как ожидается, «изменение ценностей, институций и сознания людей».

3. Сильной стороной проекта Концепции «Культурной политики Пермского края» является декларация ряда современных идей (роли культуры в современном обществе, ее влияния на экономику, «культурной экспансии», креативности как доминирующем факторе культурного развития, культуры как локомотива социально-экономического развития страны в целом и т.д., и т.п.)

Одновременно отличительной стороной проекта Концепции становится «декларативность» как прием объявления («оглашения») неочевидных истин или постулирования положений без всякой аргументации, тем самым, переводя их в разряд субъективных желаний авторов.

Слабыми сторонами Концепции «Культурной политики Пермского края» как документа научно-прикладного характера на наш взгляд, являются: теоретическая «размытость» («вольно» определяемый понятийно-терминологический аппарат, недостаточная структурированность, ведомственно-отраслевой подход к культуре и культурной политике, игнорирование роли и места субъектов социально-экономической политики (например, таких как крупные промышленные предприятия) и сложившейся социокультурной ситуации в Пермском крае в целом), отсутствие четко сформулированных целей и задач, их рассогласованность с предлагаемыми результатами реализации концепции культурной политики).

4. Но если это большей частью поправимо в ходе основательной доработки Концепции, то есть вещи, с которыми трудно согласиться по принципиальным соображениям (даже не научного, а сугубо практического характера, т.к. в случае их реализации могут иметь место серьезные негативные последствия).

Прежде всего, это тезис о том, что «современная культурная политика - это проектно-инновационное действие, изменяющее институции, среду и сознание людей». Если инноватор в сфере материального производства или предпринимательской деятельности имеет право на ошибку, на эксперимент и на отказ от прежней позиции (в пользу нового подхода), то в социально-культурной сфере нельзя осуществлять действия по ломке существующего уклада, а потом сказать: «Ну, извините - ошиблись! Хотели, как лучше, получилось как всегда!» (или по принципу «лес рубят - щепки летят»)».

Фактически - это и есть революционный подход, идеология «культурной революции» (чем это заканчивалось в истории, мы уже знаем).

5. С нашей точки зрения культура является социокультурным механизмом «устойчивого развития», культуросообразной модернизации общества, а не инструментом радикальных преобразований. Именно взаимосвязь и взаимозависимость созидательной и охранительной, преобразующей и стабилизирующей функций культуры обеспечивает «культурную эволюцию общества».

Более того, именно культура, в силу своей внутренней природы, опирающейся на традицию, на норму на то, что «устоялось» и на способность рекультивирования «культурного слоя», является  своего рода демпфером, смягчающим потрясения от радикальных социальных трансформаций  в других сферах.

Поэтому мы, не отрицая возможности обсуждения, предложенного авторами Концепции подхода, предлагаем свое видение Пермской региональной культурной политики, и модели региональной культурной политики в целом.

(Нам представляется важным в условиях развития демократического государства и гражданского общества обсуждение не одной, а различных точек зрения при решении важных для государства и общества вопросов).

6. Фактически речь идет о третьей тенденции (или скорее, - интенции) подходе, основанном на социально-интергративном значении культуры, предусматривающим тесную кооперацию и консолидацию сил, в первую очередь сфер и отраслей интеллектуально-духовного производства, обладающих высоким творческим потенциалом (культуры и искусства, образования и науки) и системным воздействием на все другие сферы и общественные практики. Только в этом случае появляется возможность преодолеть сложившийся ведомственно-отраслевой подход к культуре в государственной политике и государственном управлении.

7. Культурная политика является неотъемлемой частью социальной политики, подчиненной ее приоритетам и стратегическим целям. Культурная политика - всегда продукт компромисса между заинтересованными общественными группировками - создателями, распространителями и потребителями культуры. Краевая культурная политика разрабатывается и реализуется, прежде всего, для населения региона. Интересы и потребности жителей Пермского края обладают абсолютным приоритетом перед политическими и статусными амбициями инициаторов культурных изменений. Таким образом, речь должна идти о региональной социальной культурной политике.

Социально-культурная политика - есть мета-политика, включающая в себя заинтересованную позицию власти не только по отношению к отрасли «культура», но и шире - разнотипным социально-культурным институтам и институциям, более того - к культурным основаниям и аспектам всех сфер общественной практики (включая экономику, право, производство, управление и т.п.).

8. Целью социальной культурной политики в современных российских условиях является воссоздание общественных связей между людьми, разобщенными между собой экономическими (в т.ч. имущественными), культурными, территориальными и ведомственными (корпоративными) разрывами. В таких условиях содержанием  региональной культурной политики должна стать долговременная, последовательно реализуемая властью в сотрудничестве с обществом программа, направленная на обеспечение доступа самых широких групп населения к современным культурным ресурсам, достаточным и необходимым для того, чтобы пользоваться достижениями современной цивилизации. К названным культурным ресурсам относятся, прежде всего, ресурсы образовательные (общие и профессиональные), информационные, социально и индивидуально-творческие, досуговые, в т.ч. спортивные и эстетические.

9. Принципы социально-культурной политики определяются исходя из гуманистическо-возвышающей, креативно-созидательной перспективы развития человека и общества (в т.ч. регионального сообщества). Ими являются:

  • Приоритет культурно-детерминированного подхода к преобразованиям в различных сферах общественной практики комплексный транс-культурный характер планируемых и осуществляемых изменений в региональном социуме.
  • Культурно-экономический паритет социального развития, то есть параллельное, «связанное» решение культурных и экономических задач в процессе переустройства общества, поддержка взаимозаинтересованных партнерских отношений бизнеса, учреждений, организаций и структур социально-культурной сферы; выделение в консолидированном бюджете региона финансовых средств в размерах, обеспечивающих гарантированный минимум культурного обогащения человека, сохранения наследия, поддержание имеющихся эффективно и стабильно работающих учреждений, дальнейшего развития инфраструктуры, содействия реализации инновационным социально-культурным проектам.
  • Культурный протекционизм как система мер и мероприятий региональных властей, направленных на поддержку (покровительство) социокультурной деятельности, решающей важные проблемы поддержания социальной стабильности, сохранения и воспроизводства культурных традиций, разработку и укоренения в практику социально-культурных новаций, устойчивого социально-экономического развития региона.
  • Социокульутураня интеграция - взаимозаинтересованная скоординированная деятельность всех базовых социальных отраслей и ведомств в целях повышения эффективности управления устойчивым развитием на региональном уровне.

10. Главными задачами социально-культурной политики являются:

  • Осуществление культурно-политическими средствами синтеза отношений патернализма (патронаж со стороны государства), «социального партнерства» (поощрение социальной ответственности и вкладов бизнеса), стимулирование креативного предпринимательства в социально-культурной сфере, развитие меценатства и спонсорства.
  • Создание «стыковочных» механизмов взаимодействия культуры с другими сферами, особенно в решении сложных социальных проблем (сохранение и укрепление здоровья, развитие поликультурной среды, экологического воспитания, безопасности жизнедеятельности и т.п.).
  • Обеспечение экономических, правовых, информационных, организационно-управленческих условий для реализации целевых направлений ведомственной культурной политики (сохранение накопленного потенциала, обеспечение преемственности культурных традиций, сохранение объектов общенационального и регионального культурного наследия народов Прикамья и России, поддержки художественного творчества, подготовка творческих кадров высшей квалификации и др.).

11. Секторами и направлениями особого внимания социально-культурной политики являются структуры, процессы и практики многофункционального действия на региональный социум и культурную среду:

  • Культурные компоненты общего и профессионального образования (социализация, инкультурация, воспитательные системы и процессы).
  • Национально-культурные аспекты гуманитарной сферы (поддержки развития культур народов населяющих Пермский край, повышение роли русского языка и русской культуры как факторов укрепления общенационального единства, гармонизации межнациональных отношений).
  • Сотрудничество светской общественности и учреждений социально-культурной сферы с религиозными объединениями, необходимое для укрепления социальной стабильности и преодоление духовного кризиса общества (опыт взаимодействия Пермской школы культурологов, религиоведов, социологов, философов и деятелей духовенства в регионе имеется).
  • Поддержка социально-культурной направленности деятельности СМИ.
  • Поддержка местных культурных инициатив (помощь в оформлении и реализации проектов путем организации обучения, проектной деятельности, консалтинга).
  • Формирование экономической культуры, в том числе современных конкурентных, социально ориентированных образцов предпринимательского поведения; поддержка инициатив, направленных на модернизацию культуры труда и производства на предприятиях Пермского края.
  • Строительство политической культуры современного типа: рациональной, конкурентной, компромиссной и открытой, призванной вытеснить авторитарные стили управления, с одной стороны, и преодолеть отчуждение значительной части населения от политики, с другой; создание современного политического поля, в котором на основе компромисса происходит согласование властных инициатив и интересов граждан.
  • Поддержка сложившихся в Крае центров гуманитарного знания и исследований, в т.ч. научных школ в пермских университетах и институтах. Создание Центра мониторинга культурных процессов и экспертизы социально-культурных инноваций.

12. Исходным этапом в разработке региональной социально-культурной политики служит процедура исследования культурной ситуации в Крае: выявление основных социокультурных групп с их ценностными ориентирами и поведенческими моделями, культурных разрывов и противоречий, определения «точек роста» и альтернативных перспектив культурного процесса. Результаты исследования должны быть подвергнуты независимой экспертизе специалистами в области культуры. Неотъемлемым элементом в разработке культурной политики является критическое обобщение предшествующего опыта.

13. Разработка социально-культурной политики предполагает консультации и договоренности на компромиссной основе между всеми ее участниками; она осуществляется под постоянным контролем со стороны общественности, имеющей право инициировать соответствующие изменения в процесс ее реализации. Опора на культурные традиции, сложившиеся в Пермском крае, является необходимым условием для реализации культурных новшеств; в противном случае реализация культурной политики приведет к новым разрывам, напряженностям и конфликтам, разрушающим социальные связи между людьми.

14. Концепция региональной социальной культурной политики (или концепции, при наличии альтернативных вариантов) в установленном порядке вносится Губернатору и на утверждение в Законодательное собрание Пермского края.

Утвержденная краевой законодательной и исполнительной властью Концепция является основанием для разработки и принятия краевой Программы социально-культурного развития Пермского региона.

Всего просмотров: 9121

Все новости за Сентябрь 2010

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: