Проблемы современного балетного театра. Круглый стол в Перми
24.06.2009 15:00

В Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского завершился очередной творческий сезон. Концовка оказалась насыщенной событиями. Это и «Дягилевские сезоны», и гала-концерт в Большом, и престижное предложение выступить на балетной сцене во Франции.

 

В том же ряду – изменения в руководстве балетной труппой театра, произведенные художественным руководителем Георгием Исаакяном.

И вместе с тем назрела необходимость посмотреть на пермский балет не только снизу вверх, как восторженным зрителям. Такую возможность предоставили пермякам участники круглого стола на «Дягилевских сезонах».

В один из дней фестиваля состоялся круглый стол по проблемам современного балетного театра, в котором принимали участие ученые, ведущие балетные критики России, педагоги балетных школ. От ПГИИК на круглом столе выступала заведующая кафедрой хореографии, профессор Т.А. Казаринова, принимала участие декан факультета искусств доцент Е.В. Баталина.

Среди актуальных проблем современного балетного театра, как сообщила Е.В. Баталина, были особо выделены несколько наиболее важных. Одна из них заключается в том, что из театра «ушел трепет» и  приоритетом все чаще становится техницизм. Об этом подробно говорила главный редактор всероссийского журнала «Балет» Валерия Уральская. Ушла из современного балета душа, чем привлекала зрителей хореография прошлых веков, и оттого в танце появилась некая холоность и отчужденность.

Многие участники круглого стола с болью констатировали проблему кадров современных постановщиков-хореографов. В хореографическом образовании присутствуют элементы консерватизма, много внимания уделяется высоким требованиям технического исполнения. Но порой из-за этого страдает процесс творческого воспитания мыслящих специалистов.

   А это значит, что отсутствуют по -настоящему современные балеты с точно выверенной сюжетной версией, с разработанным музыкально-драматическим конфликтом, воплощенным в партиях солистов и танцевальном рисунке кордебалета. «Современная хореография муссирует слабость, растерянность и инфантильность искусства перед лицом реальности XXI века, - сказала критик из всероссийской «Новой газеты» Екатерина Васенина, - мы видим на сцене инфантильность искусства, вечное детство человека в обществе потребления. Тип современного танцевания воспитывает любовь к истерике и сосредоточенность на своих психических проблемах». Она напомнила хореографам-постановщикам, что эстетическая цель спектакля в высоком смысле слова  - это воспитание зрителя, чем было всегда сильно искусство модерна.

   Профессор из Санкт-Петербургской государственной консерватории Ольга Розанова заметила, что за последние двадцать лет на отечественной академической балетной сцене не появилось ни одного современного спектакля-события, ставят либо реконструкцию классических балетов, либо современный спектакль, в котором самое слабое место - проблематика и драматургия.

Академик Виктор Ванслов, директор научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств высказал мысль о том, что хореографам необходимо выразить в танце эстетику современного поколения. Так было во все времена, и хотелось бы увидеть поиск новых выразительных средств в подобном направлении.

Своеобразным итогом размышлений о судьбе современного балета стало выступление профессора Андрея Золотова из Москвы. Он размышлял о пути балетного искусства в контексте единой современной театральной стихии. В таком случае отпадает потребность в противопоставлении классики и современности, современность всегда есть продолжение традиций на новом уровне, балет всегда влечет своей условной красотой и условным выражением смысла. Современность связана со смыслом, он диктует хореографу новые особенности в танцевальной технике .

Добавим от себя, что пермский академический балет на фестивале в этом отношении показал спектакли с типичными проблемными чертами. При хорошей технической школе, демонстрируемой отдельными солистами и кордебалетом, мы увидели слабую хореографическую драматургию в «Медее», холодность атмосферы в «Ринге», элементы архаики в «Корсаре». Самой яркой оказалась реконструкция хореографии М. Фокина - «Половецкие пляски» на музыку А. Бородина в исполнении пермской балетной труппы. Наиболее живым был контакт с публикой на спектаклях современной хореографии - «В комнате наверху» на музыку Филипа Гласса, хореография Твайлы Тарп в исполнении труппы Большого театра России, а также спектакль «Отторжение» Пермского театра «Балет Евгения Панфилова», постановка Ларисы Александровой (Москва).

Елизавета Гинзбург
"Пермь Великая", ПГИИК, №37, 2009

 

Всего просмотров: 5290

Все новости за Июнь 2009

На главную страницу...