Там, где лидеров учат смирению
11.07.2009 13:41

Июль - время приема документов и вступительных экзаменов. Сегодня после окончания школы у пермяков и гостей города есть возможность получить довольно редкие для нашего края профессии. Например, можно поступить в Пермское регентское училище и стать регентом церковного хора. Или поступить в Пермский медицинский колледж на специальность ‛Сестринское дело‛ и через три года получить квалификацию православной сестры милосердия.

Чем регент отличается от просто руководителя хора? И почему не просто медицинские сестры, а сестры милосердия? Подобные вопросы кажутся естественными, а разумных ответов сразу в голову не приходит. Поэтому мы обратились за разъяснениями к одному из наставников таких необычных студентов, проректору по учебной работе священнику Игорю Ануфриеву.

- Отец Игорь, можно ли научить милосердию?

- Милосердию? Ну... Конечно, это зависит от восприимчивости человека, от чуткости его души. Учить можно всему доброму, в том числе, и милосердию. Учит-то Господь, недаром Его называли Учителем. Он и учил, прежде всего, своей жизнью. Много зависит еще от того, может ли воспринять человек то, чему его учат.

- А какова в таком случае роль преподавателей, что они должны делать, чтобы учащиеся научились милосердию?

- Ну, в идеале преподаватель должен не только давать какие-то знания или приводить какие-то примеры, из жития святых, из нашей жизни. Преподаватель еще должен (в идеале) являть собой образ милосердного человека. И не должно быть так, что дела человека расходятся с его словами.

-А если говорить более конкретно: как все-таки передается знание? Сестрам милосердия преподают ведь и обычные медпредметы...

- С этим-то проще. Это наука, хотя такая наука, конечно, тоже милосердие. Это нужно уметь, потому что иначе мы причиним человеку боль. Что же касается духовной составляющей, то здесь главное - обучение делом, когда будущие сестры милосердия видят людей, которые действительно помогают больным. Потому что, как правило, сестры милосердия нужны в тех случаях, когда человек действительно страдает, а не просто приболел чем-нибудь. Как, например, воины... Сестры милосердия необходимы в таких обстоятельствах, как эпидемии, бедствия народные и подобные потрясения. Они обучаются практически, когда видят перед собой подвижника милосердия. Как пример, можно привести одного инициаторов создания обучения сестер милосердия в Перми Сергея Суханова, кардиохирурга, который являет всей своей жизнью пример такого подвижничества. Он с утра до вечера оперирует, в буквальном смысле не знает ни сна ни отдыха, отдает все силы больным. Видеть людей, подобных ему - это и есть главное в обучении милосердию.

- Следовательно, сестры милосердия - те же медсестры, но как бы с более высокой подготовкой?

- Да, это те же медицинские сестры, но с духовной подготовкой. Они должны иметь крепкую веру, потому что без веры человек не способен на подвиг. Иначе, если человек просто выполняет свой долг, зарабатывает деньги - это просто работа. Сестра милосердия должна еще чем-то пожертвовать: своим временем, своей усталостью. Сестра милосердия - это исключение из правил...К сожалению.

- А регенты, которые учатся в регентском училище, тоже должны чем-то пожертвовать?

- Про регентов тоже будем здесь писать?

- А почему бы нет?

- Ну, хорошо. Регент - тоже исключение из правил. Регент - это лидер, то есть ведущий за собой человек. Но это не просто начальник, как на светской работе: начальник сказал - и все сделали так. Это человек, который жертвует своим спокойствием, своим комфортом, своим...Для каждого певчего он чем-то жертвует. Иначе хор просто не будет звучать! Так что регент должен объединять в себе лидерские качества, качества веры и...смирение. Лидер и смирение, так что видишь, как это непросто...

- Но ведь на светской работе тоже так бывает: начальник недостаточно чутко себя повел - остался без подчиненных. В чем все-таки отличие-то?

- Конечно, есть и общие моменты, профессии регента и просто руководителя, безусловно, имеют общую составляющую. Но в Церкви есть две особенности во взаимоотношениях людей. С одной стороны здесь больше любви, понимания, теплоты, которые дает благодать, а с другой стороны, здесь встречаются гораздо более сильные искушения, которые трудно встретить в светской жизни.

- То есть, где в отношениях больше теплоты, там можно встретиться с более крупными неприятностями?

- Не то чтобы неприятностями... Скорее, с непредвиденными неожиданностями, если расшифровать слово "искушения".

- Выходит, по вашим словам, что между сестрами милосердия и регентами не такая уж большая разница?

- Конечно, если с профессиональных позиций здесь можно найти много отличий, то духовно - это одно и то же делание, а именно, принесение себя в жертву ради служения. То есть, отказ от каких-то своих удобств, комфорта ради служения. Вот как-то так.

- Ну и в заключение хотелось бы от вас услышать совет тем, кто учится. Не только тем, кто выбрал трудный путь регента или сестры милосердия, но и просто учащимся.

- В первую очередь, я бы посоветовал очень беречь свое время. Учение - оно хорошо смолоду, и молодые годы нужно очень активно использовать для учения. И еще хотелось бы посоветовать всем учащимся (не только духовных заведений) рассчитывать не только на свои силы, но и молитвенно обращаться за помощью свыше, которая, я уверен, необходима нам и при обучении светским наукам.


Петр Куличкин

 

Всего просмотров: 3535

Все новости за Июль 2009

На главную страницу...