В Пермской «Новой драме» «Дядя Ваня» за закрытой дверью
28.03.2011 11:14

«Дядя Ваня», пьеса, написанная Чеховым, давно получила широкое признание среди театральных режиссеров. Драму ставили в МХАТе, в Театре им. Вахтангова, в театре им. Моссовета. Гремели споры вокруг неоднозначной постановки Карбаускиса в Московском Театре-студии под руководством Олега Табакова. Марина Оленева, режиссер пермского камерного театра «Новая драма» тоже обратилась к чеховской драме, чтобы найти в ней свой сакраментальный смысл.

Сценическое пространство вытянуто поперек театрального помещения. Слева скамейка, справа умывальник, стол и пианино, а в центре стоят три двери (декорации выполнила художница из Кудымкара Любовь Мелехина). Три двери - сценографический акцент, моментально привлекающий внимание зрителя. Больше ничего. Нет никакой атрибутики уютного дворянского особняка, нет и модернистских трюков.

Первой на сцене появляется актриса Елизавета Тарасова в роли Войницкой. Худощавый силуэт, лицо закрыто очками и платком, она медленно идет, садится на стул и замирает. Ее образ размыт, недосказан, она похожа на привидение, нечаянно оказавшееся в реальности конца XIX века. XIX век - время по Чехову, но какой век здесь и сейчас на этой сцене? Сложно сказать.

Сюжет разворачивается в точности по пьесе. Иван Петрович, актер Михаил Путин-Шестаков, сетует на свою пропащую жизнь, винит во всем профессора Серебрякова, переехавшего из столицы в провинцию ввиду нехватки средств. Вспыхивает любовный треугольник: Соня, дочь профессора от первого брака, безнадежно влюбляется в уездного врача, а врач - в молодую жену профессора Елену Андреевну. В Елену же влюблен и дядя Ваня. Страсти разгораются нешуточные, в ход идет пистолет, но все заканчивается мирно. Профессор с женой уезжают в другой город и привычный порядок восстанавливается.

Сюжетная канва сохранена в точности, но возникает навязчивое ощущение нестыковки классического прочтения пьесы и интерпретации театральной труппой «Новой драмы». Что не так?

Персонажи разбиты на тройки. Три мужских и три женских образа. Один, Телегин, остается вне тройки, и кто он такой в этом спектакле, мы узнаем позже. У каждого персонажа свой закрытый внутренний мир, переполненный разочарованиями, несбывшимися надеждами, злобой к близким людям. Каждый заперт за своей дверью. На протяжении всего спектакля герои все время вертятся вокруг дверей, прячутся за ними, входят и выходят, но никак не могут найти выход к сердцу близкого человека. Они эгоистичны и слабохарактерны, в праздных разговорах и перепалках не найдется ответ. Необходимо действие, но какое?

Соня действует, открывая свое сердце Елене Андреевне и Астрову. Наталья Максимовских создает эмоционально сильный, даже взрывной образ Сони. Она подвижна, порой угловата, резка, в ней как будто сжаты пружины страсти и отчаяния безответной любви. Это трагический персонаж, сохраняющий свое достоинство, несмотря на атмосферу упадка и безнадежности, и у зрителей она вызывает сочувствие, сопереживание.

На контрасте с Соней выстраивается другой женский образ: Елена Андреевна в исполнении Юлии Рачковской, наоборот, холодна и сдержанна. Ее движения размеренны и неторопливы, интонации немного надменны, она столь хороша в облегающих и пышных платьях. Не удивительно, что ни дядя Ваня, ни доктор Астров не устояли перед ее чарами, но кроме красоты и грации в этом образе больше ничего нет. Она, в отличие от Сони, никак не действует и, когда у нее появляется шанс раскрыть свои чувства к доктору Астрову, освободиться от фальши, она делает выбор в пользу бездумного аморфного сосуществования с профессором. Поэтому Елена Андреевна становится красивым, но периферийным в пространстве бытия персонажем.

Характер доктора Астрова прописан смелыми мазками (исполнение актера Алексея Богачук-Петухова): по-молодецки закатанные рукава, высокие сапоги, раскатистый баритон и задиристая ухмылка. Астров - хозяйственный мужик, действительный лесничий, но в нем нет того напряжения внутренней жизни, которое заставляет персонажа развиваться. На его фоне дядя Ваня (Михаил Путин-Шестаков) кажется неуверенным в себе, даже слабым, вечно стонущим и недовольным, но в нем есть как раз та самая чеховская интеллигентность сознающего свою посредственность и стыдящегося ее человека.

Довольно сильно выбивается из традиционных представлений персонаж Константина Жижина Телегин, «Вафля». На первый взгляд, нелепый простачок, своеобразный юродивый в этой среде: он сидит на перевернутом ведре и пытается всех помирить и успокоить. Он оказывается действующим и даже философствующим героем, не случайно спектакль начинается с его размышлений о красоте мира (здесь театр сделал некоторые перестановки в чеховском тексте).

По ходу действия один из персонажей садится за фортепиано и зал «накрывают» разрозненные глухие звуки - метафора сосуществования разрозненных душ. Музыка, придающая ритмичность и динамичность спектаклю, играет важную роль в постановке (музыкальное оформление Елены Нечаевой).

Неврастеник-профессор, в этой роли актер Александр Мехряков, прихрамывая, тяжело вышагивает, звенят склянки с лекарствами, герои мечутся по сцене... Персонаж профессора вбирает в себя собирательный образ всех тех качеств, которые мешают жить другим героем - эгоизм, своенравие, глухота к чувствам и переживаниям другого.

Неожиданно нервная атмосфера, пропитанная непониманием и разочарованием, разряжается. Влюбленные замирают в поцелуе. В это мгновение время останавливается, и персонажи будто светятся изнутри. Здесь не столько эротичность, сколько искренность, желание жить здесь и сейчас, сделать себя и другого человека счастливым. Поцелуй - яркий мотив спектакля, символизирующий свободу и искренность, возможность счастья.

В финале слезы, слезы горькие, пропитанные болью и безнадежностью. Соня снимает картину со стены - изображение южного континента, дальних стран, где, быть может, возможно эфемерное счастье, но, увы! Изображение - только мечты, а реальность здесь, где каждый наглухо заперт за собственной дверью.

Становится ясно - на сцене нынешний век. То, что происходило с персонажами Чехова в XIX веке, столь созвучно с нашей современностью, с тем безразличием, которое царит в сердцах многих, увы, наших современников.


Антонина Борисова
студентка ПГУ

Всего просмотров: 3508

Все новости за Март 2011

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: