«Дягилевские сезоны: первый вечер балета, или «Лебеди и «Блудный сын»
17.05.2011 09:41

Так удивительно удачно сошлось, так славно вышло, что именно с образа лебедя, олицетворяющего русский классический балет, началась театральная программа знаменитого Пермского фестиваля « Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж» В 2011 году это уже пятый творческий проект, объединивший по принципу Дягилева главные виды искусства – оперу, балет, изобразительные жанры и «чистую» музыку.

Следуя традиции великого продюсера, превратившего эту, с позволения сказать, «плебейскую профессию» в настоящее искусство, организаторы пермского фестиваля приложили немало усилий для создания некоего повтора «Русских сезонов» с поправкой на ХХI век.

Два человека, стоящие у истоков рождения пермской многоликой «симфонии» - художественный руководитель фестиваля Георгий Исаакян, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» и директор фестиваля Олег Левенков, доктор искусствоведения Пермского классического университета, создали этот проект, основанный на традициях, но устремленный в будущее. Спасибо им за этот маленький подвиг!

Первый театральный вечер, по заведенному правилу, это концерт с участием звезд балета Петербурга, Парижа и Перми - трех городов, сыгравших очень важную, точнее, определяющую роль в судьбе Сергея Павловича. Наш город молодой Серж, выпускник гимназии, покинул уже достаточно образованным человеком, влюбленным в театр. В Петербурге началась его творческая карьера, и были сделаны первые шаги к славе. Париж стал ареной триумфа «Русских сезонов» Дягилева. Сезонов, отголосок которых сегодня звучит в Перми.

Итак, начался концерт, и «выплыл» на сцену первый лебедь - «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, великая хореографическая миниатюра Михаила Фокина. Танцевала лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка России Наталья Моисеева (Пермь). Хотя номер назывался «Умирающий лебедь», но у нашей балерины он никак не хотел умирать. Руки-крылья энергично «всплескивались» вверх, создавая впечатление начала полета, а не агонию конца. Технически все было исполнено чисто и аккуратно, но в движениях танцовщицы не чувствовалось горечи отчаяния, трагедии не хватало... Публику не «зацепило», и состоялись просто «дежурные» аплодисменты.

Вторыми на сцену вышли солисты Мариинского театра (Санкт- Петербург) - лауреат международных конкурсов Олеся Новикова и Александр Сергеев. Исполнена была миниатюра «В сторону лебедя» на музыку Леонида Десятникова в хореографии Алексея Мирошниченко. Изящная «птичья» пластика стала в нем основой для драматургии. И оказалось вдруг, что зрителям понятны эти изломанные жесты и накал нечеловеческих страстей.

Фрагмент спектакля «Дети райка» на музыку Марка - Оливье Дюпена, хореография Жозе Мартинеса в исполнении солистов Парижской Национальной оперы Изабель Сьяравола и Матьё Ганьо вызвал живой отклик в зале: так чисто и так вдохновенно танцевали гости из Франции. «Сыграны» характеры и безукоризненно исполнены все па. Браво!

Но все же публика была в ожидании «Блудного сына». Написанный Сергеем Прокофьевым по заказу Сергея Дягилева, этот небольшой (всего три сценки из целой жизни) балет стал сенсацией в начале прошлого века. И представьте себе, такой сенсацией он и и остался. Вот что значит соблюдение всех элементов балетного театра вместе: гениальная музыка, интересное либретто (Борис Кохно), потрясающей художественной силы хореография Джорджа Баланчина и, наконец, безукоризненное исполнение. Партию Сына танцевал Алексей Сергеев, отца - Роман Скрипкин, Сирены - заслуженная артистка России Дарья Павленко, партии друзей исполнили другие солисты Мариинского театра. Все вместе они явили публике прекрасный образец серьезного и живого хореографического спектакля. Спектакля, в котором каждый жест и каждое движение артистов было созвучно музыкальной фразе и глубокому смыслу библейской притчи. Нет излишних метаний и стенаний, наоборот, присутствует некая сдержанность и отстраненность, которые создают атмосферу «прочтения» текста. Очень важный момент: зрители как бы вместе с Блудным сыном «проживают» его историю: уход и возвращение. Возвращение не домой, а к Истине, к пониманию жизни. Хореография спектакля так тесно сплетена с философией, что разорвать их невозможно. Молодые исполнители в этой работе продемонстрировали зрелость чувств и высокий уровень исполнительского мастерства. Именно это и стало залогом успеха.

Итак, лучшее в первый театральный вечер - это, несомненно, «Лебеди» и «Блудный сын». «Лебеди» как символы русского балета, а притча о Блудном сыне как напоминание о вечных сюжетах бренной жизни.

Впрочем, рассказывать про балет - сложно, почти невозможно. Его надо смотреть. В программе «Дягилевских сезонов» для нас подготовлено несколько приятных сюрпризов. Кроме того, о чем рассказали, стоит упомянуть прошедший на сцене пермского музыкального театра балет «Дафнис и Хлоя» Равеля в постановке А. Мирошниченко. Эта премьера нынешнего сезона получила уже одобрение пермской балетной публики и прессы. Ближайший новый сюрприз - спектакль «Щелкунчик» (театр «Киев Модерн-балет «) в постановке художественного руководителя этой труппы Раду Поклитару (выпускник Пермского хореографического училища, балетмейстер-лауреат международных конкурсов), назначенный на 19 мая.

На снимках эпизоды из балетных миниатюр первого вечера «Дягилевских сезонов». Фото из архива театра.

 


Татьяна Чернова



Ключевые слова:
балет Пермь
Всего просмотров: 5846

Все новости за Май 2011

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: