Пермские Дягилевские сезоны-2011: балет погружается в эксперимент…
22.05.2011 10:21

Накануне зрителям Дягилевского фестиваля в Перми была представлена программа современной хореографии. Вчера в Театре-Театре с успехом, хотя и не при аншлаге, прошли премьера «Путешествие против ветра» Пермского «Балета Евгения Панфилова» в постановке Ларисы Александровой и постановка «Дождь» Раду Поклитару в театре «Киев-модерн-балет».

Сегодня вечером на сцене Театра оперы и балета идет одна из последних премьер сезона «Видеть музыку».

Сто лет назад пермяк Дягилев привез в Париж русский балет, и эти сезоны не только покорили мир, но и способствовал появлению целой плеяды русских талантливых хореографов, которые определили развитие балетного вида искусства в ХХ веке. Сегодня картина иная - Россия не может обойтись без «чужих» хореографов: в столичных и провинциальных театрах все чаще балетные спектакли ставят иностранцы. Мотив один- они современны и умеют « чувствовать» пульс времени. Вот и наш театр пошел по такому пути.

Вечер одноактных балетов с явно претенциозном названием «Видеть музыку» предложил программу из трех небольших «зарисовок», сочиненных в современном формате. То не сюжет, а лишь намек на тему, выраженный через экспрессивную пластику движений. В программе: балет «Souvenir» (на музыку Гэвина Брайерса) в постановке Дагласа Ли - хореографа и солиста Штутгардского балета; балет «Meditations on Violence» (на музыку Паоло Аралла) хореографа Луки Веджетти - представителя школы американского балета; балеты «Uneven» (на музыку И.С. Баха) и «Quotidiano» (на музыку Дэвида Ланга) в постановке испанского хореографа Каэтано Сото.

Все три хореографа, по словам главного балетмейстера нашего театра Алексея Мирошниченко, с интересом согласились поработать с пермской труппой. Они - представители молодого поколения хореографов, в России еще практически неизвестны. Их опыт должен быть полезен нашим танцовщикам, как считает Мирошниченко. Во время пребывания в нашем городе, гости познакомились с балетным репертуаром и прониклись уважением к труппе, где актеры так активно и результативно умеют трудиться, быстро переключаясь со спектаклей на сложный репетиционных период освоения необычной техники .Особенно хвалили Наталью Домрачеву, хотя и про остальных говорили хорошее.

- Классику они танцуют безупречно, но есть голод на что-то новое, современное... Это почувствовалось... - таково мнение Каэтано Сото (Испания). Его балет «Неуравновешенный» (или Неровный) и открыл вечер современной хореографии. Восемь танцовщиков ведут вечный бой с жизнью. Их тела находятся в постоянном смятении, их руки и ноги двигаются слишком резко, а сами они словно загипнотизированы, как манекены. Главный тон действию задает музыкант, сидящий в глубине сцены(музыка Дэвида Ланга, соло на виолончели Александр Прозоров). Вышло выразительно, но как-то отстраненно, босоногие танцовщики вызвали интерес, но не тронули сердца зрителей.

Отсутствие пуантов не удивило, босоногие танцовщицы типа Айседоры Дункан поразили Европу своими танцами сто лет тому назад. Впрочем, классический балет был изобретен еще раньше. Дело не в возрасте, не в механическом копировании пройденного, а в попытках найти новое в старом. Но именно в поисках оригинальных решений своих, порой чересчур дерзких замыслов, этим хореографам не откажешь. Все мини-балеты имели свой стиль, резко отличаясь друг друга почерком.

У каждого времени свой язык, современный балет активно пытается уйти от «музея» классики и породниться с улицей И молодому артистическому поколению пришлось осваивать акробатический стиль, что вполне удалось пермским танцовщикам. По технике исполнения к работе артистов нет претензий. Вечер современной хореографии стал ярким зрелищем, впрочем, не без изъянов. Где то перевесило агрессивное настроение, где то акробатика отодвинула классику, заменив магию танца технической механикой движений.

Мрачную картину представил хореограф из Италии Лука Веджетти. Его короткое сценическое действие под названием «Медитация на тему насилия» напоминало террористический акт или аварию на АЭС. Название заимствовано из арсенала авангардистских психодрам и фильмов-трансов. Словом, не то страшный сон, не то жестокая реальность. Танцовщики действовали в облаке дыма, а над сценой зависло странное сооружение, напоминающее снаряд или гранату. Жутковато. Не порадовала эта зарисовка и хореографическими изысками - метания и пробежки по сценическому пространству скорее доказательство слабости решения образа, а не поиска некой новизны.

Словом, Пермь в очередной раз бросилась в пучину экспериментов. Хотя, если вспомнить историю, то экспериментальные спектакли, в том числе и маленького формата, всегда были «фишкой» пермского балета. Вспомним в числе наиболее удачных «Чудесный мандарин» Бартока в постановке Николая Боярчикова, «Болеро» Равеля в постановке Марата Газиева, «Шахматы» в постановке Кирилла Шморгонера. Но в тех работах постановщики ориентировались не на внешний рисунок танца, а на выражение чувств через движение.

Идея «маленьких» балетов не нова. Время от времени возникают разговоры о том, что большие громоздкие спектакли с банальным сказочным сюжетом безнадежно устарели. Динамичный ритм ХХI века диктует искусству свою «правду». Рассказывая о своих замыслах, балетмейстеры делали акцент на музыку и свои личные переживания, которые и легли в основу мини-балетов. Для Дагласа Ли главной темой постановки стала грусть по несбывшемуся, по прошлому. Эти ностальгические нотки его души органично соединились с прозрачной, наполненной тихими голосами музыкой Гэвина Брайерса. Медленные, чуть заторможенные, иногда зависающие движения танцовщиков, таинственные переплетения тел, медленные отступления, словно шаги в прошлое. Грусть - главная тема балета. Ностальгия чувств передана в спектакле необычайно выразительно и точно психологически. Прекрасно и то, что Даглас Ли не отказывается от классической хореографии, совершенствуя традиционную форму новой пластикой. Соединение великолепной музыки, тонких переживаний постановщика, мягких линий танца и есть высокое искусство. Зеркала и свет помогли актерам создать удивительно красивое зрелище. Полный и безоговорочный успех!

Можно ли на самом деле увидеть музыку? Художественный руководитель пермской балетной труппы Алексей Мирошниченко убежден, что искусство балета обладает этой магией. Приглашая балетмейстеров новой волны, он ставил своей целью сделать еще один шаг в мировое культурное пространство. Сегодня пермская балетная труппа - одна из лидеров в классическом балете. А завтра сможет конкурировать не только в Европе, с коллективами, танцующими неоклассику и модерн. Словом, балеты маленькие, а планы большие.

Лицо искусства меняется стремительно, как и весь мир. Драматические артисты запели, оперные - разделись, в сказочный теремок театра кукол пришел Шекспир. А как быть с музейной хореографической классикой? Неужто пора выбросить ее на свалку?! Даешь одноактные бессюжетные спектакли по двадцать минут с минимум действующих лиц, исполняющих движения с причудливыми изгибами тел! Публика аплодирует, и - все о кэй! Но проходит премьерный угар, и зал уже не так полон, как в первые дни. Восторга меньше, аплодисменты пожиже. А вот на «маргинальной» «Спящей красавице» или знакомом до одурения «Лебедином» публика по -прежнему терпеливо высиживает спектакль до конца. В чем тайна русского балета?

В душе... В вечном желании приукрасить мир и наполнить вычурные позы балетной азбуки вдохновением. Пусть не все балеты современной хореографии сохранятся в репертуаре (это решать зрителю), но шаг для движения вперед сделан.


Татьяна Чернова



Ключевые слова:
балет Пермь
Всего просмотров: 5666

Все новости за Май 2011

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: