Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
В этом году его доклад на чтениях назывался «Момент истины. С. Дягилев и Д. Философов беседуют с Л.Толстым». Поводом для выступления послужил малоизвестный реальный факт из архивных документов. До этого он сравнивал мироощущение семейства Дягилевых на основе документов и чеховских «трех сестер», которые жили в городе, «наподобие Перми».
Казалось бы, какие тут могут быть научные обобщения? Но как говаривал Виссарион Белинский, факт факту рознь, и все дело в разумении значения фактов. Александр Семенович Ласкин, культуролог и писатель из С.-Петербурга, как раз уразуметь факты очень даже способен. Он умеет за бытовыми, казалось бы, реалиями увидеть типическое, за внешним - внутреннее, в обыкновенном - необыкновенное. Вот и нынче в его сообщении вдруг приоткрылась живая жизнь дерзких мечтателей, каковыми были двоюродные братья Сергей Дягилев и Дмитрий Философов в пору их встречи с Львом Толстым. То был, оказывается, серьезный момент не только их духовного самоопределения. Одновременно это можно истолковать и как своеобразное знаменательное свидание двух эпох в русской культуре - классической и наступающей модернистской, воплощенном в лицах людей, чьи имена говорят сами за себя.
Очень многие люди любят читать документально-художественную литературу об исторических личностях. Александр Ласкин - профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, знает, как об этом рассказать. Он - автор десяти книг документальной прозы, в том числе таких, как: "Неизвестные Дягилевы, или Конец цитаты" (1994), "Музыка во льду, или Портрет художника К. Кордобовского" (2000), "Долгое путешествие с Дягилевыми» (2003), "Ангел, летящий на велосипеде» - о возлюбленной О. Мандельштама О. Ваксель (2002), «Гоголь-моголь» - о забытом художнике А. Эберлинге, который до революции занимал должность придворного живописца, а потом стал "придворным художником" при Ленине и Сталине (2006); «Время, назад!» - о двух женщинах - О. Ваксель и З.Б. Томашевской, - волею судьбы оказавшихся в поле жизни гениев (2008); «Дом горит, часы идут» - о русском дворянине Николае Блинове, который во время Житомирского еврейского погрома встал на сторону жертв и был за это убит (2011). За свой литературно-научный труд он был удостоен звания лауреата Царскосельской премии (1993), премии журнала "Звезда" (2001).
Сам о себе он сказал однажды так: «Довольно давно мне стало ясно, что я работаю в «промежуточном жанре». То есть пишу не просто повести и даже не исторические повести, а именно документальную прозу. Как видно, соединив «художественную» и «научную» половинки натуры, мне удалось избежать невроза на почве раздвоенности. С тех пор мой путь лежит в прошлое. Туда, где будущие герои учебников еще не написали всего и почти ничего не знают о своей судьбе» (http://www.port-folio.org/authors/laskin.htm).
Наш герой - не первый среди писателей, кто работает в документально-художественном литературном направлении и любит путешествовать в прошлое для того, чтобы оттуда, «из дали веков» посмотреть на нее «глазами живой современности». Но он, пожалуй, единственный, кто так часто (шестой раз!) «ездит в гости» к Дягилевым, представителям когда-то большого семейства, обустроившего свою жизнь в Прикамье.
- Александр Семенович, как случилось, что Ваша творческая биография тесно переплелась с судьбами самого Сергея Павловича, его родных и близких?
- В годы студенчества я познакомился с поистине удивительным человеком, который стал моим учителем. Это был историк балета Юрий Иосифович Слонимский. Случилось это так. Я писал диплом о чеховских спектаклях Художественного театра. Мне сказали, что Слонимский дружил с художником Владимиром Дмитриевым. Тем самым, что оформлял мхатовские «Три сестры» сорокового года. Мы познакомились и стали общаться. Конечно, в основном говорил он, а я внимательно слушал. Впитывал. Рассказы были необычайно интересные. Оказывается, в юности Юрий Иосифович брал уроки танца у Жоржа Баланчивадзе, будущего Джорджа Баланчина. Отец Слонимского, известный петербургский портной, мог позволить себе роскошь оплачивать эту прихоть сына... От Слонимского я впервые услышал имя Сергея Дягилева. Юрий Иосифович настоятельно советовал мне заняться изучением архива Дягилевых, который хранится в Пушкинском доме... Я, представьте себе, спросил с большим сомнением: «А это интересно?» Хотя к этому времени я уже закончил театроведческий факультет, но Дягилева в нашем институте не проходили... Это был 1977 год.
Александр Семенович, отвечая на вопрос, сослался на свои воспоминания про те давние события, которые месяца три назад он опубликовал в журнале «Семь искусств» (http://www.7iskusstv.com/2011/Nomer3/Laskin1.php) Особенно интересно было услышать, как Слонимский старался пристрастить его к архивной работе, к регулярным «путешествиям в прошлое», учил сопрягать то, что было, с тем, что есть, выстраивать все это в исторический ряд, иногда далекий от официальной версии.
- Когда я пришел в архив, мне вынесли кипу бумаг весом примерно в полтора килограмма. Судя по автографам в описи, я оказался четвертым читателем этих пока неразобранных документов. Первой была знаменитая мирискусница Анна Петровна Остроумова-Лебедева, - продолжает Ласкин делиться подробностями, которые еще не опубликованы. - Тогда, в советские годы на свой страх и риск он написал первый вариант книги о Дягилевых. Никакой уверенности в том, что напечатают, у него не было. Кто такой Дягилев? Причем тут дягилевские родственники? Пришлось рукопись надолго положить в стол. К этой теме Ласкин вернулся только после перестройки. Он написал новый вариант книги (тот самый, что был издан под названием «Неизвестные Дягилевы»). Одно московское издательство приняло книгу, но очень быстро переквалифицировалось в фирму по продаже итальянской обуви. Тогда, в девяностые, это было занятие куда более надежное... Затем нашелся питерский издатель. Чтобы поднять престиж книги (и почти никому неизвестного автора) он решил запастись предисловием какого-то знаменитого человека. Тут на горизонте Ласкина появляется еще один замечательный человек, - петербургский поэт Виктор Кривулин. Кривулин не только написал огромное (почти в печатный лист!) предисловие, но добровольно и бескорыстно взял на себя обязанности редактора. Заодно Кривулин объяснял своему подопечному, что такое литературный труд. Можно сказать, он приучал его к жизни в литературе. Дело это, как мы знаем, совсем непростое... Уроки Кривулина Ласкин вспоминает с той же благодарностью, как уроки Слонимского.
- Александр Семенович, а разве ваш отец, известный писатель и сценарист Семен Ласкин, не помогал вам в вашем творчестве?
- Во-первых, в юности мы слушаем чаще других, чем самых близких... Во-вторых, отец, который потом очень радовался моим успехам, поначалу с опаской наблюдал за моими попытками уйти из науки в литературу. И я его абсолютно понимаю. Нет более ненадежной профессии, чем профессия литератора. Ведь литератор каждый раз начинает заново - если ему удалась одна книга, то это не значит, что у него получится следующая... Он, литератор, этакий вечный дебютант. Быть ученым - дело куда более надежное... Наверное, поэтому я не до конца ушел в литературу и время от времени «изменяю» ей с наукой...
- Насколько я знаю, в вашей жизни были не только наука и литература, но, к примеру, завлитство в Ленинградском театре Ленсовета, и Молодежном театре... Как вы все успеваете?
- Я считаю, что миром движет любопытство. Все, чем я занимаюсь или занимался, мне необычайно любопытно... Кстати, при всем многообразии моих занятий, для меня существуют жесткие рамки. Я никогда не выходил за пределы двадцатого столетия. Тут живут все мои герои. Что касается Дягилева, то для меня это не просто герой, а супергерой. Ни художник Эберлинг, ни Ольга Ваксель, ни чудесный юноша Николай Блинов с ним не могут сравниться. Сколько раз я думал: это моя последняя работа, связанная с именем Великого импресарио, но потом появлялись следующие... Вот и сейчас я пишу для московского издательства «НЛО» книгу, которая будет называться «Дягилев и...» Кстати, первая из трех документальных повестей, которые войдут в эту книгу, будет опубликована в ближайшем - шестом - номере питерского журнала «Нева». Она рассказывает о Дягилеве и Мейерхольде...
Что касается научной и педагогической деятельности, Александр Семенович читает в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства курсы истории театра и кино. Кстати, совсем недавно его ученица из Пермского государственного института искусства и культуры Н.С. Мельникова защитила кандидатскую диссертацию по социально-культурной деятельности XVII века, и это было для него еще одно «путешествие по времени», еще одно прикосновение к важнейшей для России переходной эпохе.
- Пермяки двадцать лет назад открыли для себя имя Дягилева. С тех пор ученые, деятели культуры и краеведы занимаются изучением его наследия. Как вы думаете, интерес общественности нашего города к творчеству С.П. Дягилева еще долго будет сохраняться?
- Я в этом крайне заинтересован. Не только как дягилевед, человек уже много лет погруженный в историю жизни этого великого человека, но и как участник Дягилевских чтений. Всякий раз, когда я приезжаю в Пермь, я знаю, что меня ждет общение с замечательными людьми. В первую очередь, хочу назвать Сергея Голынца, Игоря Кондакова, Светлану Бурдину, Анну Деменеву, Ольгу Клименскую, Олега Брезгина, Леонида Быкова... Нас всех объединяет любовь к Дягилеву, к Серебряному веку... Потом я долго вспоминаю эту крайне насыщенную неделю разговоров о самом для меня главном.
Галина Куличкина
Все новости за Май 2011
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: