Пермский ТЮЗ: все прекрасное - трудно
29.06.2011 18:38

Сегодня в Пермском ТЮЗе спектаклем «Золоченые лбы» Б. Шергина закрывается 47-й театральный сезон. Традиционно подводятся итоги, и мы, вглядываясь в репертуарную афишу, попробуем кратко сформулировать то, что было наиболее интересным в этот период.

Поскольку Пермский край живет в условиях «культурной революции», направленной на приобщение пермяков к уличной массовой культуре, не обойтись без исходных позиций. В интервью студенту кафедры журналистики ПГУ Вячеславу Шевченко перед фестивалем «Белые ночи», где было представлено искусство театра среди прочих, одна из организаторов фестиваля Евгения Боринских назвала театр системой непрерывных удовольствий для зрителя. Она озвучила довольно известный взгляд на искусство представителей потребительского общества, который, о чем давно сказали ученые, ведет к тупику как культуру, так и цивилизацию.

У Пермского ТЮЗа другой подход: театр формирует личность молодого человека на высоких классических образцах литературы, где всегда ведется разговор о душе человеческой в трудной жизненной ситуации и о необходимости сделать выбор, прежде всего, духовно-нравственный. Как сказал поэт, «душа обязана трудиться». Театр, стимулируя к духовному труду, тем самым сохраняет человеческое в человеке и, в конце концов, способствует сохранению будущего нашего общества. Исходя из этого, появились в репертуаре и новые постановки.

Среди них безусловные непреходящие ценности несет в себе спектакль «Веселый солдат» по мотивам военной прозы Виктора Астафьева, инсценировка Ксении Гашевой, постановка режиссера Татьяны Жарковой, сценография Юрия Жаркова, музыка Никиты Широкова. Мы в свое время давали рецензию на него (http://permnew.ru/news?post_id=6313 ), и здесь скажем, что спектакль труден для исполнения и восприятия его зрителем, это не система удовольствия (все прекрасное трудно, кстати). Но он обладает большим потенциалом для личностного роста как актеров, так и юных зрителей. Он продолжает линию таких ведущих в репертуаре театра постановок, как «Чонкин» и «Хочется жить!». Здесь мы учимся мыслить исторически и приобщаемся к «духу предков», постигаем истоки духовной стойкости, завещанной нам отцами и дедами.

В одном репертуарном русле с «Веселым солдатом» находится премьерный спектакль «Соло для часов с боем» О. Заградника в постановке Виктора Ильева. Здесь те же непреходящие ценности и нормы жизни, которые одним махом не усвоить. Молодость и старость, духовная сила и немощь, раздумья о быстро бегущем времени и вечности - все это есть в спектакле (http://permnew.ru/news?post_id=7496 ), и все это насущные предметы для раздумий современного молодого человека, который окружен гламурными соблазнами глобальной информационной среды.

Премьера «Я буду Балдой» Е. Ерпылевой по мотивам повести Ф. Искандера «Приключения Чика»в постановке Дмитрия Заболотских вводит зрителя в волшебный мир театра. Режиссер неожиданно соединяет в одном действии разные виды театральной игры, предоставляет актерам возможности для раскрытия своих талантов. Здесь есть театр психологической драмы, комедии и сатиры, музыкальный, кукольный театр, театр теней...Это не только самоценное зрелище, но и прекрасное сценическое пособие по эстетическому воспитанию зрителей, для семейного похода в театр и будущей афиши уникального пермского фестиваля «Теплая ладошка».

Еще одна премьера - «Золоченые лбы» Б. Шергина в постановке Михаила Скоморохова интересна, во-первых, для специалистов, так как сюжет Шергина для сцены литературно разработала Ярослава Пулинович, представитель отечественной молодой драматургии. А во-вторых, на сцене возрождается истинно русское действо, веселое, задорное, «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Стоит ли говорить о важности обращения к русским сказкам в век всеобщей стандартизации быта и образа жизни...

Сезон премьер завершился премьерой «День рождения кота Леопольда» по мотивам любимейшего мультика российских детей, постановка Татьяны Жарковой. Спектакль, что называется, кассовый. В советское время слово «кассовый» несло в себе оттенок порицания театра за коммерческий успех. Ныне это стало явным достоинством, свидетельством менеджмента, предлагающего публике востребованную культурную услугу.

Перейдем к актерской игре, ибо актерская игра - одна из главных сценических сил, заражающая зрителя «здесь и сейчас». В театре четко прослеживается три поколения исполнителей: опытные заслуженные артисты, среднее и молодое поколения. Опытные Ирина Сахно, Вячеслав Тимошин, Валерий Серегин, Александр Калашниченко, Николай Фурсов, Андрей Пудов блеснули в «Соло для часов с боем», о чем сообщила в свое время вся пермская пресса.

В среднем поколении необходимо отметить прежде всего работу Павла Ознобишина. Он достойно исполнил на премьерном показе главную роль Лешки Шестакова в спектакле «Веселый солдат». Актер, в котором личностная самостоятельность мышления оказалась созвучна астафьевскому взгляду на особинку про все на свете, он сумел так глубоко освоить и присвоить материал роли, что прожил на сцене жизнь своего персонажа на высоком накале страстей. Еще одна мастерски сделанная роль Павла Ознобишина - в «Соло...», где он в роли внука пана Абеля психологически очень точно и выразительно отыгрывает все поворотные моменты роли и раскрывает драматизм ситуации уже взрослого парня, умеющего трудиться, но в до сих пор не имеющего твердой материальной основы для самостоятельного существования с любимой девушкой. А в спектакле про Леопольда (от 24 июня) он - один из немногих, кто в типично тюзовскую роль Собаки-Доктора вносит просто «бешеную» порцию юмора. Поэтому его чересчур отзывчивый на боль другого Доктор, прикладывающий тонометр к собственному сердцу вместо сердца пациента, выглядит вполне естественным в общем безумном слогане пьесы «Ребята, давайте жить дружно!»

Заметно выросло мастерство Ксении Жарковой. В старых спектаклях «Безымянная звезда», «Первокурсники», «Предместье» она твердо «держит в руках» ту или иную порученную ей роль, умеет играть в тридцатый раз, как в первый, с чувством и вдохновением. В «Золоченых лбах» счастливо продолжился сложившийся в «Ночи перед Рождеством» дуэт Александра Шарова и Михаила Шибанова. Уверенно владеют зрительным залом в любых ролях Дмитрий Юрков, Татьяна Гладнева. Научилась быстро и ясно очерчивать характер в эпизодических ролях Татьяна Пешкова (библиотекарша в «Я буду Балдой»).

Среди молодых исполнителей умение справляться с премьерным напряжением и достаточно ровно и выразительно вести роль были заметны в игре Марии Прозоровой («День рождения кота Леопольда), дуэте Анастасии Дашиной и Станислава Щербинина в «Соло..», Сергея Трясцына в роли Чика («Я буду Балдой»). Ивана Гапонова в «Я буду Балдой» (Куркулиа).

Театр в этом сезоне вел большую социально-культурную и культурно-просветительную работу с юными пермяками, их семьями вокруг спектаклей, успешно выступал на всероссийских фестивалях со спектаклями «Предместье» (Рязань и Санкт- Петербург), «Золоченые лбы (Екатеринбург), гастролировал по сельским маршрутам Прикамья.

Итак, Пермский ТЮЗ под руководством Михаила Скоморохова стабилен в творческом плане и в педагогической направленности своей деятельности. Это хорошо для взрослой публики, знающей, на что она тратит деньги. Хорошо для младших школьников, которые познают основы искусства. Но понятие стабильности в творчестве, как известно, для самих режиссеров и артистов неустойчиво. В любой момент оно может обернуться застоем и устарелостью. Поэтому пожелаем на будущее творческому коллективу сохранять в себе чувство времени и угадывать запросы прежде всего молодежной аудитории как самой восприимчивой к новизне в мире и человеке.

 


Галина Куличкина
На снимке сцены из спектакля «Я буду Балдой»



Ключевые слова:
ТЮЗ Пермь

 

Всего просмотров: 3864

Все новости за Июнь 2011

На главную страницу...




 


Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: