Денис Мацуев: интерактивная классика для «чайников»
03.03.2010 03:47

Я много слышал о Денисе Мацуеве, но никогда не был на его концертах. А минувшим вечером решил исправить пробел в моем кругозоре.

За час до концерта я еще рассказывал студентам ПГИИК об особенностях 2-й части Сонаты Л. Бетховена op.2 №2 (довольное известное Largo appassionato). Там есть один поразительный момент: в самом конце появляется субдоминанта. Если бы эту вещь писал не Бетховен, то никакой субдоминантыне было бы. Потому что, если подходить формально, ее там не полагается. Но в данном Largo appassionato субдоминанта обязательно должна была появиться, ее требовала вся предшествующая логика. И... все равно она появлялась как бы неожиданно. Я вдруг почувствовал, насколько важно это появление субдоминанты. И, чтобы дополнительно указать пианисту на такую исключительную важность, Бетховен только в этом месте пишет самый громкий нюанс - ff («фортиссимо»). Субдоминанта... невзрачное с виду слово, а смысл его производит на слушателей такое впечатление, что, например, один из них сразу написал известный рассказ «Гранатовый браслет».

«Конечно, пианист должен уметь разбираться в субдоминантах и доминантах,»- думал я по пути к Большому залу Пермской филармонии, - «иначе как он сможет правильно сыграть, так чтобы до слушателя дошел смысл музыки?» Многое,конечно, зависит от интуиции,от чувства.Но ведь и чувства тоже следует тренировать! А как тренировать чувства (и тем более интуицию),если не знаешь, обманывают они тебя или нет?

По мере приближения к цели общетеоретические мысли стали уступать место другим, более конкретным. Что я слышал о Денисе Мацуеве? Кому-то нравилось, кому-то не нравилось. Противники Мацуева обвиняли его в элементарной немузыкальности. Сторонники просто восхищались. Объективным можно было считать лишь факт популярности пианиста. Но популярность сама по себе тоже ни о чем не говорит. Сейчас популярны даже те, в кого просто вложены деньги. Но ведь и Рихтер в свое время был популярен! В общем, пора было составить собственное впечатление. Сделать,так сказать,«контрольную закупку».

Правда, делать «контрольную закупку» поначалу пришлось с помощью «скрытой камеры»: столь беспардонного хамства со стороны неких администраторов (именуемых почему-то «организаторами») я не встречал давно. В зал меня пустить отказались (несмотря на предъявленный филармонический «вездеход»), не удосужившись даже повернуться лицом, чтобы сказать свое «нет». Впрочем, кроме меня в числе «пострадавших» оказались еще две сотрудницы Пермского оперного, оркестр которого под управлением главного дирижера Валерия Платонова в сегодняшний вечер не только аккомпанировал Денису Мацуеву, но еще и играл самостоятельно (Сюиту Эдварда Грига «Пер Гюнт»). К счастью, сделав свое черное дело, малоприятные «организаторы» (по всей видимости, не имеющие никакого отношения к Пермской краевой филармонии) покинули Большой зал посередине концерта, и второе отделение удалось послушать нормально. Но кое-что стало ясно уже в первом акте.

Конечно, у меня далеко не идеальный слух. Услышать детали «Пер Гюнта» сквозь закрытые двери под разговорный аккомпанемент контролеров и опоздавших зрителей мне не удалось. Поэтому анализом исполнения этой партитуры придется пожертвовать.Что же касается фортепианного концерта Эдварда Грига...

Дело в том, что Концерт Грига считается легким и играется на 2-м курсе музыкальных училищ. А на самом деле он очень труден. Музыкально труден. Непонятно, как его играть. Если играть «просто музыку» - это скучно. Если «добавлять от себя» - будет уже не совсем Григ. Или совсем не Григ. Он, вероятно, был скромным и ненавязчивым человеком. Поэтому его музыка начинает раскрываться лишь тогда, когда исполнитель забывает о собственной индивидуальности. Впрочем, концерт Эдварда Грига считается музыкой романтической, что предполагает определенную свободу в исполнении. Поэтому большинство пианистов всегда«добавляют от себя». В таких случаях индивидуальность пианиста слышна невооруженным ухом даже сквозь звукоизоляцию (а не то что закрытые двери филармонического зала).

Денис Мацуев «отсебятины» не боится. Более того, похоже, что у него в принципе отсутствует подобный страх (что встречается крайне редко). Поэтому его игра очень узнаваема. Он демонстрирует яркий, плакатный пианизм безо всяких сантиментов и рефлексии: пианизм в жанре«вестерн». Если надо повторить один и тот же аккорд в разных краях клавиатуры, Денис Мацуев играет его одинаково громко. Его сильная сторона - громкие и быстрые пассажи, которые разрезают концертный зал, подобно тому, как в«американке» после хлесткого удара по зеленому сукну разлетаются бильярдные шары, часть из которых попадает в лузы. Конечно, есть риск допустить фол, закатив в лузу биток - сыграть мимо нот (как, допустим, пару раз в финале концерта Грига) - но это, вроде как, уже неизбежные издержки.

Денис Мацуев часто играет, как тапер в кинематографе. И, уверяю вас, он прекрасно знает об этом! Самое удивительное здесь, впрочем, то, что иногда такая манера попадает«в десятку». Хотя, конечно, чаще уходит «в молоко» (а как вы хотели? В рулетку нельзя всегда выигрывать!). Его логическую трактовку концерта Грига я назвал бы «стихийно-интуитивной». Ускорения и замедления явно не подчиняются нотам, они продиктованы, скорее, текущей сиюминутной ситуацией. В итоге симфонический концерт на глазах превращается в джем-сейшен для фортепиано с оркестром, в который оказываются вовлеченными еще и слушатели.

Поэтому Мацуева, безусловно, любят слушать те, кто приходит в концертный зал за чем-нибудь интерактивным. В частности, кому трудно целиком охватить форму крупного симфонического произведения. Кто воспринимает классическую музыку лишь фрагментарно, от одного знакомого мотивчика до другого.

- Я не пропускаю ни одного концерта Дениса Мацуева,- сказал мне в антракте Анатолий Владимирович Жохов (альтист, музыковед, философ, тонкий ценитель классической музыки и тувинского горлового пения), - очень уж он мне нравится!

- А что Вам в нем нравится?- с некоторым даже удивлением осведомился я.

- Понимаешь, в нем есть тем-пе-ра-мент. Который из него прямо-таки прет. Даже когда он играет пиано. У каждого пианиста есть что-то свое. У Мацуева это «свое» - темперамент. И этим он мне очень нравится...

Практически весь второй акт занимал 1-й фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского. В трактовке Дениса Мацуева он был чем-то похож на концерт Грига. Та же интерактивная ситуативность, стихийность, спонтанность... Пианист продемонстрировал весьма широкую динамическую палитру от очень громкого фортиссимо до еле слышного пианиссимо. Не хватало лишь одного: логики целого. Складывалось впечатление, что музыка развивается из ниоткуда в никуда. А потому в каждой части были фрагменты, когда солист просто«отыгрывал» написанные ноты.

В заключение я должен отметить, что Денис Мацуев - очень перспективный пианист, который уже сейчас достиг многого. В частности, та разновидность пианизма, которую мы услышали сегодня, может быть очень эффективно реализована в 1-м Концерте Ференца Листа. Очевидно, Денис Мацуев относится к людям, которые привыкли ставить себе те или иные задачи и успешно их решать. Поэтому мы, в свою очередь, вполне можем надеяться на то, что «новый Горовиц» (по выражению «LondonTimes») рано или поздно  честно «отработает» выданные ему «авансы».

P.S.

Не успел я приехать домой, как ко мне в «аську» постучалась знакомая пианистка - Елена Жахова:

- Привет.

- Привет.

- Как впечетлёж?

- Прикольно. Изложу письменно...

- В статье?

- Типа того.

- Меня чуть тетка одна с ног не сбила...

- ?

- Она полетела цветы дарить, когда он уже уходил совсем: очнулась,блин. А я сидела с краю. Короче, прямо за мной она запнулась и рухнула, при этом толкнув меня в поясницу, так что я сама чуть не упала.

- ! ! !

- Я думала что это нападение, такой удар в спину был. Минут 15 потом поясница болела. А первая бисовка - это что было?

- А кто его знает... Я пришел к выводу, что «Сонет Петрарки» Листа. А вторая - тоже Лист? Фантазия на «Севильского цирюльника»?

- Нет, это вроде его.

- Кого? Мацуева?! !

- Да. Он же любит собственные делать обработки.

- Что же он тогда столько нот фальшивых сыграл?

- Да это уже кураж был. Над нами...


Петр Куличкин



Ключевые слова:
Мацуев
Всего просмотров: 9432

Все новости за Март 2010

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: