Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
В Пермском оперном состоялся концерт под интригующим названием «Три Чайковских». Симфоническим оркестром театра дирижировал Валерий Платонов.
Впрочем, завсегдатаев Пермской оперы название концерта способно заинтриговать разве что наполовину. Они уже давно знают, что в нашем театре исполняются сочинения разных Чайковских: Петра Ильича (1840-93) и Александра Владимировича (р. 1946). С первым Чайковским все ясно - Пермский оперный носит его имя уже почти полвека. С творчеством второго пермская публика методично знакомится уже в течение лет пятнадцати. Причем знакомится довольно успешно: сегодня даже самые далекие от музыки люди, покупая билет в театр, внимательно изучают не только фамилию композитора, но и его инициалы. Потому что все понимают: разница между «первым» и «вторым» Чайковскими поистине велика.
Но кто же тогда «третий» Чайковский? В ответе на этот вопрос, была заключена, пожалуй, главная изюминка концерта. Борис Александрович Чайковский (1925-96) - один из наиболее ярких и по-настоящему выдающихся композиторов второй половины XX века, музыка которого у многих из нас «на слуху». Не верите? Наберите в любой поисковой системе «Женитьба Бальзаминова музыка вступление» и послушайте (например, здесь: http://pop-klassika.narod.ru/zhenitba_balzaminova/). Ну и, как вы, вероятно, догадались, именно Борис Чайковский - автор музыкальной составляющей весьма актуального образа «нормальных героев» из эпиграфа (http://chudesenka.ru/load/1-1-0-219):
А ведь у этого замечательного композитора есть и более чем достойные серьезные сочинения: четыре симфонии, кларнетовый, виолончельный, скрипичный и фортепианный концерты, шесть квартетов, трио, сонаты, другие камерные и вокальные сочинения... Почему же тогда мы их слышим столь редко?
Здесь я, пожалуй, последую примеру «нормальных героев» и смело оставлю риторический вопрос без ответа. Полагаю, любителям музыки следует поблагодарить Валерия Платонова за прозвучавшую на концерте симфоническую поэму Бориса Чайковского «Ветер Сибири». К этой благодарности, уже от себя лично, я добавил бы просьбу исполнить какое-нибудь еще сочинение Бориса Чайковского в одном из последующих концертов.
Необходимо сказать о других сочинениях, исполненных на концерте. Это были Симфония №2 «Водолей» Александра Чайковского и Симфония №2 до минор, op. 17 Петра Чайковского. Первая из них практически ничего не добавила к моим впечатлениям от других сочинений Александра Чайковского (в частности, от спектакля «Один день Ивана Денисовича» - peter.kulichkin.ru/blog). А что касается 2-й до-минорной симфонии П.И. Чайковского, о ней следует сказать несколько слов. Конечно, она не столь известна, как 4-я, 5-я или 6-я симфонии нашего прославленного соотечественника. Но ее роль, тем не менее, очень велика. Потому что 2-я симфония П.И. Чайковского - как бы эскиз 4-й симфонии. Это сочинение - определенный этап для композитора на пути к его симфоническим вершинам.
Интерес к подобным сочинениям - своего рода «энциклопедический» подход к творческому наследию в данном случае полностью оправдан: «наш театр является в определенной степени наследником творчества великого композитора, поскольку с 1965 года носит имя Петра Ильича Чайковского. Кстати, еще и поэтому я считаю необходимым заниматься пристальным исследованием его творчества», - говорит Валерий Платонов. Что ж, в этом главного дирижера Пермской оперы можно только поддержать: ведь сочинения П.И. Чайковского - прекрасная школа для любого симфонического оркестра и одновременно «пробный камень» для каждого симфонического дирижера.
Так что убедительность творческих результатов концерта можно считать, в определенной степени, закономерной. В оркестровом звучании можно отметить эффективную колористическую и динамическую палитру, аккуратность и точность в отношении текста... Но самое главное - это во многом успешно реализованное намерение подчинить выразительные возможности симфонического оркестра логике музыкальной формы. Остается пожелать участникам концерта продолжать идти своим трудным, но принципиальным путем к новым творческим успехам.
Петр Куличкин
Все новости за Ноябрь 2011
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: