Теория без практики мертва, практика без теории слепа
31.03.2012 00:14

Эти слова принадлежат генералиссимусу российских сухопутных и морских сил Александру Суворову, который не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере.

А как не потерпеть поражения студентам при устройстве на работу? Преобладание теоретических знаний над практическими ставит студента-выпускника в непростую ситуацию - ему приходится набивать свои шишки там, где все уже известно и отработано до автоматизма его предшественниками.

Практические навыки особенно важны для студентов прикладных специальностей. Именно таких специалистов готовит кафедра иностранных языков и связей с общественностью Пермского национального исследовательского политехнического университета.

«Связи с общественностью - междисциплинарная специальность, которая носит исключительно прикладной характер. Основываясь на системном анализе, она готовит профессионалов, которые способны, проводя мощные исследования, разрабатывать и осуществлять сложные концептуальные программы, ориентированные на успешную деятельность в самых разных сферах», - такое определение дает заведующая кафедрой иностранных языков и связей с общественностью Тамара Кормановская.

В этой связи подготовка системных аналитиков и коммуникаторов требует особой образовательной модели.

Комплекс профессиональных компетенций студента должен постоянно пополняться практическим опытом. Только в таком случае образование PR-специалиста будет соответствовать требованиям рынка. Но как отмечают эксперты, PR-образование в России на сегодняшний день не совершенно.

Валерия Пегушина, креативный директор консалтингового центра «Площадь круга»: «К основным недостаткам PR-образования в России я могу отнести недостаточное количество преподавателей с практическим опытом и определенный перекос в ориентации на западный опыт (на нашей почве он не всегда работает)».

Хотя именно на Западе взаимодействие студентов и практикующих специалистов - давно отлаженная практика. Преподавателями PR-дисциплин являются директора крупных консалтинговых PR-агентств. К их числу можно отнести, например, французского политтехнолога Жака Сегела.

Кафедра иностранных языков и связей с общественностью организует взаимодействие с практиками по-своему. Во-первых, студенты проходят летнюю практику уже после первого курса. Во-вторых, почти все специальные дисциплины ведут практикующие специалисты. Организован также институт корпоративного преподавания. Тамара Кормановская: «Целые структуры, такие как ЛУКОЙЛ, Ростелеком, медиа-холдинг ВГТРК Пермь являются нашими корпоративными партнерами. Это значит, что они активно участвуют в подготовке специалистов, ведут целые учебные курсы. Они предоставляют площадки для прохождения практики, выступают соруководителями дипломов».

Таким образом, студенты получают возможность увидеть, как в режиме реального времени осуществляется коммуникационная деятельность тех, кто является лидерами в этой области.

Ольга Суднищикова, студентка пятого курса специальности связи с общественностью: «Общение со специалистами-практиками на нашей специальности - жизненно важная необходимость. Теория важна, её нужно учить, безусловно, но на практике всё равно многое оказывается совершенно иным».

Получается, что инициаторами сотрудничества являются сразу три стороны: администрация вуза в лице кафедры, студенты и практикующие специалисты.

Для кого-то из практиков преподавание в вузе - это имиджевая составляющая, для кого-то хобби «причём, недешёвое, сродни катанию на горных лыжах», для других это возможность систематизировать и обобщить свой опыт. Но всех специалистов объединяет то, что в своей работе они видят социальную миссию - формирование благоприятного поля профессии.

«Практики заинтересованы в том, чтобы в профессию приходили люди, которые укрепляли бы ее статус», - Валерия Пегушина.

На сегодняшний день существует множество альтернативных вариантов организации учебного процесса, обмена опытом между студентами и практиками. Это творческие мастерские, вебинары, дискуссионные клубы. Вузы, студенты и сами практики заинтересованы в поисках новых форм взаимодействия.

Интересное решение предлагает студенческая газета «ЯМЕDИА» - организацию медиаклуба, в рамках которого будет происходить взаимодействие практиков со студентами. Планируется приглашение специалистов из сферы PR, маркетинга, рекламы, журналистики, а также студентов, обучающихся по данным специальностям. В рамках проекта будут задействованы и студенты, и практикующие специалисты, и представители вуза.

Подобный формат работы позволит студентам поучаствовать в конкретном разговоре о практической стороне профессии, познакомиться с потенциальными работодателями и со студентами смежных специальностей. Такие знакомства в перспективе могут перерасти в профессиональные связи.

На сегодняшний день у студента есть множество возможностей проявлять себя и совершенствовать свои знания. Если студент будет получать практические знания в учебной аудитории, расширять горизонты, участвуя в специальных мероприятиях, активно проходить практику, подавать проекты на профессиональные конкурсы, пробуя переложить теорию на практику - вне сомнения от этого выиграют все. Работодатели получат более подготовленного в работе сотрудника, отрасль будет развиваться благодаря более профессиональным кадрам, университет будет выпускать более компетентных специалистов, а студенты смогут претендовать на хорошее трудоустройство после окончания университета.

Сегодня в условиях высокой конкуренции учебная стратегия студента, подобно военной стратегии Суворова, должна отличаться исключительной активностью и решительностью. Выиграет тот, кто сможет эффективно систематизировать теоретическую базу, освоить практические навыки и завязать как можно больше контактов профессионального свойства. Но как говорил великий полководец: «Тяжело в учении, легко в бою».

 


Анна Иванько Никита Клюев Ян Молчанов
студенты ПНИПУ

 

Всего просмотров: 25458

Все новости за Март 2012

На главную страницу...