Анонимус в Перми
23.11.2012 01:26

22 ноября в Пермском музее современного искусства состоялось открытие выставки «Anonymous». Своё видение феномена анонимности представили 34 автора более чем в сотне произведений. «Разъяснительные работы» проводил куратор выставки Марат Гельман.

- Анонимность может быть протестом против искусства, которое не замечает произведений, а замечает только имена, - объясняет куратор причины актуализации анонимности в искусстве. - Другая ситуация - стрит-арт, то есть когда художник нарушает закон и боится получить штраф. Ещё одна причина - это стремление изобразить, что произошло с лицом и фигурой человека, когда портрет потерял свою документальную функцию. Вот эта вот метаморфоза, превращение лица в маску, в образ - это то, что мы хотели показать.

И показали самыми разными способами. Итак, какое же лицо у «Anonymous»? Рассмотрим его в деталях. Динамичная конструкция, представляющая собой колонию одетых в чёрные балахоны с капюшонами существ, монотонно кланяющихся невидимому богу, манекены со скрытыми лицами - один замуровывающий голову другого в бетон, скульптуры человеческих фигур без каких-либо деталей кричат об унификации человеческого образа. На фотографиях и картинах лица людей или смазаны до неразличимости, или залеплены бликами, или отсутствуют вовсе - вместо них пустое место, цветовое пятно.

Гнетущее впечатление усиливает специфическая музыка: монотонное капание воды на фоне непрекращающегося гула - будто человеческие жизни, одна похожая на другую, «капают» в небытие под информационный шумок.

В картине Евгения Мальцева «Святая троица» легко угадывается её знаменитый прототип, но в работе современного автора тела святого семейства с трудом различимы, вместо лиц - чёрные дыры, в которых светят маленькие «прожекторы», сияния которых явно недостаточно для того, чтобы рассеять тьму.

Скульптуры из камня и резины, напоминающие тотемы, снова показывают преобладание тьмы над светом. Зато в части выставочного пространства, посвящённого панк-группе Pussy Riot всё светло, радужно, с песнями и плясками: огромные портреты девушек в ярких балаклавах, стилизованные матрёшки, куклы, нон-стоп трансляция панк-молебна.

Естественно, не обошлось без церковной темы - она была представлена довольно скромной иконкой: богородица в фиолетовом чулке на голове напоминает инопланетянку; на руках у неё, как водится, младенец, но, заметьте, абсолютно нормальный, не считая того, что это девочка. Таким образом мы видим рождение нового бога - бога-женщины. Чуть поодаль располагается могила неизвестного авторства Антона Семакина, окружённого портретами неизвестных различных авторов - от Леонардо да Винчи до Казимира Малевича. Творчество Малевича и Леонардо вновь затрагивается в «бельевой» инсталляции: на развешенных простынях и предметах одежды изображены картины известных художников. Работы супрематистов (Малевича) и кубистов (Пикассо) показаны в уже расшифрованном виде, то есть «Девушка с красным древком» - это реальная девушка, а не красный квадрат, а «Странствующие гимнасты» - юноши, а не скопления геометрических форм. «Мона Лиза» показана в двух цветах - жёлтом и голубом, что абсолютно нивелирует сложнейшую цветовую гамму шедевра. В то же время «Купание красного коня» и «Дерущиеся мальчики» Петрова-Водкина оставлены в первозданном виде, потому как трактуются зрителем однозначно.

На близвисящей наволочке начертан лозунг: «Расслабьтесь на пути к успеху!». А в целом инсталляция говорит - «расслабьтесь на пути к искусству». Но чем это чревато? Не тем ли, что зритель превратится в куклу барби с головой курицы, как это изобразил Энвиль Касимов?
- Эти барби были обнаружены во время раскопок в Удмуртии. Находка относится к VI-VII веку до нашей эры, - шутит автор.

Пока же многочисленные зрители угощались шампанским, фотографировали понравившиеся работы, а кто-то принимал участие в их со-творении: среди работ Андрея Люблинского была интерактивная композиция из пустых человечков, которых все желающие могли раскрасить согласно прилагающейся инструкции.
- Мы сделали ретроспективную выставку работ Pprofessors (творческий дуэт Андрей Люблинский и Мария Заборовская) за последние десять лет и показали её в Алма-Ате, Петербурге, Москве в разных форматах. В Перми идея развилась до выставки «Anonymous». Мы очень рады, что сотрудничаем с Маратом Гельманом, - говорит Андрей Люблинский. - Я люблю бывать в Перми, часто сюда приезжаю. В Питере сейчас особо нет работы, а здесь всегда есть чем заняться.

Кроме Андрея Люблинского на выставку в Пермь приехал бывший губернатор, а ныне преподаватель московской Высшей школы экономики Олег Чиркунов. Среди гостей можно было также заметить директора Пермского театра оперы и балета Анатолия Пичкалёва, новоявленного директора Театра-Театра Владимира Гурфинкеля, бывшего министра культуры Пермского края Александра Протасевича. Фотографы, коих собралось немало, уделяли внимание именитым гостям, может быть, даже больше, чем экспонатам и простым зрителям. А мы как раз решили обратиться к последним:

- Представлено очень много работ. Больше всего мне понравилась инсталляция Марка Йорка. Он делает такие проекты, как те человечки (фигуры в черном, которые ритмично кланяются на коленях), они сделаны из скотча. Я сама была свидетелем, как это всё выполнялось, это действительно очень сложно. В результате получилось реалистично, будто действительно живой человек, - рассказала нам Ксения Заболотных, студентка ПГНИУ.

Сегодняшнее мероприятие в рамках выставки «Anonymous» закончилось презентацией каталога «Живая Пермь», включившем в себя не анонимные, но зато наши родные пермские произведения.


Анна Батог Юлия Куценко
студентки ПНИПУ



 

Всего просмотров: 6741

Все новости за Ноябрь 2012

На главную страницу...