Анонимус в Перми
23.11.2012 01:26

22 ноября в Пермском музее современного искусства состоялось открытие выставки «Anonymous». Своё видение феномена анонимности представили 34 автора более чем в сотне произведений. «Разъяснительные работы» проводил куратор выставки Марат Гельман.

- Анонимность может быть протестом против искусства, которое не замечает произведений, а замечает только имена, - объясняет куратор причины актуализации анонимности в искусстве. - Другая ситуация - стрит-арт, то есть когда художник нарушает закон и боится получить штраф. Ещё одна причина - это стремление изобразить, что произошло с лицом и фигурой человека, когда портрет потерял свою документальную функцию. Вот эта вот метаморфоза, превращение лица в маску, в образ - это то, что мы хотели показать.

И показали самыми разными способами. Итак, какое же лицо у «Anonymous»? Рассмотрим его в деталях. Динамичная конструкция, представляющая собой колонию одетых в чёрные балахоны с капюшонами существ, монотонно кланяющихся невидимому богу, манекены со скрытыми лицами - один замуровывающий голову другого в бетон, скульптуры человеческих фигур без каких-либо деталей кричат об унификации человеческого образа. На фотографиях и картинах лица людей или смазаны до неразличимости, или залеплены бликами, или отсутствуют вовсе - вместо них пустое место, цветовое пятно.

Гнетущее впечатление усиливает специфическая музыка: монотонное капание воды на фоне непрекращающегося гула - будто человеческие жизни, одна похожая на другую, «капают» в небытие под информационный шумок.

В картине Евгения Мальцева «Святая троица» легко угадывается её знаменитый прототип, но в работе современного автора тела святого семейства с трудом различимы, вместо лиц - чёрные дыры, в которых светят маленькие «прожекторы», сияния которых явно недостаточно для того, чтобы рассеять тьму.

Скульптуры из камня и резины, напоминающие тотемы, снова показывают преобладание тьмы над светом. Зато в части выставочного пространства, посвящённого панк-группе Pussy Riot всё светло, радужно, с песнями и плясками: огромные портреты девушек в ярких балаклавах, стилизованные матрёшки, куклы, нон-стоп трансляция панк-молебна.

Естественно, не обошлось без церковной темы - она была представлена довольно скромной иконкой: богородица в фиолетовом чулке на голове напоминает инопланетянку; на руках у неё, как водится, младенец, но, заметьте, абсолютно нормальный, не считая того, что это девочка. Таким образом мы видим рождение нового бога - бога-женщины. Чуть поодаль располагается могила неизвестного авторства Антона Семакина, окружённого портретами неизвестных различных авторов - от Леонардо да Винчи до Казимира Малевича. Творчество Малевича и Леонардо вновь затрагивается в «бельевой» инсталляции: на развешенных простынях и предметах одежды изображены картины известных художников. Работы супрематистов (Малевича) и кубистов (Пикассо) показаны в уже расшифрованном виде, то есть «Девушка с красным древком» - это реальная девушка, а не красный квадрат, а «Странствующие гимнасты» - юноши, а не скопления геометрических форм. «Мона Лиза» показана в двух цветах - жёлтом и голубом, что абсолютно нивелирует сложнейшую цветовую гамму шедевра. В то же время «Купание красного коня» и «Дерущиеся мальчики» Петрова-Водкина оставлены в первозданном виде, потому как трактуются зрителем однозначно.

На близвисящей наволочке начертан лозунг: «Расслабьтесь на пути к успеху!». А в целом инсталляция говорит - «расслабьтесь на пути к искусству». Но чем это чревато? Не тем ли, что зритель превратится в куклу барби с головой курицы, как это изобразил Энвиль Касимов?
- Эти барби были обнаружены во время раскопок в Удмуртии. Находка относится к VI-VII веку до нашей эры, - шутит автор.

Пока же многочисленные зрители угощались шампанским, фотографировали понравившиеся работы, а кто-то принимал участие в их со-творении: среди работ Андрея Люблинского была интерактивная композиция из пустых человечков, которых все желающие могли раскрасить согласно прилагающейся инструкции.
- Мы сделали ретроспективную выставку работ Pprofessors (творческий дуэт Андрей Люблинский и Мария Заборовская) за последние десять лет и показали её в Алма-Ате, Петербурге, Москве в разных форматах. В Перми идея развилась до выставки «Anonymous». Мы очень рады, что сотрудничаем с Маратом Гельманом, - говорит Андрей Люблинский. - Я люблю бывать в Перми, часто сюда приезжаю. В Питере сейчас особо нет работы, а здесь всегда есть чем заняться.

Кроме Андрея Люблинского на выставку в Пермь приехал бывший губернатор, а ныне преподаватель московской Высшей школы экономики Олег Чиркунов. Среди гостей можно было также заметить директора Пермского театра оперы и балета Анатолия Пичкалёва, новоявленного директора Театра-Театра Владимира Гурфинкеля, бывшего министра культуры Пермского края Александра Протасевича. Фотографы, коих собралось немало, уделяли внимание именитым гостям, может быть, даже больше, чем экспонатам и простым зрителям. А мы как раз решили обратиться к последним:

- Представлено очень много работ. Больше всего мне понравилась инсталляция Марка Йорка. Он делает такие проекты, как те человечки (фигуры в черном, которые ритмично кланяются на коленях), они сделаны из скотча. Я сама была свидетелем, как это всё выполнялось, это действительно очень сложно. В результате получилось реалистично, будто действительно живой человек, - рассказала нам Ксения Заболотных, студентка ПГНИУ.

Сегодняшнее мероприятие в рамках выставки «Anonymous» закончилось презентацией каталога «Живая Пермь», включившем в себя не анонимные, но зато наши родные пермские произведения.


Анна Батог Юлия Куценко
студентки ПНИПУ



Всего просмотров: 10697

Все новости за Ноябрь 2012

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: