Информация, опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц, достигших возраста
18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край — события, происшествия, репортажи, рецензии (музыка, театр, культура), фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail:

 

 



«Территория» в Перми: банкет или война миров?
19.09.2009 11:45

Завтра в Перми завершается московский с международным участием фестиваль современного искусства «Территория». Это новый эксперимент на территории Прикамья, осуществленный по инициативе министра культуры Пермского края Бориса Мильграма и директора Музея современного искусства (в здании Речного вокзала) Марата Гельмана.

Одним из красноречивых проявлений сути предложенной пермякам инновации стал проведенный 18 сентября «круглый стол» на тему «Современный город плюс современное искусство равно ?...»

Интересно, что основными его участниками стали, прежде всего, представители, как нынче говорят, административного ресурса: из арт-дирекции «Территории» режиссер Кирилл Серебренников и театральный журналист Роман Должанский, от Пермского края - Борис Мильграм и Марат Гельман, был главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, от пермской общественности выступала Светлана Маковецкая, директор Пермского центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани». Кстати, ее пригласили выступить. Научную гуманитарную общественность не пригласили, и некоторые профессоры пермских вузов, предметом научных интересов которых является, в том числе, и современное искусство, на этом круглом столе, хоть и присутствовали, но промолчали.

 Как потом выяснилось, в общем-то, правильно сделали. Разговор шел не о духовных ценностях и смыслах, что исследуется культурологами и деятелями искусства, а о том, как заработать на культуре.

Первое предложение: «Сдаем в прокат!».

Марат Гельман открытым текстом объяснил московским гостям, а заодно молодежной публике круглого стола, что они с министром культуры Пермского края видят свой долг в том, чтобы спасти Пермь от угасания во всех ее сферах жизни: в промышленности, экономике, бизнесе, досуге... Инструментом для этой благородной деятельности должно стать искусство. Как образом?

- Мы продаем власти современное искусство, - сказал он, имея ввиду раскрученные имена российских деятелей и представителей зарубежного искусства. На их имена, закупленные властью на деньги налогоплательщиков, в Пермь, как предполагается, валом повалит туристическая общественность, и на импортной валюте пермяки, в том числе и те, кому искусство «до лампочки», разбогатеют. Все это Гельман и Мильграм  называют красиво: «сделать Пермь культурной столицей России». Подробно идея была представлена в докладе министра культуры Пермского края Бориса Мильграма неделю назад на краевом экономическом форуме в Демидково. Одной из попыток деятельности в таком направлении им видится фестиваль «Территория».

Сегодня о том, как развивать цивилизацию в регионе, не говорит только ленивый. Но известно, что в принципе есть два пути. Первый - включение в глобализацию культурных процессов по европейскому и американскому типу, о чем и печется  Гельман. По сути, пермякам предлагают отдать в мировой прокат свою территорию с ее ресурсами и средствами, сознательно, во имя зарабатывания денег. Вместо старой идеологической системы организации культурного досуга населения призывают создавать новую, коммерческую.

Научные исследования показывают, что здесь вместе с плюсами (трудовая занятость в сфере гостинично-туристского бизнеса, пополнение государственного кармана) есть и угрозы. Первая - унификации искусства на рынке потребления: будет то же самое, как с центральными каналами телевидения России, когда всем в одно и то же время  дают одну и ту же порцию новостей. Вторая угроза - уничтожение местной творческой интеллигенции, которую насильно ввергают в заведомо неравную конкурентную среду и тем самым  вынуждают к нетворческой борьбе, что и происходило в Перми весной и летом этого года. Собственно, об угрозах местному сообществу размышляла на круглом столе Светлана Маковецкая, директор Центра гражданского анализа «Грани». Она выразилась образно: «Не топчите траву вокруг себя».

Светлана Маковецкая, пермячка по рождению и постоянному проживанию, говорила о том, что граждане Перми совсем не сравнивают свой родной город с Бильбао (намек на цитату из доклада Бориса Мильграма) или Ижевском, и не хотят. Они сравнивают Пермь с самой собой, какой она была, какой становится. Они хотя видеть свой город в развитии, но с сохранением собственной истории и традиций. Деятельность музея под руководством Гельмана для большинства пока что модный или скандальный повод для разговора. Пермяки не понимают, зачем им это современное искусство. Есть недоверие к москвичами их идее спасения Перми, в подтексте которой сквозит сомнение в том, была ли культура здесь до приезда сюда новых людей. Естественно, что в культуре Перми, как и в любом региональном городе, были моменты застоя, но были и есть точки роста. Мы понимаем, продолжила она, что инаковость как технология прорыва имеет право на существование, но она должна поддерживаться чем-то почвенным. Зачем «взрезывать общественное сознание консервным ножом современного искусства»? Проект «культурная столица России» рискует остаться без горожан. И потом, по ее мнению, высказанная здесь идея организации беспрерывных фестивалей тоже сомнительна, так как город не конвейерная площадка, и горожане должны успевать адекватно относиться к тому, что нам привозят.

Выступление Светланы Маковецкой наиболее полно отразило второй, существующий в мировой практике вариант развития цивилизации и культуры в регионе - сохранение региональной идентичности как залога неповторимости, культурной уникальности, даже стилистики. Традиционности как некоего раритета, признака непохожести в условиях глобальной унификации всех и вся по европейским или американским стандартам. Живут же многие регионы на Востоке по-своему и не чувствуют ущербности. При подобном подходе местные творческие силы социально защищены и поддерживаются властями, лучшие из них создают имидж городу по всему миру. Как, например, Пермский академический театр оперы и балета, ансамбль народных инструментов «Каравай», муниципальный молодежный хор «Млада» и другие.

После выступления Светланы Маковецкой в репликах участников круглого стола появилась военная терминология - «десант», «окопы» и даже «гетто» (так обозвали современное искусство). Это не случайно, потому что столкновение тенденций глобализации и глокализации в мировой практике не раз нарушали социальную стабильность. В Перми до этого дело не дошло, но ведь очень сильно весной общественность пошумела. Так что, действительно, «траву топтать вокруг себя» нежелательно.

Что касается мнения по поводу реальной социально-культурной значимости проекта «Территории» в Перми, явных положительных результатов вслух никто из топ-менеджеров не осмелился назвать. Запомнилась фраза человека с большим жизненным опытом, главного редактора «Искусства кино» Даниила Дондурея. Он сказал, что, конечно, многое в искусстве определяют личности. В Перми сложился союз деятелей культуры с губернатором, и начались инновационные проекты. Но вот когда уйдет с поста нынешний губернатор, когда уйдет его министр культуры, попросит ли народ продолжения «банкета»? Если да, то эксперимент можно будет считать удачным.

Марат Гельман полемично заметил, что никуда они не собираются уходить, а будут твердо идти намеченным путем. Именно в это время составляется новый проект «Пермь - культурная столица Европы» на 2019 год.

Что же,  «война миров», глобального и локального, остается? Была в свое время популярна песня «Огромное небо», там есть строчки: «Стрела самолёта рванулась с небес/ И вздрогнул от взрыва берёзовый лес./ Не скоро поляны травой зарастут.../ А город подумал:  ученья идут».  Думается, что фестиваль «Территория» для большинства пермяков -  далекие от них  «учения».

В заключение предадим огласке мнения по поводу фестивального «банкета» тех посетителей, кто там был и «мед пиво пил». Среди опрошенных с помощью блиц-интервью были, в основном люди, профессионально занимающиеся театральным искусством. Как интересные моменты фестиваля отмечались мастер-классы по режиссуре, творческие встречи с Дмитрием Крымовым и Евгением Мироновым, спектакль «Смерть жирафа» в постановке Дмитрия Крымова. К недостаткам отнесены сбои в заявленной репертуарной афише; цена в 300 рублей за спектакль протяженностью в полчаса. О некоторых зарубежных постановках было сказано коротко: «Не стоило ходить». Дискомфорт вызывали дорогой буфет и сквозняки в холле первого этажа.

Галина Куличкина

 

Всего просмотров: 4028

Все новости за Сентябрь 2009

На главную страницу...