Пермская сцена «Молот» сделала ставку на молодежь
25.03.2013 00:16

На сцене «Молот» состоялись премьерные показы двух одноактовых спектаклей «У нас все хорошо» Дороты Масловска (Польша) и «Фронтовичка» Анны Батуриной ( Екатеринбург). Пьесы созданы молодыми авторами, поставлены молодыми режиссерами, и поэтому резонно говорить о новом поколении, которое заявляет о себе с помощью Пермского академического драматического театра.

Выходу спектаклей предшествовала проведенная в Перми на базе «взрослого» театра лаборатория молодой режиссуры, по итогам ее работы и были намечены будущие премьеры.

Первая: «У нас все хорошо» по пьесе Дороты Масловской.

Автор обрела популярность в России года три назад. Пьес с такого рода художественной формой и художественной речью сегодня в пермских театрах нет. Московские критики отметили, что язык в ее произведениях сочетал в себе «разговорную речь на грани вульгарщины с языком телереклам и политических заявлений. Но более того- тексты Масловской обладали удивительной оптикой: чуткий к речевому шуму улицы и телевизора автор демонстрировал удивительно зоркий взгляд на национальную действительность» (http://oteatre.info/dorota-maslovska-my-zhertvy-nashey-istorii/).

Дорота Масловски передает полифонию голосов людей с осколочным сознанием. Людей, потерявших свою национальную идентичность, свою личность, и поэтому в произносимых ими предложениях практически перед каждым сказуемым стояла частичка «не». Наподобие одной советской пьесы под заголовком «Не был, не состоял, не участвовал».

Самая большая трудность для постановщика и актеров состояла в том, чтобы это «НЕ» наполнить действием, естественно, в духе автора - ироническим, трагикомическим... Сразу скажем, что наиболее близкими к природе чувств пьесы оказались сцены с попсовым Режиссером - Сергеем Семериковым, чье броуновское движение с падениями и вскакиванием (как кукла-неваляшка) стали образом бурлящей пустоты.

Замечательно сыграна Евгенией Барашковой роль Галины, дочери Бабушки и матери Девочки. Ее Галина все время нервно стучит ножом по пустой разделочной доске (готовит еду), сообщая нам со страдальческой улыбкой о том, что она НЕ купила, куда она НЕ поехала, о чем она НЕ мечтает. Апофеозом стенаний становится эпизод с головкой лука, которую она разрезает и трет свежесрезанным местом себе глаза, будто совершает косметическую процедуру. Добавим сюда декольтированное красное платье для дома, сделанное из материала, похожего на театральную занавеску с бахромой, и образ Дамы с большими амбициями, которая вынуждена «так страдать», что слезы из глаз сами текут, почти готов.

Открытием актерского дарования в спектакле стала молодая Ксения Данилова, которая смогла за время спектакля прожить по сути трагическую роль «железной девочки» без будущего и выйти в финальной сцене к зрителям с подлинными слезами. Марине Софроновой в роли Бабушки удалось передать достоверность воспоминаний о ее героини о довоенной жизни - светлой, чистой, прекрасной.

Режиссер спектакля Семен Серзин воссоздал на сцене поток сознания персонажей достаточно органично. Музыка, светопартитура и черная стена за спинами персонажей, «нарисованная» с помощью мультимедиа (художники Елена Слобцева и Александра Микляева) - все это работает на создание атмосферы спектакля.

Но кадры из фильма «Обыкновенный фашизм», ожившие в квадрате черной стены, сыграли, как мне кажется, «злую шутку» с театром. Сценические достижения актеров были переиграны документальными кадрами фильма, и проблемы потерянной нации, потерянных поколений отошли на задний план перед документами-свидетельствами одной из самых страшных гуманитарных катастроф XX века.

Рядом со мной на спектакле сидел художественный руководитель Пермского государственного театра кукол Игорь Тернавский. Когда в зале вспыхнул свет, он произнес: «Вот и вспомнишь Шукшина... Как он был прозорлив и какой художественной силы была его повесть «До третьих петухов». Ведь по сути он на ту же тему, что и здесь, думал...». Игорь Нисонович знал, что говорит. Он ставил эту повесть тридцать лет назад в пермском театре «Арлекин». Я помню, был аншлаг.

Могу добавить к сказанному, что согласна с теми, кто считает, что форма у Масловской превалирует над содержанием (см. http://www.kmrz.ru/index.sema?a=articles&pid=3&id=16). У нее хороший репортерский слух и взгляд, но не хватает в тексте глубины. Поэтому и в пьесе, и в спектакле «черному квадрату» из жизни современных горожан противостоит тема Второй мировой войны. Других ответов на вызовы современности они, в отличие от В. Шукшина и других его масштаба авторов, они не знают.

Спектакль второй - «Фронтовичка» по пьесе Анны Батуриной, лауреата премии «Дебют-2009», ученицы Николая Коляды.

Стоит сказать, что режиссер Дмитрий Турков пьесу сократил, и эти сокращения принципиально меняют сюжет. По пьесе главная героиня Мария Петровна Небылица остается жить, уезжает с Урала к далекому океану. В спектакле ее лишают жизни, и черный человек (в буквальном смысле, в черном комбинезоне, шапке и экраном сварщика на лице) ногой сталкивает безжизненное тело со сценической площадки вниз, в никуда....

С такой режиссерской жестокостью к главной героине можно поспорить. Фронтовичка Мария Петровна воплощает в себе тип «тургеневской девушки» с высокой духовностью, которую убить невозможно. Некая сказочность (Небылица!) есть в сюжете Батуриной, который и придает новизну теме о людях с фронта, неожиданно обнажает традиции отечественной литературы. В премьерном варианте эта литературная новизна исчезла.

Зато есть замечательные актерские работы. Наталья Макарова, которая нас заставляла внимательно вглядываться в ее персонажей, будь то Анна Каренина или г-жа Мозес из «Отеля» Стругацких, здесь также привлекает той потаенной внутренней жизнью, которой живет ее Мария Петровна. Смена пластического рисунка от резких по-мужски движений сержанта к женственности ноги в большом батмане (Мария перед войной училась в хореографическом) будят фантазию зрителя. Кстати, именно танцев и не хватило в спектакле, нет, в отличие от пьесы, образа «грязных утят», из которых вырастают «лебеди», ради чего и живет главная героиня. Ее слова об этом смысле жизни оставлены в спектакле. Но сценического оправдания им не найдено.

Удивил своей способностью к перевоплощению Максим Новиков. От роли Вронского в «Анне Каренине» к роли подростка-музыканта Алеши, влюбленного в учительницу танцев, большое расстояние, но для актера его словно не существует. Новикову удалось передать романтический строй души вчерашнего мальчишки, который сочиняет музыку и в котором при общении с учительницей танцев просыпается мужчина. С улыбкой передана актером мальчишеская влюбленность Алеши, чистота и отвага порывов во имя любимой, забота о ней.

Почти в буквальном смысле слова веет теплом от актерского дуэта давних любимцев пермской театральной публики Татьяны Синевой (Галина) и Михаила Гасенегера (Марк Анатольевич). Они разыграли комический любовный сюжет между двумя немолодыми людьми, один из которых дамский угодник, все время норовит в сторону отклониться, но его пассия решительно, по-деревенски шумно и откровенно пресекает на корню подобные попытки. Публике внятно все, что происходит между Марком Анатольевичем и Галиной: реплики с подтекстами, паузы, обмен взглядами, взрывы эмоций...

Порадовала Ольга Шишмакова, которая сыграла возрастную для нее роль матери, ожидающей с фронта сына- солдата. Актриса прожила ее ярко и выразительно.

Что касается выбранной площадки для действия в виде реального декорационного цеха театра, огромного, неуютного, колючего и холодного пространства (художник Евгений Лемешонок), привлекает продуманность общего оформления и деталей для создание атмосферы в замысле режиссера. Но зритель давно приучен к условности, поэтому сценография не удивила. Зато удивило исполнение на губных гармошках (по пьесе - трофейном инструменте) советскими солдатами, которые по литературному сюжету уже наступали, темы фашистского нашествия из 7-й симфонии Шостаковича. Так же удивило отсутствие в театральной программке ответственного за музыкальное оформление спектакля.

Думается, спектакли особенно будут полезны молодежи, которая путает Отечественную войну 1812 года с Великой Отечественной, абсолютно спокойно относится к проблемам расколотого сознания и национальной идентичности, любит современные танцы и неравнодушна к тому, как живут ее современники на Западе.


Галина Куличкина



Всего просмотров: 3357

Все новости за Март 2013

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: