Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Сегодня в Пермском ТЮЗЕ - премьерный показ трагикомедии Николая Коляды «Большая советская энциклопедия». Еще на общественном просмотре спектакль был встречен полным залом, что, несомненно, приободрило актеров: Михаила Шибанова (Артем), Елену Бычкову (Вера), Ксению Жаркову (Вика).
Зрители, прислушавшись к просьбе Михаила Скоморохова, - художественного руководителя театра, который также является постановщиком спектакля, - не скупились ни на смех, ни на аплодисменты.
Благодаря стараниям актерского состава, качественной работе режиссера - Александра Калашниченко - нам были представлены такие знакомые в своей типичности люди XXI века. И именно эта узнаваемость придала перцу, казалось бы, стандартной истории, в которой есть скончавшаяся бабушка, нерадивая внучка, наследство, муж-изменщик, работница соцзащиты. На зрителей буквально вываливается поток бытовой мудрости и пошлых фразочек, каждую из которых можно услышать в любом автобусе. И многие из них повторялись и повторялись, создавая весьма конкретное впечатление о нравственности и уме героев.
Итак, в самом начале спектакля мы видим худую, словно истощенную работницу соцзащиты Веру - Е. Бычкову и гламурную внучку ныне почившей бабки, учительницу младших классов Вику - К. Жаркову. Первая сморкается в подол, суетится, тоненько напевает и почти в каждую фразу вставляет: «жизнь прожить - не поле перейти» или «трынди-брынди балалайка, под столом сидит бабайка». Вторая брезгливо осматривает тома «Энциклопедии», доставшиеся ей в наследство, озабочена она исключительно бриллиантами покойной. По мере развития действия глубже раскрываются характеры обеих девушек.
Вера без угрызений совести «шерстит» в квартирах своих подопечных, собирая неплохой капитал. Впрочем, счастья, по признанию героини под конец спектакля, ей это не принесло. На наших глазах героиня Бычковой проходит путь нравственного прозрения и оказывается наиболее духовной, чем прочие. Вера - девушка, выросшая в деревне, ее мечта - это Сереженька-муж, свадьба (непременно на малой родине), клеенка в красных розах на столе... Но Вера так же является девушкой, собравшей свадебное приданое из запасов умерших старушек. Она все надеется, что в ее жизни будет что-то, кроме «урыльников», оскорблений, терпения. Что однажды будет и у нее кино, показанное Богом, а там - лето, Сережа, плачущий отец... То, к чему стремится каждая женщина - счастливый брак, обязательно по любви, поддержка родных. Такое чувство, будто в деревне героиня была мечтательной девушкой, а в городе превратилась в расчетливую особу с ужасными манерами. Интересно и то, что в конце спектакля в своих мечтах Вера преображается, исчезает угловатость и серость, перед нами предстает обаятельная невеста. Девушка, живущая в согласии с вековыми традициями, в мире, где невинность и чистота - это норма.
А Вика К. Жарковой готова танцевать в клубе заграницей, и, напившись, переспать с едва знакомым мужиком за плату. Более того, она измывается над поверженной соперницей с удовольствием, доступным только таким же жертвам обстоятельств. Часто те, кому причиняют боль, становятся худшими палачами для более слабых. И как ни странно, камнем преткновения между героинями становится не нечто ценное и блестящее, а мужчина. Вера позволяет Вике копаться в пожитках умершей родственницы ровно до тех пор, пока на сцене не появляется «Сереженька». А уж когда тот начинает оказывать обеим знаки внимания...
Артем, отец и муж по сюжету, развлекается тем, что снимает комнату и вызывает себе женщину на ночь. Он напоминает мартовского кота: говорит пошлости или переходит на псевдо-иностранный акцент, с удовольствием бы залез под юбку хорошенькой Вике, что не мешает ему оказывать знаки внимания и Вере. Тёма разгуливает по сцене с обнаженным торсом и набедренной повязкой в виде полотенца с поистине царским величием, а его самой запоминающейся репликой является: «Русские, где ваша духовность?». Иронично, не правда ли? Герой вовсе не образец мужественности, нравственной доблести и завидным женихом не является, однако, и Вера, и Вика становятся жертвами его обаяния. Впрочем, если первая оказывается в плену собственных грез, то вторая становится любовницей Артема скорее от безысходности. В конце концов, он ее три дня кормил-поил, а не предлагал подгнившие борщовые помидоры, как мать предыдущего молодого человека.
Пожалуй, ключевыми словами, объединяющими всех героев, можно назвать слова Веры и Вики: «все советское было красивое», «так было уютно в этом мире». Кажется, речь не о СССР, а о детстве. Времени, когда эти герои были маленькими и радовались не бриллиантам, а пирогу с малиной. Когда не хотелось унижать ближнего, когда любовь обязательно на всю жизнь. А сейчас герои готовы использовать топор в качестве аргумента. Правда, с разными целями. Когда Вера отдает собранные за время работы драгоценности Вике, учительница не теряется. Она судорожно собирает блестящие украшения и ... бросает Тёму. Не пара они, оказывается. Впрочем, и ему кое-что достается из запасов Веры. Почему девушка так легко прощается со своей коллекцией? Для нее бриллианты - то же, что и спичечные коробки. Вера убедилась, что счастье приносит не богатство, а любовь. Собранная по квартирам старушек мебель и кружевные салфетки - это лишь средства для создания уюта, гнездышка, где жили бы они с Сережей.
Грустно видеть учительницу, мужа и ухаживающую за пожилыми людьми девушку из деревни такими...грязными, что ли. То есть, циничными, одержимыми только одной целью, будь то бриллианты, удовлетворение собственных потребностей или замужество. И как неприятно узнавать себя в их словах, пусть не во всех, но все же.
Ксения Русинова
студентка ПГНИУ
Все новости за Апрель 2013
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: