Павел Ознобишин, Пермский ТЮЗ: "Побеждайте, любя"
10.06.2013 22:52

В Пермской академии искусства и культуры состоялась встреча с актером Пермского ТЮЗа Павлом Ознобишиным. Выпускник этого вуза, он за двенадцать лет работы сыграл более сорока ролей, в том числе из зарубежной и русской классики, и стал одним из ведущих артистов театра.

Его приветливая улыбка и открытый взгляд на афишах ТЮЗа "Веселый солдат", "Том Сойер", "Безымянная звезда" привлекают немало пермяков в зрительный зал. Дети и подростки узнают его на улицах и радостно обращаются к нему: "Привет, Емеля!" (есть у актера такая роль в одной из сказок). Его персонажи удивляют и взрослых зрителей на вечерних спектаклях.

Павел Ознобишин умеет играть не только типичные, узнаваемые характеры, например, смелых и добрых сказочных героев, но и убедительно прожить на сцене жизнь людей, редко встречающихся, неординарных. Из последних ролей таковы его Тузенбах в "Трех сестрах" Чехова, учитель Мирою в "Безымянной звезде" М. Себастьяна, Лешка Шестаков в "Веселом солдате" Астафьева. Его герои, внешне обычные люди, как все радуются, горюют, в чем-то наивны, скромны, но они цельные личности с собственным духовно-нравственным пониманием жизни, и в минуту трудной жизненной ситуации естественно выбирают то, что сохраняет душу, проявляют способность к нравственному самостоянию. И тогда от них исходит обаяние красивой души, что редко встретишь на современной сцене.

Павел Борисович перед началом беседы предложил называть его Павлом, тем самым перевел формат общения в разговор на равных. "В этих стенах я чувствую себя ребенком, - сказал он. - И с вами мне приятно пообщаться: вы все такие яркие, но в это заведение тусклые люди не приходят".

Спрашивали студенты гостя обо всем: какие книги читает, какое кино любит, какую музыку слушает, как проводит свободное время. Но больше всего вопросов было о театре.

- Вы играете в спектаклях для детей и взрослых. Где легче и есть ли у вас любимая роль?

- Нелюбимых ролей нет. Каждый сезон приносит свою любимую роль. В этом году я пока в процессе ожидания такой роли. А вообще любимая роль это последняя роль. Например, Солдат в "Премудрой Елене". Насчет, где легче играть - трудно сказать. Что Тузенбах, что Том Сойер, у меня на обоих тратится по 350 калорий. Зависит не от того, кого играешь, для какого возраста, а от созвучия со временем, со зрителями, которые в данный момент находятся в зале.

- Какую роль вы хотели бы сыграть?

- Когда-то давно хотел сыграть все: был некий актерский голод. Нет какой-то конкретной роли. Хочется играть характерных веселых героев. Мне нравится чудить по жизни и на сцене. А теперь есть мечта выйти один на один с залом...

- Что больше всего привлекает в профессии актера?

- Хотел бы сказать, что заработная плата, но это будет неправда! Когда я заканчивал институт, мне хотелось признания, представлял: стою у края, и все мне хлопают, дарят цветы... Спустя год мечты о благодарной публике развеялись. Я понял, что труд актера - как в шахте, где нужно каждый день снова и снова добывать уголь.

- Но раз актерский труд такой тяжелый, живете вы в ожидании роли и к тому же мало платят, у вас не было желания уйти из театра?

- Раз десять хотел уйти со сцены. Не был доволен собой. Нахлынет иной раз настроение, и в театре шутят: мол, опять Ознобишин собрался нас покинуть. Вообще, первое образование я получил в кулинарном техникуме, поэтому мне всегда есть, куда уйти. Учился я там по желанию родителей. И все бы было хорошо, но я вел себя, с точки зрения окружающих, не очень-то нормально. Овощи обрабатывал с песнями, пельмени делал с песнями. Курицу разделывал как с врагом боролся. Повара говорили: не порти продукты, иди в цирковое или кукольный театр. Однажды посоветовали записаться в театральную студию КОД в Пермском городском дворце творчества юных... Я до сих пор с удовольствием готовлю, особенно куриный рулет. Может, прозвучит ужасно, уже будучи семейным, когда освобождал курицу от костей, показывал своим маленьким детям миниатюрный кукольный театр с главными героями косточками.

- Когда же тогда проявилось влечение к театру?

- Отчетливо помню, как в три года дома на семейном празднике поставили меня на табуретку, и я, сверху глядя на салаты, маринованную капусту и прочее, читал стихотворение "Бородино". Оно же длинное, гости удивлялись, что я все помню. Когда мне было лет семь-восемь, папа сделал из деревянного ящика театр, в нем была сцена, занавес... Ко мне приходили друзья и вместо футбола смотрели мой кукольный театр. Я всех мучал своими представлениями... На школьной сцене потом выступал. Литература мне нравилась. Когда давали сочинение, то я за урок успевал накатать по десять сочинений, друзьям помогал... И вот пришло время поступать в вуз, мы с мамой выбрали филфак Пермского университета, но случайно попалось на глаза объявление о наборе на актеров в Пермский институт искусства и культуры. Мама предложила зайти и оставить там документы. Спасибо ей за это огромное! Выучил дома басню и через несколько дней рассказал её на вступительном экзамене. Меня взяли.

- Павел, а приходилось ли кардинально меняться, чтобы полностью погрузиться в роль?

- Ну, для "Веселого солдата" (постановка о трагедийной судьбе российского солдата во время Великой Отечественной войны - прим. авт.) я подстригаюсь коротко. В дни премьеры этого спектакля вообще "выносил весь дом", если так можно сказать. Потому что был очень серьезным, мрачным, погружался в роль так, словно предстояло выполнить что-то гораздо большее, чем просто отыграть спектакль. Убедительное проживание судьбы Лешки Шестакова воспринималось мной, как выполнение долга перед зрителем, и, прежде всего, перед самим собой.

Вот в этот четверг мне выходить на сцену в "Веселом солдате", сегодня вторник, а меня уже с понедельника "колбасит". Не нахожу себе места, уже живу предстоящим ужасом войны... Невозможно быть в жизни убийцей и сыграть на сцене Христа.

- Представьте, что в современном мире нет театра. Как бы вы на это отреагировали?

- Хм, очень интересный вопрос, на который не так-то легко ответить сразу. (Задумывается). Вообще, представить, что театра не существует - это очень сложно. Нигде больше нет такого живого общения, как в театре. Вот мы играем с Татьяной Гладневой эпизод из "Безымянной любви", когда по сюжету в наших героях зарождается глубокая симпатия друг к другу. Она - замечательная партнерша, и вот она начинает говорить, и я чувствую, как в такт ее сердцу стучит мое. И вдруг мы оба слышим, как в унисон с нами дышит зрительный зал. Могут сказать, что так не бывает... Нет, бывает! За такие минуты, думаю, многие любят Театр... Даже если попытаться представить, что театра нет, то буду работать с детьми (Павел Ознобишин ведет занятия в театральной студии пермской гимназии №9), писать что-либо. Это неплохо у меня получается, я на лекциях в тетрадях рисовал то кружочки, то бабочек одна романтика. (Смеется). Но если серьезно, то есть мечта это выйти и поговорить с залом один на один.

- У вас есть любимый девиз?

- Побеждайте любя! Это цитата из книги "Наука радости" Конкордии Антаровой, ученицы Станиславского. Следую ему сам и советую другим.

 - Какие ошибки человека можно простить?

- Мне кажется, надо все прощать. Если ты простишь, то и тебе простят.

- В чем для вас счастье?

- Это когда хочется проснуться для чего-то или кого-то. И мне каждый раз, каждый день хочется просыпаться, чтобы жить для себя, своей семьи, чтобы творить.

После встречи студенты обменялись впечатлениями. "Знакомство с Павлом Борисовичем Ознобишиным показалась мне удивительным и открыло сложность жизни творческого человека. - сказала Ксения Окунева. - Павел признался, что ошибся эпохой его больше привлекает культура и аристократичность XVIII -XIX веков, хотя, немного покраснев, добавил, что ему тяжело пришлось бы без своего Ipad. Павел Ознобишин предстал перед нами в образе озорного мальчишки, хоть и было заметно, что за чертами задорного шутника кроется чуткая, ранимая душа.

Елена Карташова: «Я не коренной житель Перми, и в ТЮЗе бывала не часто, разве что во время школьных поездок. С самого начала актер привлек своей простотой и непринужденностью общения. Павел признался нам, что любит сочинять, путешествовать. Буду с нетерпением ждать его успехов не только на театральных подмостках, но и литературном поприще».

Алена Кирякова: «Безразличием сегодня никого не удивишь. Встретить принципиально другого человека... Вот это редкость. Я рада, что Павел Борисович такой Другой...»

Валерия Богданова: «После встречи я побежала в ТЮЗ купить билет на спектакль "Веселый солдат" с участием Павла Ознобишина. Перед спектаклем я взяла из библиотеки прочитать одноименную повесть Виктора Астафьева, но, скажу честно, не смогла её осилить. В театры я хожу - не сказать, чтобы часто, но и не раз в год. И отношусь к этому вполне спокойно, но перед тем спектаклем я почему-то очень волновалась... Итак, погас свет, и я очутилась в военном времени, на поезде вместе с солдатами. Главный герой - Лешка Шестаков, веселый паренек, попавший на войну. И в этом пареньке отчетливо узнала я самого Павла, каким он был на встрече с нами, веселым и открытым. Со сменой событий на сцене менялся и главный герой, он был суровым и отчаянным, бесстрашным и слезливым, он был разным, и я верила каждой его эмоции. Сколько раз на моих глазах наворачивались слезы, я уже и не сосчитаю. Слезы радости и слезы печали... Спектакль закончился, но еще долго люди аплодировали стоящим на сцене актерам и дарили им цветы. Спустившись вниз, я наткнулась на стенд с надписью: ВНУТРИТЕАТРАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ "ЭКСКЛЮЗИВ". Я решила воспользоваться случаем и проголосовала за актера, который так реалистично сумел показать судьбу паренька, пережившего войну».

Фото Виктории Михеевой


Галина Куличкина



Ключевые слова:
Пермский ТЮЗ? Пермь ПГАИК

 

Всего просмотров: 4270

Все новости за Июнь 2013

На главную страницу...