В Березниках проходит фестиваль «ПостЕфремовское пространство»
01.10.2013 12:26

В Пермском крае на базе Березниковского драматического театра впервые открылся международный театральный фестиваль «ПостЕфремовское пространство». Название очень значимо для пермской театральной ситуации.

Здесь проводятся международные фестивали «Дягилевские сезоны», «Текстура», «Открытое пространство» с акцентом на включенность театрального сознания российских регионов в русло современного западного сценического искусства. В Березниковском драматическом театре, на базе которого открылся новый фестиваль, предложено нечто другое. «ПостЕфремовское пространство», как сказала на страницах фестивального буклета Президент фестиваля Анастасия Ефремова, дочь Олега Николаевича и театральный критик, «символизирует высокий сплав традиций и поиска новых форм во имя Его величества Искусства».

Организаторы фестиваля верят в театральные традиции российской глубинки, потенциал подлинного русского психологического театра, в новые имена и открытия.

Афиша фестиваля предложила березниковским зрителям с 28сентября по 6 октября посмотреть спектакли театров из Москвы, Перми, Арзамаса, Иркутска, Старого Оскола, Ульяновска и Израиля. Большинство из них поставлено по пьесам классиков отечественной литературы, в том числе «На дне» Максима Горького Пермского театра «У моста», «Дом окнами в поле» Александра Вампилова в Иркутском ТЮЗе, «Вишневый сад» Антона Чехова у березниковцев. Как водится на фестивалях, программа включает пресс-конференции с представителями трупп-участниц фестиваля, мастер-классы для актеров, обсуждения и творческое общение. «ПостЕфремовское пространство» проводится при поддержке Министерства культуры России и Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края. Более ста пятидесяти участников и более двухсот приглашенных (официальных лиц, театральных деятелей, почетных гостей) выразили желание приехать в эти дни на березниковскую землю.

В первые два дня были показаны спектакли «Петля» Р. Ибрагимбекова Московского драматического театра «МодернЪ» и премьера «На дне» М. Горького Пермского театра «У моста». Нам удалось побывать на третьем спектакле фестиваля - «Свои люди - сочтемся» А. Островского в постановке Арзамасского театра драмы.

В зале в тот вечер был аншлаг, зрители после спектакля аплодировали и пару раз прокричали «Браво». Потом на сцену вышел художественный руководитель Березниковского драматического театра Денис Кожевников, вручил арзамасцам со словами благодарности красивый Знак участника фестиваля, а те, в свою очередь, подарили березниковским артистам картину с видом на Арзамас. Чуть позже состоялась встреча труппы с критиками, где был профессиональный разговор о достижениях и проблемах мастерства современного актера.

Расскажем и мы о своих впечатлениях от постановки «Свои люди - сочтемся» Аарзамасского театра. Сюжет, конечно, был привлекательным для тех, кто не знал пьесы, ибо история из XIX века о том, как копеечные ставки бизнеса управляют поведением людей в личных судьбоносных ситуациях, в минуты счастья и горя, понятна современному зрителю, сполна вкусившему горький хлеб современных рыночных отношений в России. Для тех же, кто пьесу читал и не раз видел ее на сцене, с первых минут становилось ясно, что перед нами предстала традиции прочтения Островского советским социально-психологическим театром.

Историческая обстановка действия, исторические костюмы, элементы традиционной народной культуры в песнях, танцах, использование народных музыкальных инструментов - словом, купеческая замоскворецкая среда. Но была и образная сценография И.А. Сергеевой: явленный нам на сцене огромный сундук быстрым мановением рук рабочих сцены превращался в дом купца Большова, задумавшего околпачить своих кредиторов. Интересно воплощенная мысль художника, однако, слишком быстро обнажила тайну психологии «своих людей» с их ценностями ежедневной торговли и барыша. Они никогда не сочтутся друг с другом по совести и уговору. «Сундучное» пространство диктовало только один принцип существования: «в этом мире без капитала никак нельзя».

Финал предугадывался, хотя на этом пути режиссером-постановщиком А.Я. Кулиевым вместе с актерами было найдено немало характерных и выразительных деталей поведения персонажей пьесы. Назовем лишь некоторые из них. Липочка - Е. Митясова, узнав, что Лазарь богат, позволяла ему к ручке своей приложиться, но тут же брезгливо ее вытирала о подол. Лазарь - М. Гордиенко подманивал падкую на деньги сваху - Е. Лупачеву стуком в коробке конфет, похожим на звон денег, использовал ее в своих целях, а когда она надоедала требованиями заплатить за услуги, хватал за шиворот, протаскивал к зеркалу и чуть ли не тыкал ее лицом в него, чтобы убедилась: незачем с «такой рожей» ей тут шляться. Нишенский капитал спившегося стряпчего Рисположенского - Ю. Рослова заключался в прихватывании с собой за кулисы то бутылки водочки, то тарелки с нехитрой закусочной снедью. В спектакль было введено новое по сравнению с пьесой лицо - Нищенка - Т. Хлопкова. Она в доме Большова тоже занималась своим бизнесом: настойчиво пела, пока ей в кошелку на шее не кидали монеты.

Постановщик понимал, что помимо «сундучного» мирка существуют другие пространства и другие человеческие ценности, об этом свидетельствовали его приемы финального выхода Нищенки и чистого «банкрута» купца Большова в белых одеждах прямо в зрительный зал; иные песни исполнительницы роли Нищенки, исполняемые ею вне дома Большовых со скинутым с головы платком, словно освобожающим ее от прежней роли, музыка грампластинки, звучащая откуда-то сверху... Но все это существовало вне характеров главных действующих лиц.

В отечественной культуре XX века периодически возникали призывы к театрам идти «вперед, к Островскому!» Сегодня их не нужно произносить, ибо многие театральные деятели сами чувствуют перекличку времен и характеров людей из «темного царства» Островского XIX века с атмосферой и человеческими заботами нынешней пореформенной четверти века. Но как приблизить к зрителю персонажей классической пьесы, сделать их «знакомыми незнакомцами», живыми и убедительными?

В этом смысле главным открытием для меня, как зрителя, стало исполнение роли Подхалюзина М.Гордиенко. Мы увидели, что его приказчик Лазарь Елизарыч - прохиндей почище хозяина Самсона Большова. И в то же время он способен, оказывается, на иные чувства и мечты, кроме наживы. Таков эпизод с лентой Липочки, которая позволила актеру практически без слов выразить живую душу влюбленного молодого человека. Другой эпизод, когда Подхалюзин решается пойти просить у кредиторов копеечную скидку ради тестя. Подхалюзину - Гордиенко веришь в тот момент, что он делает это, действительно жалея старика. Но тут же поражаешься, с каким остервенением он растирает по полу, как последнюю тряпку, свою добротную рубаху, чтобы выглядеть перед кредиторами как можно более потрепанным. Перед нами человек с расколотым сознанием, противоречивой душой. Наш человек. Вот здесь и начинается традиция, которая ведет к современному Искусству.


Галина Куличкина



Всего просмотров: 4805

Все новости за Октябрь 2013

На главную страницу...


 


2019 Январь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: