Кама Гинкас ответил на все вопросы пермяков
16.10.2013 12:23

15 октября в Пермском театре «Сцена-Молот» в рамках Международного театрального фестиваля-форума «Пространство режиссуры» прошла встреча театрального режиссера, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, Камы Гинкаса с молодыми режиссерами, представителями СМИ и будущими журналистами из Пермского государственного университета.

Пришедшие на встречу были активны. Не проходило более секунды между закончившимся ответом гостя и новым вопросом. Пресс-конференция началась с вопроса студента о том, что главное в личности режиссера. Для Камы Мироновича - это человек, которому есть, что сказать про себя, про жизнь, который может и любит говорить на театральном языке, и возраст здесь не имеет значения. Если же человеку, пусть ему даже 100 лет, нечего сказать, то ему незачем заниматься этим видом деятельности. Не умеешь через артиста и через пространство рассказать то, что ты чувствуешь, бессмысленно заниматься режиссурой.

Давая советы собравшимся молодым режиссерам, он говорил, что у режиссера всегда есть риск нарваться на непонимание, на материал, который не поддается его режиссуре, сделать не то, что он хотел. Для любого режиссера очень важно в выбранном произведении правильно поставить перед собой вопрос, на который очень трудно ответить. Если на вопрос легко ответить, то это неправильный вопрос. Любого, кто пришел в театр, необходимо заразить спектаклем. Если зритель что-то не понял, то это значит, что контакт режиссера с ним не состоялся.

Гость поделился и своим опытом. Когда он находит материал, абсолютно не предназначенный для театра, например, прозу, письма, документы, картины, но который производит на него большое впечатление, говорит что-то большее, чем может сказать пьеса, то он старается превратить это в театр.

По словам Камы Гинкаса, нет хороших или плохих зрителей. Есть зритель трудный и более легкий. Для доказательства своего мнения он привел в пример спектакль под названием «Шуты Шекспировы», который был им поставлен два года назад. В нем он собрал разных шутов из пьес Шекспира (Макбет, Ричард III, Гамлет и др.), которые не столько развлекают, сколько парадоксально показывают жизнь и ее проблемы. Персонажи на протяжении спектакля меняются. Джульетта становится Офелией, Гамлет - Макбетом. И тот зритель, который никогда не читал Шекспира, замечательно все воспринимает и понимает. Им кажется, что это и есть пьеса, написанная английским классиком. Так же воспринимают специалисты по Шекспиру. Их потрясает и восхищает то, как Шекспир переливается в разных произведениях. Это легкие зрители. А трудные зрители - это те, кто слышал фамилию Шекспира, прочитал какую-то пьесу не полностью, которым кажется, что они знают произведение. И эти полузнания мешают им воспринимать действия на сцене. Им непонятно, как это Ромео, вместо того, чтобы погибнуть, вдруг стал Гамлетом.

Будущие журналисты попросили его высказать свое мнение о современных театральных публикациях в прессе. Настоящих театральных рецензий, как считает Кама Миронович, за последние 25-30 лет нет. «Раньше была театральная критика, но ее было очень мало. Три-четыре фигуры на Москву. По России еще четыре-пять фигур можно было набрать, которые любили театр, знали его. Быть критиком трудно, еще труднее, чем режиссером, сказал он. В продолжение гость высказал соображения, каким, по его мнению, должен быть настоящий театральный критик. Во-первых, это должен быть человек, который почти каждый день ходит в театр и смотрит, главным образом, плохие спектакли. Несмотря на то, что он начинает ненавидеть театр, ему надо стараться не разлюбить свою деятельность. Во-вторых, критик должен быть непосредственным, как ребенок, чтобы воспринять то, что он увидел во время спектакля, а не то, что когда-то читал. В-третьих, он должен суметь, непосредственно воспринимая то, что видит, одновременно уметь зафиксировать то, как это сделано режиссером. И, наконец, что самое сложное, критик - это писатель, и его обязанность - переложить на литературный художественный язык свои впечатления, да так, чтобы аудитория, читая его рецензию, чувствовала все то же, что чувствовали зрители во время представления.

Спросили его мнение и о фестивале «Пространство режиссуры». «Я представлял, какая публика ходит в театр» - начал он. Это дамы выше среднего возраста, приводящие своих мужчин, которым скучно. Все они любят московские театры, там узнают сериальных артистов, поэтому и идут посмотреть на них живьем. Ничего плохого в этом нет. Пусть у них будет повод смотреть спектакли... А молодежь вообще в мире и в России в театр почти не ходит. Она ходит на другие мероприятия, соответствующие началу XXI века. В Перми Кама Гинкас был поражен, увидев на спектакле «Медея» сплошную молодежь, которая была отзывчива к тому, что происходит на сцене.

­- «Медея» - это что-то такое архаичное, - сказал он. - Режиссер Кама Гинкас? Я не был уверен, что молодежь знает эти сложно выговариваемые имя и фамилию. На что они пришли? Они пришли, поверив в этот фестиваль, в то, что сделано руководителями фестиваля, которые проделали колоссальную работу, заинтересовав молодежь искусством театра. Это замечательно и уникально.

Один из последних вопросов развеселил и гостя, и пришедшую на встречу публику: «Вы так долго занимаетесь режиссурой. И вам до сих пор это нравится?»

Кама Миронович ответил: «Мне 22 года, занимаюсь режиссурой года три, и ничего не надоело». Зал, естественно, засмеялся. Кама Гинкас на это продолжил:«А что вы смеетесь? Разве я не молодо выгляжу? Мне кажется, что я еще пацан, занимаюсь только режиссурой, и мне по-прежнему это нравится!»

Справка:
Кама Гинкас родился в 1941году, окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино в 1967, курс Г.А. Товстоногова. По окончании института некоторое время работал в ленинградских театрах. В течение двух лет в качестве главного режиссера работал в Красноярском ТЮЗе, где поставил «Гамлет» Шекспира, «451 градус по Фаренгейту» Азимова. После Красноярска вернулся в Ленинград, с 1981 в Москве. С 1970 ставил спектакли во многих театрах России. Много работает за рубежом. С 1988 в Московском ТЮЗе. В этом театре осуществил постановки, которые стали событием в российской театральной жизни: «К. И. из «Преступления» по Достоевскому (1994), «Черный монах» по Чехову (1999: спектакль удостоен Государственной премии), «Пушкин. Дуэль. Смерть» по собственной пьесе (2000), «Дама с собачкой» по Чехову (премия «Золотая маска» за лучшую режиисерскую работу, 2003). Для постановок Гинкаса характерны напряжённый драматизм, использование сценического гротеска, переход от бытового правдоподобия к атмосфере абсурда и сюрреалистическим эффектам. В Перми на днях была показана одна из его последних работ - «Медея» (по текстам Ж. Ануя, Л. Сенеки, стихам И. Бродского).


Александра Самойлова
студентка ПГНИУ



Ключевые слова:
фестиваль Пермь Пространство режиссуры Кама Гинкас
Всего просмотров: 3887

Все новости за Октябрь 2013

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: