В Перми усеченный Географ все же пропил глобус
19.10.2013 00:52

Вчера и сегодня в Перми на фестивале «Пространство режиссуры» сцена была отдана постановкам романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Вчера пермяки видели сценический вариант его прозы в исполнении Омского государственного драматического театра «Пятый театр», сегодня была представлена постановка Пермского Театра-Театра. Мы расскажем о пермском варианте.

Для больших романов театральная сцена почти всегда является прокрустовым ложе. Многие сцены, идеи и даже герои там просто не помещаются. Тогда сначала драматург, затем и режиссёр проводят с романом почти медицинскую операцию - где-то отрезают, где-то пришивают... А зритель потом решает - жив пациент или мёртв. Подобную операцию провели с романом Алексея Иванова «Географ глобус пропил» в Театре-Театре. Её итогом стала совершенно новая жизнь пациента.

Драматург Ксения Гашева написала весьма сжатую инсценировку, убрав всё, что мешает основному действию, а режиссёр Елена Невежина сумела очень выразительно поставить это действие на сцене, так, чтобы от зрителя не ускользнула идея постановки. Но итогом сценической хирургии стало, как ни странно, серьёзное ослабление образа главного героя - школьного учителя экономической географии Виктора Сергеевича Служкина.

Алексей Иванов написал роман о типичном для русской литературы персонаже - лишнем человеке. Служкин - этакий современный Печорин, который вместо бегства на Кавказ идёт преподавать в пермскую школу. Основной мотив лишнего человека за двести лет совсем не изменился - Служкина весь роман влечет безысходность и одиночество. Он не на своём месте и вокруг него люди, которые не очень-то любят его, а он хочет их любить. Поэтому пьёт и постоянно ёрничает, спасаясь в пьянстве и юморе, а иногда в сочинении стихов.

И вот именно линия внутренней жизни главного героя сильно урезана в спектакле. Служкину, которого играет артист Сергей Детков, слов о его переживаниях даётся, хоть и точно по тексту, но недостаточно. Зритель не слышит со сцены тех мыслей которые мучили Служкина в романе. Все внутренние диалоги героя остались в книге. Географ на сцене лишён всего, что он любит: ему позволено прочитать лишь одно своё стихотворение, а его дочка, самый дорогой Служкину человек, появляется в спектакле лишь ненадолго. Любовные линии тоже сильно сглажены.

Но такая ампутация чувств главного героя, позволяет открыть новую сторону сути «Географа...». Открытие происходит во многом благодаря трактовке романа Еленой Невежиной. Спектакль «Географ глобус пропил» идёт три с половиной часа, и разделён на два действия: до похода и сам поход с последующей развязкой.

В первом действии все моменты, связанные с учениками Географа, упрощены до предела. Три девятых класса - «красная профессура», «отцы» и «зондеркоманда» - слиты в один 9в. И если в романе Служкин дружил с «отцами», что выражалось в их визите к нему на день рождения и совместном походе на станцию Таёжную, то в первом действии спектакля Географ с учениками только враждует.

Основные герои первого действия - это сверстники Служкина, его друзья и жена. В романе Служкин в отношениях с ними был весьма пассивен и просто наблюдал за развитием различных связей между близкими со стороны, почти не вмешиваясь. На сцене такая позиция главного героя (вдобавок, лишённого внутренних переживаний) приводит к тому, что семейные драмы и конфликты друзей, которые в романе были лишь фоном душевных метаний Служкина, в спектакле вышли на первый план. И перед зрителем предстаёт картина жизни представителей определённого поколения. Им всем около тридцати, и они крепко повязаны друг с другом школой, пьянством и интимными отношениями.

В спектакле Служкин с друзьями часто погружаются в школьные воспоминания. Особенно ярко это выражено в сцене дня рождения Служкина, где звучат слова из главы романа, в которой были описаны несколько дней из школьного прошлого героев. Обобщает тему прошлого и показ диафильмов советской поры. То есть, всё первое действие спектакля - это описание жизни и переживаний всего поколения, к которому относится Служкин, а не только его одного.

Второе действие отдано на откуп поколению младшему. В этом действии показан поход Служкина вместе с учениками по северным рекам Пермского края. В книге страницы о походе была очень важными в плане демонстрации всех внутренних терзаний и проблем Служкина. Для этой главы Алексей Иванов даже изменил способ повествования: весь роман написан от второго лица, а глава похода - от лица главного героя. Но на сцене главный герой, лишённый внутренних монологов, почти выпадает из действия. Зритель видит, что Географ большую часть похода просто где-то валяется пьяный, и поэтому на первый план выходят ученики. Это молодые люди, которые в отличии от старших, ещё не мечутся по жизни. У них всё впереди. Но они уже связанны школой, и будут связаны воспоминаниями о таком наполненном событиями походе. А пьянка и интимные отношения не за горами.

Соответственно возрасту распределены роли. Каждый в спектакле находится на своём месте и очень точно подходит к образу. Исполнители ролей представителей старшего поколения - Сергей Дедков (Служкин), Анна Сырчикова (Надя, жена Служкина), Евгения Барашкова (Ветка), Артем Орлов (Будкин), Дмитрий Захаров (муж Ветки), Татьяна Синева (Угроза Борисовна, завуч) очень точно показывают душевные переживания своих героев. Исполнители ролей младшего поколения просто очень весело и ярко изображают школьников.

В итоге в спектакле «Географ глобус пропил» создаётся такое ощущение, что ученики Служкина, когда вырастут, станут такими же, как его друзья и он сам. А Служкин является неким связующим мостиком между поколениями. Встает проблема содержательности того духовного и нравственного опыта, который передается от поколения к поколению.

Открытие такого нового аспекта прозы Алексея Иванова режиссёр Елена Невежина совершает не только вместе с актерами старшего поколения, но и в союзе со сценографом Дмитрием Разумовым. Ведь на идею разделения поколений и их взаимосвязи работает и оформление сценического пространства в виде школьного класса - одного на все возрасты. Особенно ярко связь поколений подчеркивается в финале. Во время всего спектакля на заднем плане сидят манекены в костюмах пионеров, и в финальной сцене выпускного бала, ученики Служкина, сплясав сначала классический школьный вальс, а затем современный Gangamstyle, занимают места среди этих самых манекенов. Школьники отпускают в небо воздушные шары, точно такие же, какие подарили Служкину на день рождения. Происходит это под песню «Про дурачка» Егора Летова.

Кстати о музыке. Она играет в «Географе...» существенную роль. Весь спектакль на сцене находится ВИА «Молодость» который исполняет песни группы «Чиж и Ко». Автор аранжировок для ВИА - заслуженный работник культуры РФ Татьяна Виноградова. Песни звучат довольно известные, и они весьма удачно распределены по всему действию и «работают» на эмоциональное погружение зрителя в спектакль. Песни «Чиж и Ко» тоже можно назвать связующим звеном поколений. Ведь у кого-то под эту музыку прошла юность, а кто-то уже вырос с этими мелодиями.


Григорий Ноговицын
студент ПГАИК



 

Всего просмотров: 4708

Все новости за Октябрь 2013

На главную страницу...