Пермский театр кукол посвятил спектакль Игорю Тернавскому
07.01.2014 00:51

В новый 2014 год Пермский государственный театр кукол вошел с двумя знаковыми для него событиями, и оба они связаны с премьерным спектаклем «Шинель» Н.В. Гоголя.

В декабре 2013 года за многолетний вклад в развитие культуры и искусства лауреатом премии Пермского края в сфере культуры и искусства (посмертно) стал художественный руководитель Пермского театра кукол в 1995-2013 годах Игорь Нисонович Тернавский, режиссер - постановщик «Шинели». Почти одновременно на краевом фестивале «Волшебная кулиса» за создание галереи гоголевских персонажей в этом же спектакле получила спецприз художник-постановщик Алла Гониодская.

Спектакль по хрестоматийной повести Гоголя задуман был, как говорил сам Игорь Нисонович, года три-четыре назад. Тернавский собрал команду людей неслучайных, с которыми когда-то успешно работал. Болезнь внесла свои коррективы в его планы, и творческий коллектив театра под руководством Дмитрия Заболотских завершил спектакль. Театр посвятил эту работу светлой памяти И.Н. Тернавского.

После просмотра премьеры возникло желание выразить чувство благодарности творческому коллективу, которому удалось главное - сохранить в сценической ткани спектакля образ личности постановщика. Прежде всего, его незаурядный гражданский темперамент. Многим пермякам известно, что на протяжении всей своей творческой деятельности он боролся с помощью юмора и сатиры с бюрократами, советскими и партийными, с тоталитарной административной машиной, высмеивал абсурд жизни человека - винтика в ней. Гоголевский сюжет о Башмачкине стал для него закономерным продолжением его давней личной темы.

Она, эта тема, в своем развитии естественно перерастала в человеческую теплоту по отношению к тем, кто в условиях жестких социальных отношений более других страдал и нуждался в опеке, защите, любви. В годы реформ его тревога и забота о слабо защищенных обрела наибольшее звучание в таких реальных социально-культурных делах, как предоставление (на несколько лет!) прибежища Пермской организации СТД, выгнанной на улицу из кирхи местными властями; превращение театра, традиционно выполняющего функции учреждения искусства, в многофункциональный общедоступный культурно-досуговый центр. В пору проникновения в общество рыночного мышления с его расчетом и выгодой Тернавский стал ставить музыкальные спектакли, в которых приобщал детей к культуре чувств.

Поэтому неудивительно, что литературный сюжет в его спектакле «Шинель» обрел форму музыкальной кукольной драмы. Сочинение музыки было доверено сравнительно молодому автору Сергею Иванову, написание либретто - известному автору сатирических и юмористических сценариев Вадиму Жуку. В результате современная интерпретация гоголевского сюжета обрела столь любимую Тернавским форму остроумного словесного текста, в котором чувствуется улыбка любви к Башмачкину и сарказм по отношению к его канцелярской братии.

Необходимо отдельно сказать о куклах Аллы Гониодской, которая знакома пермякам по совместной работе с И.Н. Тернавским над «Королем Лиром» Шекспира. В «Шинели» куклы серого цвета (цвет чиновничьего мундира) и представляют собой разного размера скульптуры из папье-маше. Бумажная фактура кукол перекликается с бумажной работой их персонажей в спектакле. Фигурки чиновников ассиметричны, и ощущение их одушевленности происходит благодаря мастерству актера, работающего с куклой, а также за счет того или иного ракурса освещения.

Сценическое действие о титулярном советнике начиналось с неожиданной и по- человечески пронзительной ноты. Акакий Башмачкин предстал маленьким ребенком на руках любящей его матери. Вокруг толпились родственники, знакомые, как и было в прозе, но если у Гоголя они занимались выискиванием в святцах имени новорожденному, то здесь помогали матери обмывать, пеленать и убаюкивать младенца. Акакий рос в атмосфере добра, и резкая смена домашнего тепла на холод отношений в канцелярии зритель ощущает очень остро и болезненно. Тем более, что Акакий как был небольшого ростика в первой картине, так и остался таковым, хрупким среди своих шкапо- и вешалкообразных сослуживцев.

Да, его внешний вид не «тянул» на статус титулярного советника. Даже не было поначалу достойной, по понятиям его среды, шинели. Зато когда он переписывал бумаги, буквы из-под его пера вдруг начинали жить собственной жизнью, как живые. Здесь зрителей поджидало настоящее театральное волшебство (не единственное, кстати, в этом представлении). Не буду его пересказывать, только отмечу, что буквы в спектакле были красивые, как на подбор, они могли танцевать, петь, перебегать с места на место. Маленький Башмачкин ими руководил, и в нем в тот момент проступали черты большого мастера.

Театр немало делает для того, чтобы мы полюбили Башмачкина, безобидного, честного и трудолюбивого человека. Тем страшнее оказывается финал этой простой истории. Акакий преждевременно умирает, хотя в спектакле среди персонажей нет таких, кто бы специально его хотел унизить, сжить со света. Как нет конкретных образов злоумышленников, сорвавших с плеч чиновника шинель, заработанную непосильным трудом. Но есть в духе Гоголя образ Петербурга, музыкальный и пластический, как мир фантасмагорический, где снежная вьюга свищет во все концы, гасит фонари, обнажает вдруг наставленные во мгле на Башмачкина ножи, поглощает его в шинели, а «выкидывает» из своих объятий на мороз в одном сюртуке. В такие минуты на сцене занята почти вся труппа театра. А с куклами на увиденном мною спектакле работали актеры В. Пенягин (Акакий), С. Метакса (1-й чиновник), В. Паначенко (2-й чиновник), А. Долгих (Толстый чиновник), С. Гапоненко (Тонкий чиновник), Столоначальник и значительное лицо (Э.Опарин). В роли Маменьки попеременно заняты Е. Хазанова и Н. Аникина.

Зрители внимали сцене и были, что называется, тронуты увиденным. Выходили из зала медленно и обмениваться мнениями не спешили. Спектакль еще звучал внутри нас...

В такие минуты не хочется говорить о некоторых внутренних, чисто профессиональных проблемах спектакля, которые всегда находятся в каждой только что выпущенной на публику театральной работе. Важнее подчеркнуть, что премьера «Шинели» стала достойным завершением творческой биографии неравнодушного к злу и социальной несправедливости исконного пермяка и настоящего гражданина Игоря Нисоновича Тернавского.


Галина Куличкина



Всего просмотров: 2818

Все новости за Январь 2014

На главную страницу...


 


2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: