Ирландская страшилка в пермском театре «У Моста»
10.04.2014 11:41

В пермском театре «У моста» состоялась премьера спектакля «Человек-подушка» выдающегося драматурга современности Мартина МакДонаха. Художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов в своё время поставил шесть пьес МакДонаха, и каждый такой спектакль высоко отмечали зрители и критика.

Счастливый случай послал в Пермь английского режиссёра Леона Кейна. Англичанин работал в Перми с детьми, а по вечерам ходил в театры. «У моста» поразил Леона Кейна. Он пообщался с Сергеем Федотовым, и в итоге пьесу ирландца поставил, в чем есть своя притягательность постановки. Вообще, постановочная команда, создававшая спектакль, подобралась интернациональная. Кроме английского режиссёра над ним работал художник из Украины Сергей Пантелейчук. В связи с последними событиями в мире, такой союз лишний раз доказывает, что искусство вне политики, за пределами её конфликтов и запретов. Это даже подчеркнуто музыкой композитора Олеси Егоровой, где звучат самые разные национальные мотивы - от ирландских до китайских.

А вот в действии «Человека-подушки» политическая составляющая является важным фоном. Ведь дело происходит в некоем тоталитарном государстве, по законам которого двое полицейских спокойно хватают писателя Катуряна К.Катуряна и его слабоумного брата Михала и вытворяют с ними что хотят, пытаясь «выбить» признания в жутких убийствах детей, которые совершены по рассказам писателя. Полицейский беспредел, вершится под самыми настоящими фашистскими цветами - чёрными и красными расцветками эмблемы в виде кельтского креста, совмещенного с крестом христианским. Этот знак переходит в спектакле с погон офицера на крест, на котором будет распята маленькая девочка в середине спектакля, затем на аккумулятор, с помощью которого собираются пытать Катуряна. Этот крест становится символом фашизма как явления злобной жестокости и насилия, перед которым бессильны литературное творчество писателя Катуряна, сила духа девочки, возомнившей себя Иисусом.

Тема жестокости и насилия, как известно, центральная во всём творчестве Мартина МакДонаха. Именно здесь кроется основная сложность его пьес для постановщиков. Пусть это прозвучит весьма грубо, но Мартин МакДонах - это литературный «беспредельщик», с совершенно ничем не ограниченной и весьма «отмороженной» фантазией, особенно, если дело касается сцен насилия. Жестокость в творчестве МакДонаха - это приём, с помощью которого раскрываются персонажи. Ведь не нами замечено, что личность ярче всего раскрывается именно при угрозе мучений или насильственной смерти.

Сергей Федотов доказал, что он лучше всех в России справляется с «беспределом» МакДонаха, «переплавляет» его в зрительский смех, изживая таким образом внутренние страхи людей. В «Человеке-подушке» не так много крови «напоказ», как например, в «Лейтенанте с острова Инишмор». Большая часть насилия предпоследней пьесы МакДонаха находится как бы за сценой и кроется в том, о чём рассказывают герои.

А говорят они об очень страшных вещах. Здесь ужас не голливудского триллера, с кровью и кишками, а скорее ужас от рассказанной в детской компании в летнем лагере с фонарём под одеялом страшилки: всё просто, понятно, но невероятно жутко. Но в такой страшилке очень важна личность рассказчика, который держит фонарь у лица.

Удалось ли Леону Кейну и артистам театра «У моста» стать такими рассказчиками? Безусловно. Жутковатая история проникает в самое сердце зрителя, и страшно становится по-настоящему. Многие не выдерживают, и уходят в антракте. Те, кто готов, несмотря на всю пугающую и давящую атмосферу спектакля, остаться до конца трехчасового действа, смогут увидеть множество смыслов многогранной пьесы МакДонаха. Чего там только не заложено: рассуждения о последствиях своих поступках, о природе творчества, о том что остаётся от человека на земле после его смерти и о многом другом, не менее существенном.

Главный минус всей постановки, на мой взгляд, что она в перовом действии выглядит немного затянутой, и кому-то, может быть, не столько страшно, сколько утомительно слушать разговоры людей, с явно покореженным сознанием. Хотя для того, чтобы втиснуть пьесу хотя бы в три часа действия, текст в театре был сильно порезан.

В таком психологическом триллере-детективе, как «Человек-подушка», у актеров особая задача. Именно они рассказывают зрителю страшилку. Леон Кейн восхищен мастерством пермских артистов, и даже называет их лучшими, из тех, с кем ему приходилось работать. Действительно, некоторые актёрские работы в «Человеке-подушке» вызывают восхищение. Например, Валерий Митин, играющий Катуряна, невероятно органичен в образе писателя с непростым детством. Роль Михала, в разных составах играют два артиста, и я видел лишь работу Василия Скиданова. Она выше всяких похвал. Скиданову отлично удался слабоумный, наивный, переросший ребёнок с замашками маньяка.

К сожалению, может быть, из-за того что спектакль совсем новый, в работе артистов были некоторые запинки в тексте, некоторые реплики и шутки «проседали», но это можно списать на волнение и новизну спектакля. Надеемся, что со временем все эти досадные мелочи исчезнут.

В итоге можно уверенно сказать, что эксперимент, когда англичанин ставит пьесу ирландца на русской сцене, удался. Не знаю точно, есть ли где-то ещё в мире театр, в котором поставлены всё пьесы Мартина МакДонаха. Нам, пермякам, в этом отношении несказанно повезло. «Человек-подушка» займёт достойное место в плеяде спектаклей по МакДонаху театра «У моста». Но только надо знать, что эта интернациональная постановка, не совсем то, к чему мы привыкли. И быть к этому готовыми.

Фото В. Неукрытого из архива театра


Григорий Ноговицын
студент ПГАИК



Ключевые слова:
премьера Пермь У моста
Всего просмотров: 3512

Все новости за Апрель 2014

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: