Ирландская страшилка в пермском театре «У Моста»
10.04.2014 11:41

В пермском театре «У моста» состоялась премьера спектакля «Человек-подушка» выдающегося драматурга современности Мартина МакДонаха. Художественный руководитель театра «У моста» Сергей Федотов в своё время поставил шесть пьес МакДонаха, и каждый такой спектакль высоко отмечали зрители и критика.

Счастливый случай послал в Пермь английского режиссёра Леона Кейна. Англичанин работал в Перми с детьми, а по вечерам ходил в театры. «У моста» поразил Леона Кейна. Он пообщался с Сергеем Федотовым, и в итоге пьесу ирландца поставил, в чем есть своя притягательность постановки. Вообще, постановочная команда, создававшая спектакль, подобралась интернациональная. Кроме английского режиссёра над ним работал художник из Украины Сергей Пантелейчук. В связи с последними событиями в мире, такой союз лишний раз доказывает, что искусство вне политики, за пределами её конфликтов и запретов. Это даже подчеркнуто музыкой композитора Олеси Егоровой, где звучат самые разные национальные мотивы - от ирландских до китайских.

А вот в действии «Человека-подушки» политическая составляющая является важным фоном. Ведь дело происходит в некоем тоталитарном государстве, по законам которого двое полицейских спокойно хватают писателя Катуряна К.Катуряна и его слабоумного брата Михала и вытворяют с ними что хотят, пытаясь «выбить» признания в жутких убийствах детей, которые совершены по рассказам писателя. Полицейский беспредел, вершится под самыми настоящими фашистскими цветами - чёрными и красными расцветками эмблемы в виде кельтского креста, совмещенного с крестом христианским. Этот знак переходит в спектакле с погон офицера на крест, на котором будет распята маленькая девочка в середине спектакля, затем на аккумулятор, с помощью которого собираются пытать Катуряна. Этот крест становится символом фашизма как явления злобной жестокости и насилия, перед которым бессильны литературное творчество писателя Катуряна, сила духа девочки, возомнившей себя Иисусом.

Тема жестокости и насилия, как известно, центральная во всём творчестве Мартина МакДонаха. Именно здесь кроется основная сложность его пьес для постановщиков. Пусть это прозвучит весьма грубо, но Мартин МакДонах - это литературный «беспредельщик», с совершенно ничем не ограниченной и весьма «отмороженной» фантазией, особенно, если дело касается сцен насилия. Жестокость в творчестве МакДонаха - это приём, с помощью которого раскрываются персонажи. Ведь не нами замечено, что личность ярче всего раскрывается именно при угрозе мучений или насильственной смерти.

Сергей Федотов доказал, что он лучше всех в России справляется с «беспределом» МакДонаха, «переплавляет» его в зрительский смех, изживая таким образом внутренние страхи людей. В «Человеке-подушке» не так много крови «напоказ», как например, в «Лейтенанте с острова Инишмор». Большая часть насилия предпоследней пьесы МакДонаха находится как бы за сценой и кроется в том, о чём рассказывают герои.

А говорят они об очень страшных вещах. Здесь ужас не голливудского триллера, с кровью и кишками, а скорее ужас от рассказанной в детской компании в летнем лагере с фонарём под одеялом страшилки: всё просто, понятно, но невероятно жутко. Но в такой страшилке очень важна личность рассказчика, который держит фонарь у лица.

Удалось ли Леону Кейну и артистам театра «У моста» стать такими рассказчиками? Безусловно. Жутковатая история проникает в самое сердце зрителя, и страшно становится по-настоящему. Многие не выдерживают, и уходят в антракте. Те, кто готов, несмотря на всю пугающую и давящую атмосферу спектакля, остаться до конца трехчасового действа, смогут увидеть множество смыслов многогранной пьесы МакДонаха. Чего там только не заложено: рассуждения о последствиях своих поступках, о природе творчества, о том что остаётся от человека на земле после его смерти и о многом другом, не менее существенном.

Главный минус всей постановки, на мой взгляд, что она в перовом действии выглядит немного затянутой, и кому-то, может быть, не столько страшно, сколько утомительно слушать разговоры людей, с явно покореженным сознанием. Хотя для того, чтобы втиснуть пьесу хотя бы в три часа действия, текст в театре был сильно порезан.

В таком психологическом триллере-детективе, как «Человек-подушка», у актеров особая задача. Именно они рассказывают зрителю страшилку. Леон Кейн восхищен мастерством пермских артистов, и даже называет их лучшими, из тех, с кем ему приходилось работать. Действительно, некоторые актёрские работы в «Человеке-подушке» вызывают восхищение. Например, Валерий Митин, играющий Катуряна, невероятно органичен в образе писателя с непростым детством. Роль Михала, в разных составах играют два артиста, и я видел лишь работу Василия Скиданова. Она выше всяких похвал. Скиданову отлично удался слабоумный, наивный, переросший ребёнок с замашками маньяка.

К сожалению, может быть, из-за того что спектакль совсем новый, в работе артистов были некоторые запинки в тексте, некоторые реплики и шутки «проседали», но это можно списать на волнение и новизну спектакля. Надеемся, что со временем все эти досадные мелочи исчезнут.

В итоге можно уверенно сказать, что эксперимент, когда англичанин ставит пьесу ирландца на русской сцене, удался. Не знаю точно, есть ли где-то ещё в мире театр, в котором поставлены всё пьесы Мартина МакДонаха. Нам, пермякам, в этом отношении несказанно повезло. «Человек-подушка» займёт достойное место в плеяде спектаклей по МакДонаху театра «У моста». Но только надо знать, что эта интернациональная постановка, не совсем то, к чему мы привыкли. И быть к этому готовыми.

Фото В. Неукрытого из архива театра


Григорий Ноговицын
студент ПГАИК



Ключевые слова:
премьера Пермь У моста

 

Всего просмотров: 2416

Все новости за Апрель 2014

На главную страницу...




 


Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: