Концерт для оркестра с мобильником
11.09.2014 21:59

10 сентября в рамках VIII Международного фестиваля современной музыки в Перми «Sound 59» состоялся концерт «Симфонические премьеры». В Большом зале Пермской краевой филармонии их представили Александр Хубеев, Виктор Пантус, Никита Широков и Дмитрий Батин - члены нового Пермского регионального отделения «Союза композиторов России».

О создании этой, второй, пермской композиторской организации сообщил в июне в соцсетях ее председатель Игорь Машуков. Первое исполнение своих сочинений авторы доверили Большому симфоническому оркестру Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского под управлением Валерия Платонова.

Публика неспешно стекалась в фойе. Среди зрителей можно было заметить музыкантов-исполнителей, преподавателей, студентов и, конечно, меломанов старшего поколения. Соскучившись по концертной жизни за время холодного лета, они пришли несколько заранее - пообщаться, обсудить грядущий концертный сезон.

Мы с супругом подошли к Дмитрию Батину. На его лице сияла широкая улыбка, а в глазах читалось некоторое напряжение - исполнение сочинения волнительно, а премьера, пожалуй, вдвойне. Он дал нам пригласительный билет - пропуск в зал. Заметив мое «интересное положение», сказал: «Ну, право! Зря вы на такую музыку пришли!». Ознакомившись с программкой, я поняла, что действительно прописанных врачами положительных эмоций на этом концерте не предполагается. Тем не менее, название концерта «Симфонические премьеры», все же вызывало определенный интерес.

- Представленные в концерте сочинения объединяет поиск гармонии с окружающим миром, - сообщила ведущая концерта Ольга Качалина.

Проникнутые ожиданием конца света и страшного суда «Факториал 2012» и «Dies Irae» Александра Хубеева, мрачные «Метаморфозы дня и ночи» Виктора Пантуса, «P.S.» и вторая часть «Манкурт-симфонии» Никиты Широкова, создали своего рода «сверхцикл». Зал наполнился депрессивно-тревожными чувствами. В финале композиции «P.S.» дирижер завел музыкальную шкатулку. Ее красивая, но не живая мелодия поддерживалась аккомпанементом струнных. Кульминацией этого «сверхцикла» из пяти сочинений трех композиторов стала вторая часть «Манкурт-симфонии». Как известно, Манкурт - это герой романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», человек, который после мощного внешнего воздействия на свою психику забыл о своем прошлом, предках и корнях, и, в результате, стал, обречен на душевные муки. В финале сочинения Никиты Широкова, как нечто потустороннее прозвучало соло арфы - словно тонкая нить надежды. Но оно было заглушено бездушным и механистическим звучанием рингтона сотового телефона. «Как концептуально!» - только и успела подумать я, как музыка закончилась и, опережая аплодисменты и крики «Браво!», зал огласило столь будничное «Алло!».

В завершении концерта прозвучало сочинение Дмитрия Батина - вокальный цикл «Осенние стихи» на слова ныне покойной пермской поэтессы Натальи Разбитновой, посвященный памяти режиссера Ольги Эннс. Его отличает более прозрачная оркестровая фактура, ясный мелодичный тематизм. «Я ухожу!» - повторял хрустальный голос солистки оперы Натальи Кирилловой. Тема смерти уже не пугала - сердце наполнилось светлой тоской. Сочинение вызвало громкие аплодисменты и крики «Браво!». За композитором, который вышел поблагодарить дирижера Валерия Платонова, помчалась толпа девушек с цветами.

Пожалуй, эта эпитафия весьма эффективно вывела слушателя из депрессивной медитации, в которую его погружали на протяжении концерта. Печальные, но умиротворенные любители современной музыки неспешно пошли по домам.


Жанна Еремеева
студентка ПГАИК



Ключевые слова:
концерт Пермь композиторы

 

Всего просмотров: 3247

Все новости за Сентябрь 2014

На главную страницу...