На фестивале в Перми австрийцы и азербайджанцы показали своих МакДонахов
13.10.2014 09:31

Вчера, 12 октября, сразу два зарубежных театра - австрийский и азербайджанский - представили на суд зрителей свои версии пьес на Первом международном фестивале Мартина МакДонаха в Перми.

В полдень зрители, пришедшие на спектакль «Красавица из Линэна» от австрийской театральной труппы «nicht.THEATER Ensembles», угощались предложенным в фойе театра «У Моста» чаем, и ждали третьего звонка. Но его не было. Вдруг зрителей попросили выйти на улицу и пройти в новое фойе театра.

Так зрители оказались в настоящем ирландском доме. На полу ковры, домашние кресла и диваны для зрителей, печка, кухонька, старый комод и семейные фотографии на камине. Это манера работы группы «nicht.THEATER» («Не театр» если по-русски) - погружение зрителей в необычную атмосферу почти реального пространства. В Австрии труппа играет в торговых центрах, заброшенных домах и других местах. Зритель становится не просто сторонним наблюдателем, а соучастником действия.

Можно сказать, что придя на «Красавицу из Линэна», посетители театра оказались в гостях у Мэг и Морин Фолин - матери и дочери, которые друг друга ненавидят. В пьесе МакДонаха есть двойственность чувств героинь: в них сочетается злость и любовь друг к другу. Но режиссёр Рике Зюссков оставила только линию ненависти, стремясь, по её признанию, показать, что такое жестокость в доме, так характерная для Австрии.

Этот замысел целиком и полностью раскрывается через работу актёров. Мэг (Сабина Хергет) и Морин (Александра Корович) предстают этакими ведьмами - старой и молодой - с бородавками на подбородках, чертовщиной в глазах и сталью в голосе. Их отношения натянуты, как струна - только тронь, она зазвенит нотой жестокости. Общение Морин и Мэг в спектакле это сплошные приказы и попытки сделать друг другу больно. Для последней цели они используют мужчин, двух братьев: Морин, совершенно по-колдовски, соблазняет Пато Дули, что бы насолить матери, а Мэг затуманивает голову Рэю Дули, чтобы тот отдал письмо своего старшего брата, способное изменить судьбу Морин, не дочери, а ей. Мужчины в «Красавице из Линэна» слабы, глупы и всецело отдаются манипуляциям двух ведьм. Это и приводит к трагической и жестокой гибели одной из них.

Артисты в спектакле играют на нерве, очень пронзительно и эмоционально. Только, пожалуй, Сабина Хергет слишком театральна в изображении Мэг, чересчур стереотипен её образ. А такая подчеркнутая театральность неприемлема в том необычном формате, который предложили нам австрийские артисты. Они буквально разрывают «пятую стену» между актёром и залом. Да и о какой стене может идти речь, когда актёры проводят постоянный интерактив со зрителем: нам задают вопросы, передают реквизит, а в конце двое вытянутых из зала людей унесли с площадки труп одной из героинь. Благодаря этому каждый, кто побывал «в гостях» у Мэг и Морин, смог почувствовать на себе весь ужас и боль семьи, которую поразила зараза ненависти.

Противоположный по эмоциям спектакль «Сиротливый запад» вечером того же дня в большом зале театра «У Моста» показал азербайджанский государственный ТЮЗ. Пьеса «Сиротливый запад» - это завершающая часть «Линэнской трилогии» Мартина МакДонаха, в которую входят «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары» и «Сиротливый Запад». Пару лет назад лондонский режиссёр голландского происхождения Ян Вильем Ван Ден Бош всего за полтора (!) месяца поставил всю трилогию в Азербайджанском ТЮЗе. Специально для этого пьесы были переведены с английского на азербайджанский. Вы только вдумайтесь: голландец из Лондона поставил в Азербайджане пьесы ирландского драматурга! Это можно назвать самым ярким доказательством интернациональности творчества Мартина МакДонаха.

Пьеса «Сиротливый Запад» о двух братьях из ирландской глубинки - Колине и Вэлине, которые живут в одном доме, постоянно ссорятся и готовы поубивать друг друга. Жанровая версия спектакля была очень похожа на вестерн. На этот эффект работает оформление сцены, сделанное англичанкой Лизой Кук, и лёгкая музыка в стиле джаз, которая постоянно звучит во время смены мизансцен. Свойственные вестернам оружие и выпивка тоже присутствуют в достаточной мере. И актёрская игра соответствует жанру - она энергичная, эмоциональная и очень темпераментная. Оно и понятно - ведь артисты - южные люди. Азербайджанские актёры признались, что режиссёр сознательно делал спектакль европейским по формату и заставлял их сдерживать свой темперамент. Этой цели служит весьма остроумное решение всех драк: каждая схватка братьев происходит в замедленном времени. Но всё равно темперамент так и «вылетал» из артистов, за счёт чего ирландская жёсткая история о братстве и жертвенности стала на удивление солнечной, и традиционный для МакДонаха открытый финал воспринимался исключительно в положительном ключе.

Показанные в один день два разных спектакля из разных стран соединились, закольцевались воедино. Яркий «Сиротливый Запад» дополнил и завершил линию суровой «Красавицы из Линэна». Холод австрийских гор сменился теплом южного солнца. И это естественно, ведь спектакли поставлены по пьесам одного цикла - первая его начинает, а последняя его завершает. Если австрийцы показали всю мрачность и трагичность семейного противостояния, то азербайджанцы продемонстрировали, что может быть выход из пике взаимоотношений. Но и том и другом случае не обойдётся без жертв.


Григорий Ноговицын



 

Всего просмотров: 2383

Все новости за Октябрь 2014

На главную страницу...