Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Вчера, 12 октября, сразу два зарубежных театра - австрийский и азербайджанский - представили на суд зрителей свои версии пьес на Первом международном фестивале Мартина МакДонаха в Перми.
В полдень зрители, пришедшие на спектакль «Красавица из Линэна» от австрийской театральной труппы «nicht.THEATER Ensembles», угощались предложенным в фойе театра «У Моста» чаем, и ждали третьего звонка. Но его не было. Вдруг зрителей попросили выйти на улицу и пройти в новое фойе театра.
Так зрители оказались в настоящем ирландском доме. На полу ковры, домашние кресла и диваны для зрителей, печка, кухонька, старый комод и семейные фотографии на камине. Это манера работы группы «nicht.THEATER» («Не театр» если по-русски) - погружение зрителей в необычную атмосферу почти реального пространства. В Австрии труппа играет в торговых центрах, заброшенных домах и других местах. Зритель становится не просто сторонним наблюдателем, а соучастником действия.
Можно сказать, что придя на «Красавицу из Линэна», посетители театра оказались в гостях у Мэг и Морин Фолин - матери и дочери, которые друг друга ненавидят. В пьесе МакДонаха есть двойственность чувств героинь: в них сочетается злость и любовь друг к другу. Но режиссёр Рике Зюссков оставила только линию ненависти, стремясь, по её признанию, показать, что такое жестокость в доме, так характерная для Австрии.
Этот замысел целиком и полностью раскрывается через работу актёров. Мэг (Сабина Хергет) и Морин (Александра Корович) предстают этакими ведьмами - старой и молодой - с бородавками на подбородках, чертовщиной в глазах и сталью в голосе. Их отношения натянуты, как струна - только тронь, она зазвенит нотой жестокости. Общение Морин и Мэг в спектакле это сплошные приказы и попытки сделать друг другу больно. Для последней цели они используют мужчин, двух братьев: Морин, совершенно по-колдовски, соблазняет Пато Дули, что бы насолить матери, а Мэг затуманивает голову Рэю Дули, чтобы тот отдал письмо своего старшего брата, способное изменить судьбу Морин, не дочери, а ей. Мужчины в «Красавице из Линэна» слабы, глупы и всецело отдаются манипуляциям двух ведьм. Это и приводит к трагической и жестокой гибели одной из них.
Артисты в спектакле играют на нерве, очень пронзительно и эмоционально. Только, пожалуй, Сабина Хергет слишком театральна в изображении Мэг, чересчур стереотипен её образ. А такая подчеркнутая театральность неприемлема в том необычном формате, который предложили нам австрийские артисты. Они буквально разрывают «пятую стену» между актёром и залом. Да и о какой стене может идти речь, когда актёры проводят постоянный интерактив со зрителем: нам задают вопросы, передают реквизит, а в конце двое вытянутых из зала людей унесли с площадки труп одной из героинь. Благодаря этому каждый, кто побывал «в гостях» у Мэг и Морин, смог почувствовать на себе весь ужас и боль семьи, которую поразила зараза ненависти.
Противоположный по эмоциям спектакль «Сиротливый запад» вечером того же дня в большом зале театра «У Моста» показал азербайджанский государственный ТЮЗ. Пьеса «Сиротливый запад» - это завершающая часть «Линэнской трилогии» Мартина МакДонаха, в которую входят «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары» и «Сиротливый Запад». Пару лет назад лондонский режиссёр голландского происхождения Ян Вильем Ван Ден Бош всего за полтора (!) месяца поставил всю трилогию в Азербайджанском ТЮЗе. Специально для этого пьесы были переведены с английского на азербайджанский. Вы только вдумайтесь: голландец из Лондона поставил в Азербайджане пьесы ирландского драматурга! Это можно назвать самым ярким доказательством интернациональности творчества Мартина МакДонаха.
Пьеса «Сиротливый Запад» о двух братьях из ирландской глубинки - Колине и Вэлине, которые живут в одном доме, постоянно ссорятся и готовы поубивать друг друга. Жанровая версия спектакля была очень похожа на вестерн. На этот эффект работает оформление сцены, сделанное англичанкой Лизой Кук, и лёгкая музыка в стиле джаз, которая постоянно звучит во время смены мизансцен. Свойственные вестернам оружие и выпивка тоже присутствуют в достаточной мере. И актёрская игра соответствует жанру - она энергичная, эмоциональная и очень темпераментная. Оно и понятно - ведь артисты - южные люди. Азербайджанские актёры признались, что режиссёр сознательно делал спектакль европейским по формату и заставлял их сдерживать свой темперамент. Этой цели служит весьма остроумное решение всех драк: каждая схватка братьев происходит в замедленном времени. Но всё равно темперамент так и «вылетал» из артистов, за счёт чего ирландская жёсткая история о братстве и жертвенности стала на удивление солнечной, и традиционный для МакДонаха открытый финал воспринимался исключительно в положительном ключе.
Показанные в один день два разных спектакля из разных стран соединились, закольцевались воедино. Яркий «Сиротливый Запад» дополнил и завершил линию суровой «Красавицы из Линэна». Холод австрийских гор сменился теплом южного солнца. И это естественно, ведь спектакли поставлены по пьесам одного цикла - первая его начинает, а последняя его завершает. Если австрийцы показали всю мрачность и трагичность семейного противостояния, то азербайджанцы продемонстрировали, что может быть выход из пике взаимоотношений. Но и том и другом случае не обойдётся без жертв.
Григорий Ноговицын
Все новости за Октябрь 2014
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: