В Пермском камерном театре «Новая драма» показали убийственную любовь
01.12.2014 00:51

Премьерный вечер спектакля «Маскерад» по одноименной пьесе М. Лермонтова запомнился атмосферой вечернего гуляния в пространстве стрельбища. Под мушкой оружия, принадлежащего незнамо кому, мог оказаться кто угодно.

«Стрельбищная» тема возникала еще до начала спектакля, когда зрители стали свидетелями живой картины, воссоздающей в стиле Рене Магритта прогулку дам и джентльменов. Порой кто-то с кем-то из них сквозь ткань, скрывающую лицо, целовался. Как вдруг под громкий треск театрального пистолета один из джентльменов упал...

У Лермонтова в драме «Маскерад» (именно так, с буквой «е» написано название пьесы в авторской рукописи) сюжет тоже связан с убийством. История, вроде бы, семейная, даже интимная: богатый барин Арбенин, бывший карточный шулер, из ревности отправляет на тот свет невинную жену. Свершается все очень быстро, пьесу сократили, спектакль идет всего полтора часа, и зритель, впервые столкнувшийся с театром Лермонтова, выходит в шоке.

Вполне закономерной выглядит сценография Любови Мелехиной, в которой были продолжены мотивы творчества Магритта, заявленные в фойе. На дальнем плане сцены мы увидели фронтально выстроенные фигуры мужчин с котелках и с яблоком вместо лица. Они напоминали мишени для стрелков в тире. Когда мишени, изображающие людей, выдвигались вперед, в промежутках между фигурами виднелась чернеющая пустота, и из нее показывались персонажи лермонтовской пьесы. Единственным предметом обихода служил карточный стол, который использовался не только для игры, но и был местом свиданий на маскераде и в доме Арбенина, возвышенной площадкой для размышлений баронессы Штраль и последним земным прибежищем для умираюшей Нины.

Магию художника XX столетия Магритта театр срифмовал с магией азартной игры, которая живет в душе главного героя пьесы Арбенина: мир как колода карт, «жизнь - банк, рок мечет, я играю, и правила игры я к людям применяю». Там и тут живая человеческая жизнь другого в чьем-то играющем сознании кажется миражом, самоценность каждого отдельного человека для тех, кто вершит свой самовластный суд, обретает лишь внешние, искаженные субъективным знанием обозначения.

В спектакле за основу взяли первый вариант пьесы, состоящий из трех частей с открытым финалом. Арбенин после своего злодейства остается наедине с самим собой, раздираемый противоречивыми чувствами. В далеком 1835году цензура отказалась пропустить пьесу на сцену по нескольким причинам, в том числе из-за финала. Однако именно этот вариант сегодня видится необходимым, в нем чувствуется вера в зрителя, способного к самостоятельному нравственному выбору.

Конечно, есть и эстетические подсказки. Постановщик Марина Оленева, режиссер Михаил Путин-Шестаков и сценограф Любовь Мелехина совмещают в одном пространстве разные времена, как бы продолжая до своего логического конца мысль Лермонтова об «огнестрельности» мира маскарада и его участников. Браслет баронессе кто-то подает из черной дыры в декорациях, а не она сама подбирает его на полу. Знаменитый вальс под музыку Хачатуряна танцуют далеко не классически. Арбенин обнимает Нину так, как это делается в сексуальных эпизодах современных сериалов. Мелкими пакостниками в спектакле выглядят типичные представители маскарада Казарин - Д. Тронин и Шприх - К. Жижин. Такова и элита общества - беспардонная баронесса Штраль в исполнении Елизаветы Тарасовой и самолюбивый князь Звездич Сергея Толстикова.

Чрезвычайно сложна для исполнения роль Арбенина. В свое время такой характер - с двойственными чувствами, разорванным сознанием, сильными богоборческими страстями - был открытием в русской литературе, в нем видели первый опыт диалектики души страдающего «лишнего человека». Уместно, наверное, вспомнить стихи Ф. Тютчева: «О, как убийственно мы любим, / Как в буйной слепоте страстей / Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей». Они и про Арбенина тоже.

Эту роль почти всегда играли и до сих пор играют с сочувствием к персонажу. Арбенин в исполнении Евгения Пеккера воспринимается, однако, прежде всего страстным игроком, в его персонаже нет романтической неординарности одиночки, бросающего вызов остальным. Среди других он просто более самолюбив, умен, хладнокровен. Думается, здесь есть у театра своя правда, хотя она порой трудно сочетается с законами романтической драмы в стихах. Действительно, романтики с большими страстями из современной жизни почти исчезли. Зато много таких, кто дорожит своими амбициями, кто считает, что он прав и имеет право...

«Маскарад» М. Лермонтова в камерном театре «Новая драма»только начинает жить и будет совершенствоваться. Он погружает зрителей в мир сложных человеческих отношений и ценностей русской культуры. Спектакль сделан при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, и такое содружество остается только приветствовать.

Фото из архива театра

Галина Куличкина



Ключевые слова:
премьера Новая драма Пермь
Всего просмотров: 2512

Все новости за Декабрь 2014

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: