В Пермском ТЮЗе совершили «Путешествие в глупость»
01.02.2015 14:16

Пермский ТЮЗ вслед за абсурдистской драмой «Школа для дураков» Саши Соколова предложил молодежи сценическую версию романа «Как я стал идиотом» современного французского писателя Мартена Пажа. Тема подлинности и имитации ума выдвигается как актуальная повестка дня для тех, кто ищет свое место в современном обществе.

Перевод романа на сцену и постановка спектакля осуществлена Евгением Зиминым, который знаком пермякам по спектаклям «Мещанин во дворянстве» и «У ковчега в восемь», сделанных с изрядной долей комического восприятия мира и человека. Вот и нынешняя премьера режиссера не раз вызовет улыбку как над теми, кто хочет избежать социализации с помощью алкоголя или суицида, кто входит в мир с горстью таблеток-антидепрессантов, так и над теми, кто укомплектован деньгами, красотками, модными бытовыми товарами, успехом точно также, как их «машины оснащены подушками безопасности, противоблокировочной системой, кожаными сиденьями, гидроусилителем руля, кондиционером и двигателем с шестнадцатью клапанами» (цитата из Мартена Пажа).

Главный герой спектакля молодой интеллектуал Антуан, знаток Ницше и Флобера, решил провести над собой эксперимент: избавиться от ума и «погрузиться в повседневный быт, верить в политику, стильно одеваться, следить за спортивными событиями, мечтать о последней модели автомобиля, смотреть новости по телевизору...». Так возникает ряд комических ситуаций, которые заканчиваются подтверждением гипотезы Антуана, выдвинутой им в начале эксперимента: «Путешествие в глупость непременно превратится в гимн уму».

Антуан в исполнении Михаила Шибанова достоверен, простодушен и целеустремлен в достижении желанной цели. Его нормальность подтвержается в спектакле тем, что у него есть друзья, некая компания уличных музыкантов, образ которой создает небольшой вокально-инструментальный ансамбль артистов ТЮЗа под руководством Станислава Юдкинда, одного из солистов известного пермякам «Каравая». Хочется отметить артистку Марию Прозорову, которая в роли солистки ансамбля покоряет низким грудным голосом, и ее исполнение неожиданно воскрешает в памяти французский шансон, столь любимый не только народом Франции. Именно друзья в конце эксперимента, пробравшись однажды тайком в «безумно навороченный дом» Антуана, облачают его в смирительную рубашку и «выгоняют порчу» из него, возвращая к прежним интеллектуальным радостям жизни.

Заразительность сценической игры возникает в спектакле на стыке поведения, продиктованного здравым смыслом, и поведения, основанного на клише городской массовой культуры. Выразительное образное решение упрощенного представления о мире нашел художник Юрий Жарков. Он выстроил на сцене установку в виде металлических прямоугольников с воздушными плоскостями как математически выверенную кем-то структуру мира. Но Антуан проходит и пролезает сквозь прямоугольники, взбирается по ним, как по лестнице, спрыгивает вниз... Жизнь молодого интеллектуала не развивается по прямой, она течет где-то на основании этой площадки, где можно собраться вместе с друзьями и под гитару спеть любимую песню. Вверху на левой стороне сценического портала установлена скульптура химеры, фантастического существа, очень похожего на один из скульптурных образов Собора Парижской Богоматери. Его можно посчитать своеобразным шутовским приветом из культуры прошлого современным грешным людям. Не случайно, когда избавленный от своего ума Антуан держит в руках премию - чек, в котором после первой цифры стоит шесть нулей, химера приветствует его успех плевком золотой пыли.

В ролях представителей «безумного мира» заняты почти все актеры ТЮЗа, которые обладают комическим талантом, в том числе Александр Калашничеко (Эдгар), Андрей Пудов и Валерий Серегин (Леонар), Ксения Жаркова (Клеманс). Я смотрела премьеру в первый день ее представления и увидела некоторых из исполнителей. Незабываема работа Валентины Лаптевой, которая в считанные минуты создала образ мадам Астанавис, интеллигентной дамы, с восторженной интонацией пропагандирующей суицид; Ирины Шишениной в роли Женщины из брачного агентства, соединяющей в себе одновременно деловитую циничность и обиду оставленной мужем жены. Драйв бизнесмена Рафи, поэта «миллионных прибылей» и потребительского счастья, мы ощущаем в игре Дмитрия Юркова. Ирония парадоксальных превращений сквозила в ролях Призрака Антонио Бандераса в исполнении Павла Ознобишина; а также - в образе пресс-секретаря Мелани -Анны Демаковой, «насиликонившей грудь» за счет фирмы и после этого без всякого труда взявшей в сексуальный полон своего шефа.

Вместе с тем хочется отметить, что спектакль только начинает жить, и в нем пока для зрителя не все ясно. Например, образ людей-манекенов в черном (выразительная хореография Лауры Хасаншиной), олицетворяющих механистическую силу общества, пока имеет иллюстративный характер. Не все умные фразы Мартена Паже «выстреливают» в зал, потому что проговариваются так быстро, что мы не успеваем в них вдуматься. Некоторым ролям не хватает сатирической характерности.

В целом «одиссея» Антуана по «морям глупости» имеет счастливый конец. Девушка Клеманс, которая в начале действия упорно хотела свести счеты с жизнью, в финале снова встречается с Антуаном, обретает в нем надежного друга, они гуляют, обнимаются... Нам остается понять, что жизнь прекрасна, если в ней есть хотя бы несколько простых вещей - любовь девушки, преданность друзей, время для душевной прогулки по городу.

Фото А. Медведева


Галина Куличкина



 

Всего просмотров: 4039

Все новости за Февраль 2015

На главную страницу...