В Перми завершился московский фестиваль "Новая драма"
25.03.2009 00:47

Торжественным вручением дипломов, премий и памятных подарков победителям конкурса драматургов «Новая драма. Пермь. Лучшая пьеса» - Семену Иванову, Ксении Малининой и Александру Югову - завершился фестиваль современной пьесы в Перми, организованный командой.

Напомним, что двое из награжденных впервые выступили авторами драматических произведений, и поэтому на читках зрители отмечали, в основном, их творческий потенциал. Другое дело - Александр Югов. Имя в театральных кругах Перми достаточно известное, и, несмотря на молодой возраст драматурга (ему чуть больше тридцати лет), уже зафиксированное в электронной базе данных краевой научной библиотеки имени Горького под названием «Энциклопедия Пермского края».

Итак, Александр Югов рано определился с выбором сферы профессиональной деятельности. Закончил Пермский колледж искусства и культуры, потом Пермский государственный институт искусства и культуры. Будучи студентом ПГИИК, он одновременно до 2003 года руководил драматической студией «Голос души» при Пермской региональной организации Всероссийского общества глухих. Практически он занимался театротерапией, инновационной педагогической деятельностью и даже написал учебно-методическое пособие «Актерский тренинг как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями в едином культурном пространстве». Он поставил с неслышащими несколько спектаклей, и их было интересно смотреть не только людям с ограниченными возможностями.

С 2002 года началась работа А. Югова в качестве театрального режиссера в профессиональном театре. Сегодня в Пермском театре кукол идут его постановки «Сказки из чемодана» А. Зеленина (2002 г.), и «Сказки из чемодана -2» (2006г.). В Чайковском театре драмы и комедии в прошлом году состоялась премьера его пьесы «Акварели», которая вошла в число победителей на нынешнем конкурсе «Новая драма. Пермь. Лучшая пьеса». В репертуаре театрального центра «Открытая сцена» (микрорайон Балатово) можно увидеть постановку его пьесы «Посмотри, как сейчас упадет небо».

 Пьеса «Акварели» привлекает живыми характерами, современным языком. Есть неожиданные повороты сюжета. Узнаваемость присущего именно этому художнику мироощущения. Очень точные детали будней: про бутерброды (хлеб с майонезом), которые есть подросток Жанна, дочь матери-одиночки, и про просто жареную картошку, типичное блюдо многих пермяков. Пьеса в целом о двух родственных душах, которые тянутся друг к другу и, наверное, прежде всего именно то душевное тепло, которое исходит от одной к другой, и согревает их в этом стылом, на безжалостных сквозняках бытовом существовании.

Что касается других итогов фестиваля, значимых для широкой театральной публики Прикамья, отметить можно следующее: «Новая драма» как явление театра и литературы до сих пор вызывает споры. Вот и на круглом столе один из присутствующих пермяков г-н Бессонов (так он представился) назвал увиденные спектакли «разрушением русской культуры». Другой пермяк, молодой, не представившийся зритель, - в восторге от фестиваля. Из специалистов на обсуждении выступила кандидат филологических наук доцент ПГУ Е. Четина. Она поблагодарила участников фестиваля за проделанную работу, согласилась с тем, что в Перми не хватает театральных фестивалей международного уровня, таких как «Флаэртиана». Но вместе с тем она в эти дни окончательно убедилась, что фестиваль «Новая драма» творчески не развивается, есть усталость формы и элементы коммерции.

Автор данных строк одно время сама занималась этой проблематикой и в принципе согласна с Е.М. Четиной, которая в Перми является одним из давних исследователей современной драматургии. Если взглянуть на отечественные пьесы новых авторов XXI века в рамках новейшей литературы России, то здесь «новая драма» быстро утрачивают свою «оригинальность» и новизну впереди идущих авторов, как пытались представить нам это его организаторы. Все, что мы увидели, было характерными особенностями современного литературного процесса в целом. Так, документальный театр и его техника «verbatim» легко вписываются в общелитературный интерес к документальным формам отражения действительности, возникающий всякий раз в переходные эпохи. Агрессивная энергия многих пьес, темы конца света, скотского и звериного начала в человеке перекликаются с апокалиптическими настроениями в прозе и поэзии, фиксацией писателями хаоса бытия, распада ценностных установок, устойчивых форм жизни... Все это типичная ответная реакция художника на происходящие процессы в современной России, как ответ на глобальные угрозы человечеству. Не является исключительной прерогативой «новой драмы» тяга к игре, диалогу культур, экспериментам с поиском нового языка, вбирающего «гул времени»...

Наиболее взвешенными оценками проделанного отличалось выступление программного директора фестиваля и театрального критика Кристины Матвиенко. Она отметила как наиболее интересное в проектах то, что способствовало развитию местного творческого потенциала. Это конкурс пермских драматургов, проект «Мотовилихинский рабочий» и рэп-драма «Засада» с местным рэпером в главной роли.

Чуткая к новизне завлит Пермского ТЮЗа Н. Черныш, которая регулярно приходила на читки новых пьес (завлиты - практические люди, они всегда в поиске интересного для своего театра), назвала две пьесы, которые ей лично захотелось заново почитать и перелистать. Это «Титий Безупречный» М. Курочкина и «Поле» П. Пряжко. Еще она купила за 170 рублей сборник стихов Александра Гельмана, творческая встреча с которым в рамках фестиваля произвела на нее большое впечатление.


Галина Серебрянская

 

Всего просмотров: 3467

Все новости за Март 2009

На главную страницу...