«Слово о полку Игореве» в интерпретации Елены Кузиной
02.06.2016 00:06

Санкт-Петербургская творческая группа под руководством режиссера Елены Кузиной в День славянской письменности и культуры представила спектакль по мотивам древнерусского памятника литературы «Слово о полку Игореве» в Пермском доме народного творчества «Губерния». «Слово о полку Игореве» - редкий гость на театральной сцене, поскольку словесный летописный текст не предполагает драматического действия.

Елена Кузина в своей постановке использует подлинный древнерусский текст. Кроме того, режиссер работает в формате камерного театра. Это предполагает минимальное количество актеров, отсутствие декораций, минимум инвентаря, небольшое сценическое пространство. Казалось бы, в таких условиях постановка рискует превратиться в статичную декламацию непонятного зрителю текста. Как Елена Кузина решает проблему коммуникации со зрителем, понимает ли он ее идею?

Режиссер сосредоточила свое внимание на чувствах и эмоциях героев, которые становятся понятны и без слов. Текст на сцене выполняет задачу передачи не конкретной информации, а эмоциональной. Старославянский язык становится звучащим компонентом действия. Режиссер работает с ним как с музыкальным звуком: использует ритмически организованные повторы отдельных слогов и слов, уделяет особое внимание громкости и артикуляции. Можно сказать, что используется и хоровое звучание, когда актеры одновременно произносят разные фрагменты текста на  различной (но не фиксированной) высоте.

В спектакле используются народные песни, по содержанию напрямую не связанные с действием, а скорее дополняющие его с эмоциональной точки зрения. Так например, в финале звучит песня «Отжил я свой век не как человек...». Ее герой в отчаянии решает уйти в монастырь. Однако как известно, в биографии князя Игоря такой факт отсутствует. Поэтому песня, как мы догадываемся, призвана подчеркнуть лишь общее эмоциональное состояние скорби, сожаления и раскаяния. Звуковую партитуру спектакля также составляют различные шумовые эффекты, крики, стоны, используются народные духовые инструменты. В целом музыкальное оформление спектакля очень насыщено, драматически выстроено и играет большое значение в создании эмоционального образа текста «Слова о полку Игореве».

Важной смысловой составляющей являются также пластика актеров, танцы и сцены с использованием боевых техник. Актеры, которых в этом спектакле всего пять, не только поют, танцуют, но и перевоплощаются из одного персонажа в другой, кроме главных героев - Игоря (Игорь Ламба) и Ярославны (Любовь Мочалина).

Спектакль представлен режиссером в виде тризны. Это языческий обряд, в котором перед покойником разыгрывают яркие моменты его жизни. Действие начинается выносом некоего «тела», одетого в солдатскую шинель и сапоги советского периода, а завершается поминальным столом с рюмками и цветами гвоздики. Можно попытаться предположить, что в этом спектакле тризна трактуется и как символ поминовения всех погибших воинов вне конкретного исторического контекста.

В спектакле присутствует множество символов, реализуемых с помощью предметов и движений актеров. Например, длинный кусок ткани в различные моменты действия изображает путь, по которому идет Игорь, флаг как олицетворение силы полководца, а также, путы пленника и пелены покойника. Опытный зритель может увидеть в пластических мизансценах отсылки к иконописным изображениям Святого Георгия, к картинам «Притча о слепых» Питера Брейгеля и «Возвращение блудного сына» Рембранта.

Значительная часть текста «Слова о полку Игореве» звучит в спектакле от лица главных героев Игоря и Ярославны, поэтому историческое событие начинает восприниматься как личная драма. При этом в речи Ярославны слышны интонации предостережения, сожаления, осуждения войны как таковой и боли утраты близкого человека. В спектакле подчеркивается влияние женщины на ход событий. Когда враги окружают русское войско, Ярославна, чувствуя беду, будит Игоря, хотя он находится от нее далеко. Когда Игорь в плену, Ярославна совершает некий обряд, в котором обращается к ветру, реке Днепру и солнцу, в результате чего начинается песчаная буря, во время которой Игорю удается бежать.

Важно отметить, что прочтение образа Игоря несколько отличается от традиционного. В спектакле мы видим, что он совершает необдуманный и амбициозный шаг, решив выступить с войском против половцев в неподходящий момент. Однако потерпев поражение, понимает свою ошибку и раскаивается в содеянном.

Постановка Елены Кузиной дает нам своего рода женский взгляд на памятник древнерусской литературы. Такое эмоционально насыщенное прочтение «Слова о полку Игореве» из XII века, несомненно, актуализирует его и для зрителя XXI века.


Жанна Еремеева



Ключевые слова:
cспектакль Пермь
Всего просмотров: 2292

Все новости за Июнь 2016

На главную страницу...


 


2019 Январь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: