В Пермском Театре-театре прошли «Веселые похороны» Людмилы Улицкой
26.09.2016 11:45

В Пермском академическом Театре-Театре состоялась премьера спектакля «Веселые похороны» по повести Людмилы Улицкой в постановке Анджея Бубеня, постоянного режиссера ее произведений на театральной сцене. Перед премьерой пермякам была предоставлена возможность встретиться с Людмилой Улицкой. Сорокапятиминутная беседа с писательницей оказалась не менее ярким событием, чем полуторачасовой спектакль.

В 2000-е годы имя Людмилы Улицкой стало широко известно читающей публике. Два ее романа - «Казус Кукоцкого» (русская Букеровская премия, 2001г.) и «Даниэль Штайн, переводчик» (первая национальная премия конкурса «Большая книга», 2007г.) получили признание профессионального сообщества. По итогам читательского голосования в Интернете она явилась бесспорным лидером как среди российской, так и зарубежной русскоязычной публики. Одновременно ее произведения вызывают дискуссии, потому что Людмиле Улицкой удалось масштабно и остро выразить на примере судеб людей из СССР, а потом и России одну из главных проблем эпохи глобализма: проблему идентичности человека, национальной, гражданской, религиозной. Среди ее героев немало тех, кто обладает незаурядными природными дарованиями, умом и щедрым сердцем, но их судьбы складываются весьма и весьма драматично, их деятельная доброта для окружающих оказывается под вопросом. Именно потому, что глобализация, сметая национально-культурные различия между людьми, одновременно меняет традиционные представления о том, что такое в человеке «хорошо» и что такое «плохо».

Проблема идентификации чрезвычайно важна и актуальна. Кто ты? Вопрос трудный и тяжелый. В США по этому поводу существует анкета. Я ощущаю себя человеком, потерянным в мире, сказала Людмила Улицкая на пресс- конференции перед спектаклем. Вот Анджей (постановщик спектакля - прим. автора), безусловно, европеец...

Думается, что писатель Улицкая не такой уж потерянный человек, раз она сумела поведать нам о внутренней драме современника на рубеже веков, увидела как прелести, так и опасности свободы от общества, привычек сознания, определенного образа жизни. Вот и главный герой ее «Веселых похорон» из плеяды таких героев: художник из эпохи застоя, покинул СССР, но любит Россию, спустя двадцать лет жизни на чужбине говорит, что там, где вырос, все у него было замечательно. В повести драматическая ситуация связана с последними днями жизни неизлечимо больного Алика (так зовут героя), и в такие дни невольно думается о смысле жизни и смерти. Алик в повести многое вспоминает, и то, о чем он думает и чем дорожит, характеризует его как личность. Сразу скажем, что тема собственного творчества «в штатах» ему вспоминается как только «удачные продажи картин». Более он думает о тех женщинах, с которыми ему было хорошо. Описывая эти встречи, Людмила Улицкая как прекрасный психолог делает акценты на плотские удовольствия от жизни, которые ценил художник. В том, как она описывает его любовные приключения, бывших любовниц в роли «мироносиц» вокруг одра умирающего, за исключением, пожалуй, первой его любви, немало авторской иронии.

Жизнь деятелей искусства русского зарубежья сегодня в России достаточно известна. Мы знаем и можем привести длинный список тех, кто не потерял ни себя, ни свой талант там, в далеких краях вынужденного отъезда, кто в жестких условиях бытового выживания создавал произведения, и они нашли свою аудиторию, в том числе и в России. Выставка работ Эрнста Неизвестного в Московском Манеже зимой этого года (сопровождалась показом массы документов, воссоздающих как раз те времена, в которые жил Алик), - еще одно доказательства тому, как в нашей жизни кое-что зависит и от самого человека, его целеустремленности и системы ценностей.

Кто такой Алик как художник и человек? До самой смерти был личностью, необходимой многим, как многократно утверждают его бывшие пассии? Или незаметно для себя и других измельчал и в своей предсмертной речи не смог ничего более пожелать сидящим на поминках, как «чтобы все напились как следует». Не случайно Ирина, его первая любовь и одна из самых думающих персонажей, задается вопросом: «Он всех любил? Да в чем она, эта любовь, заключалась»?

Перед театром стояла сложная задача - раскрыть неординарность, привлекательность личности Алика. Анджей Бубень, поляк по рождению и воспитанник Петербургской театральной школы, дал свой сценический перевод прозы на сцену. Он уделил большое внимание актерским работам, не стал делать двойного состава исполнителей,словно заранее подчеркивая уникальность сделанного выбора. И надо сказать, что он во многом угадал природу актеров, которым поручил роли в этом спектакле, они все, если можно выразиться, выгодно им поданы.

В роли Алика мы увидели Вячеслава Чуистова, актера с несомненным обаянием, в личностном составе которого есть интеллигентность в ее чисто русском понятии. Он умеет интересно молчать, просто сидеть или передвигаться по сцене. Наталья Макарова в роли Ирины- достойная его партнерша, роль сыграна нервно, с выразительными интонациями в монологах, удивительной пластикой движений, воссоздающих противоречивость ее отношения к Алику. Многого стоят ее постоянные движения руками, в которых она словно стремиться навсегда отряхнуть с себя прах любви к Алику; ее многозначная актерская работа с черным жакетом героини, который Ирина в день похорон надевает на себя - снимает, надевает - снимает. Евгения Барашкова в роли Валентины создает демократический тип женщины, которая носит красный лифчик под светлой майкой как одежду, подчеркивающую главное достоинство ее образа. Монолог героини о любви к Алику Евгения Барашкова читает уверенно и заразительно. В ее героине столько энергии, что веришь: Валентина вскоре найдет себе нового поклонника, которого с удовольствием прижмет к своей любвиобильной груди. Татьяна Синева в роли Марии Игнатьевны, народной целительницы из Белоруссии, правдива в своей характерности, роль психологически оправдана, тоже подана с юмором. Похожий на маргинала мигрант Фима с советским дипломом врача в исполнении Дмитрия Захарова - еще одна ироническая краска в обобщенном образе толпы у постели умирающего. Любопытно и даже смешно смотрятся в ролях раввина и православного отца Виктора артисты Владимир Сырчиков и Альберт Макаров в их диалоге на тему ухода убежденного атеиста в мир иной.

Особую сложность в смысловом пространстве повести представляет роли жены Нины, то ли «дуры», то ли «алкоголички», как о ней отзываются друзья дома; то ли безумно самоотверженной в любви (если судить по действию) женщине, окрестившейся в Америке и желающей обратить в православие своего мужа. Екатерине Романовой, которая чисто внешне выглядит этакой тонкой березкой, пока не хватает подробностей в роли, чтобы зритель понял, что за человек перед нами. Еще одно действующее лицо - Джойка - Екатерина Пискажева. С помощью музыки и вокала она пыталась вывести сюжет на новый, более высокий уровень бытия. Но ее усилия пропали втуне для тех, кто сидел в 9-м и 10-м рядах зрительного зала, потому что словам не хватало внятности (проверено не только на себе). Тишорта - Алена Терехина, молодая актриса, создала образ ершистого подростка, внебрачной дочери Алика.

В целом спектакль был выстроен как монологи персонажей об Алике, обращенные в зрительный зал. В этом видится угаданное режиссером глубокое одиночество каждого, их отчужденность друг от друга, несмотря на то, что они все в одной квартире, все озабочены состоянием здоровья Алика. Не случайно сценограф Елена Дмитракова построила для каждой женщины прозрачный куб, в котором они, как коллекционный экземпляр художника, выставлены на обозрение. А рядом с ними в углу куба маленькие куклы, своего рода символ отмершей части личности персонажей. Раздвоен на куклу и живого актера образ самого Алика. Но кукла «Алик» сделана почти в человеческий рост. Именно с ней носятся по сцене бывшие любовницы и жена художника. А в это время актер, олицетворяющий живую душу Алика, в одиночестве гуляет по квартире, иногда кое-что сообщает зрителям, взбирается на огромную металлическую конструкцию... Душа Алика никому не нужна, она тоже одинока. Типично европейское театральное представление об экзистенциальной драме человека. Эта эмоциональная атмосфера хорошо отражена в протяжной и печальной музыке Виталия Истомина.

Словом, тотальное одиночество полуживых героев «Веселых похорон» постановочная группа вместе с режиссером выразила достаточно ясно. Если бы в актерскому юмору добавился балетный, «похороны» в духе автора приобрели бы более веселый характер. Зато загадка личности Алика так и осталась неразгаданной. Думается, здесь подвох кроется в инсценировке. В ней не хватает эпизодов взаимодействия персонажей, в которых бы раскрылся драматизм жизненных отношений и, как следствие, «пейзаж души» главного героя. Тогда бы и зритель смог лично убедиться, наблюдая действие, совершенное здесь и сейчас, в бесценных качествах личности Алика.

Когда спектакль завершился, Людмила Улицкая вышла на сцену с экземплярами своей новой книги, которую подарила исполнителям. А зрители принесли в этот день Людмиле Улицкой ее книги из своей библиотеки, чтобы автор поставил на них автограф. Она сделала это с большой охотой.

 

Фото автора и из архива театра

 


Галина Куличкина



Ключевые слова:
Театр-Театр Пермь
Всего просмотров: 2281

Все новости за Сентябрь 2016

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: