В Пермском ТЮЗе открылся пресс-клуб театральных журналистов
28.09.2016 10:54

Сегодня в Пермском ТЮЗе состоялась первая встреча в пресс-клубе молодых театральных журналистов, участников второго городского конкурса рецензии «Свой взгляд». В него вошли студенты Пермского государственного национального исследовательского университета и Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Руководит пресс-клубом Алла Гурина, начальник по развитию ТЮЗа.

Напомним, что конкурс «Свой взгляд на мир» состоялся в июне этого года, и в нем приняли участие 28 пермских студентов в возрасте от 20 до 23 лет. На «Театральной бессоннице» были подведены итоги конкурса. Его лидерами стали Алена Корякина за рецензию на спектакль «Обыкновенное чудо» Е. Шварца и Елизавета Соковнина за рецензию «Слушай, как поют эльфы» Я. Пулинович (обе из ПГНИУ), а также Виктория Мартыненко и Лилия Васкетцова за рецензии на спектакль «Лондон» (обе из ПГГПУ).Мы предлагаем рецензию Елизаветы Соковниной на спектакль «Слушай, как поют эльфы», который как раз в эти дни идет на сцене Пермского ТЮЗа.

Эльфы, деньги и любовь...

Сюжет пьесы Ярославы Пулинович основан на дневниковых записях главного героя - Саши. Ему 24 года и, как у любого человека, у него имеются свои проблемы, радости и печали. Несмотря на, казалось бы, вполне взрослый возраст, Саша поступает, как подросток. В спектакле режиссер-постановщик Александр Николаев показывает противоречивый конфликт внутреннего мира героя между его желанием быть взрослым и неспособностью на «взрослые» поступки.

Зритель наблюдает любовный треугольник между Сашей (Павел Ознобишин), Майкой (Анастасия Дашина) и Машей (Анна Демакова). Сашу отчислили из университета, его бросила девушка... И тут на его пути встречается Маша. Взрослая, но сохранившая детскую непосредственность, наивность и веру в чудо. У женщины свои проблемы, и Саша, чтобы отвлечься, вторгается в жизнь Маши. Но как сложатся их отношения? У Маши есть муж и мама, которая регулярно пытается покончить с собой, и из-за этого постоянно требует к себе внимания. Саша вспоминает про Майку и хочет ей отомстить. Дома у него проблемы с отцом.

Не желающий взрослеть юнец в какой-то мере оказался эгоистичным. Он решал свои проблемы за счёт Маши, можно сказать, воспользовался ей, обнадёжил ее мать Арину Аркадьевну, а потом предал их, не хватило смелости прийти и хотя бы извиниться. Он не имеет силы воли, сам не знает чего хочет от жизни, от себя. Он полон амбиций, не хочет терять свою «популярность», хочет оставаться в кругу «своих», не хочет терять свою прошлую жизнь (универ), подвержен влиянию извне, не готов к ответственности, трус, склонен к выдумкам, мечтаниям.

Мы видим в исполнении Павла Ознобишина типичного молодого человека. Как у многих, его одежда: джинсы, футболка, пиджак, кроссовки. Внешне привлекателен. Разговорчив. Внимателен к другим. Он живой, энергичный, отзывчивый. Есть в нем что-то еще, что притягивает к нему женщин. Благодаря актерскому мастерству Павла Ознобишина мы можем понять, почему такая правильная и хорошая девушка, как Маша - Анна Демакова полюбила главного героя. Саша - Ознобишин, пока говорит одни хорошие слова, постоянно излучает обаяние, тогда как муж Маши, как она говорит, был сдержан на эмоции.

Очень интересным персонажем является Арина Аркадьевна, мать Маши, в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Жарковой. Она тоже живая и естественная на сцене. Пожалуй, должна признать, что это самый яркий и неординарный образ во всей постановке. Эмоции ее переполняют. Вот она плачет, но спустя мгновенье смеётся. Ругается, как сапожник, но при этом почему-то веришь, что, в сущности, Арина Аркадьевна-Жаркова - интеллигентная женщина. Её персонаж - спивающаяся актриса. Арина Аркадьевна между попытками повеситься готова «попилить» дочь и «поругать» руководителей театра (которые её выгнали, тогда как «она жизнь ему отдала» и жила лишь ради него), а еще она постоянно ведет свою, ей ведомую игру. Перевоплощается из роли в роль. И даже ругань, которая в обычной жизни режет слух, из уст «бывшей актрисы» только подчёркивает близость этого персонажа к реальной жизни.

Трактовка Анной Демаковой роли Маши не так эффектна, а Майка в исполнении Анастасии Дашиной вообще теряется на фоне таких харизматичных персонажей как Арина Аркадьевна и Саша. Однако в этом есть своя оправданность и прелесть. Ведь если все герои будут так выделяться и показывать свою индивидуальность, зритель не сможет сконцентрироваться на главном. Поэтому так важно для режиссёра-постановщика правильно распределить акценты, с чем он, как мне кажется, успешно справился.

Неординарна работа художника Любови Мелехиной. Зрители оказываются словно внутри дневника главного героя. На дальнем плане среда обитания персонажей - "городские развалины". Декорации в традиционном плане почти отсутствуют, есть несколько прозрачных "коробок" на которых написаны строчки из дневника Саши, а также подиум, изображающий оставшуюся после Дня города сцену. А также есть много дверей, которые символизируют жизненные пути, открытые для Саши. Он, вроде бы, постоянно и открывает двери, но каждый раз оказывается на распутье. Судьба предоставляет ему выбор, часто он заключается, казалось бы, в мелочах, однако в результате эти мелочи сильно влияют на окружающих его людей, от его выбора зависит, как повернётся та или иная ситуация.

Но Саша ещё не готов принимать серьёзные решения. Одна маленькая ложь порождает за собой множество других, и он уже не может остановиться, пытается оправдать себя попытками внушить себе, что так и нужно, что это правильный выбор, что так он и поступит, а силы сознаться в собственной неопределенности себе не находит, даёт людям ложные надежды. Наконец, он берет Машины деньги для совместного проживания с ней, но тратит их на.. Майку. Выходит, что он - подлец и трус, и все это, как мы видим, может привести даже к смерти человека.

В спектакле есть эпизод, в котором Саша-Ознобишин приводит Машу-Демакову в одно отдаленное от многолюдной толпы секретное место, в котором слышно, как поют эльфы. Они так дружно сидят, нам видно их душевное родство, и мы верим, что Маша слышит песни эльфов. Хотя в спектакле эльфы не показаны, мы понимаем, что это - это символ детства, нежелания взрослеть и убивать в себе что-то волшебное. Маша-Демакова способна соединить в себе детство и взрослость, потому она в спектакле очень серьезная. А Саша взрослеет гораздо позже, когда очередная его подруга Алина так и не услышит эльфов и тем самым разорвет порочный круг Сашиных мечтаний. Не зря одной из последних фраз героя были слова: «Действительно, какие на хрен эльфы?» Актер произнес их с интонацией позднего прозрения.

После спектакля ещё долго остаёшься под впечатлением от игры актёров и смысловой нагрузки пьесы. Такие спектакли нужны нам, чтобы мы не повторяли ошибок, свидетелями которых стали на просмотре этого спектакля.


Елизавета Соковнина
студентка ПГНИУ



Ключевые слова:
ТЮЗ Пермь пресс-клуб

 

Всего просмотров: 1836

Все новости за Сентябрь 2016

На главную страницу...