В Перми учатся читать «Геопоэтику» и смотреть на себя со стороны
15.12.2016 12:52

14 декабря в пермском музее современного искусства PERMM открылись сразу две выставки: «Геопоэтика. Новое искусство Перми» и выставка «Встречи» художника, номинанта премии Кандинского Владимира Логутова. Куратором экспозиции выступила Анна Суворова, консультантами проекта стали профессор Пермского классического университета Владимир Абашев, журналист и поэт Иван Козлов.

Все представленные арт-объекты, каким-либо образом связаны с нашим городом.

- Есть такое мнение, что Пермь никто не любит, кроме художников, говорит один из организаторов выставки Наиля Аллахвердиева. - Это связано с тем, что именно художники видят в нем некое существо. Этот поэтический взгляд на вещи - альтернатива реальности. Главный вопрос который хочется задать: зачем геопоэтика? Мы живем в одной из самых красивых стран планеты, на земле, которую сложно не любить. Иногда мне кажется, что если бы художники не любили Пермь, а чуть больше ее ненавидели или относились гораздо более критично, то те, кто должны ее любить в пространстве и действии, полюбили бы ее гораздо сильнее. В этом смысле нам нужны не только поэты, но и критики. Эта выставка о том, как видят Пермь художники и о том, что такое Пермь.

Речь кончается, толпа слушателей превращается в зрителей.

Поднимаясь на второй этаж, видишь вдалеке большие фотографии, которые оказываются картинами. У одной из застывших нарисованных улиц спорит пара: рисунок ли это или печать, закрашенная красками.

- Закрасить поверх печати полностью, да и написать «холст и масло» и никто ведь не узнает, - предполагает, улыбаясь, молодая девушка.

Справа в ряд повисли расшитые полотна, изображающие людей в купе, держащих путь на восток. Инсталляция напоминает забавную советскую привычку считать за украшение висящий на стене ковер. Вот уж действительно пермский арт объект, подумала я.

К теме дороги относится и инсталляция с застывшими в воздухе гранеными стаканами и ложками. Людей в этом месте много, так что если хочешь сделать фотографию, обязательно запечатлеешь на ней либо фотографирующего, либо фотографируемого. Та же толпа не отходит от арт-объекта «Пропавшие». Висящие куртки, на внутренней стороне которых напечатаны улицы города, вызывают соблазн их пощупать и заглянуть внутрь. Издалека кажется, в толпе стоит человек, подходишь - пусто, улица одна, потерялся.

Посередине большая черная «гусеница» бороздит выставочный зал. Оттуда, из своего игрушечного черного хода, то и дело выскакивают радостные дети, пугая своим внезапным появлением взрослых. Удивительно, здесь много мам с маленькими детьми. Вот один из карапузов, лежа на животе, отползает от мамы задним ходом, пока та засмотрелась на картину.

Арт-объекты разделяют стены со стихотворениями пермских поэтов. Строки напечатаны «исчезающим» шрифтом и будто стонут: читайте нас, пока мы еще живы! Около них никого нет, редко кто останавливается дочитать до конца, зная, что выставка скоро закроется. Тоску вызывают и два телеэкрана с черно-белой фотографией железной дороги и с такими же невеселыми звуками, сопровождающими изображение. Автор будто хотел сказать: вы видели Пермь? Да вы ее еще не слышали! У пермяков эта видеоинсталляция вызывает только одобрительный смех.

На третьем этаже находится выставка «Встречи» Владимира Логутова. В голове происходит что-то странное. Обычно, зритель забывает о своей роли зрителя, погружаясь «внутрь» изображения, но посмотрев на «Не картина на выставке, а выставка на картине» вы видите... себя! Создается какое-то пятое измерение, бесконечная рекурсия. Люди не спеша подходят к картинам, чтобы встретится с самим собой.

Вернувшись обратно, на уже опустевший первый этаж, я еще раз обратила внимание на стену «Свое чужое», сделанную Александром Жуневым из скомканных газет. Инсталляция - первое, что видит человек, заходящий в зал, и сразу желает сфотографироваться с ней. Люди делают фотографии с радостными лицами на фоне стены, символизирующей границу, разъединяющую людей и разделяющую мир на «мирки». Все потому, что тексты описания, составленные специально для зрителя - это не бесполезная инструкция, а подсказка к смыслу, а чаще и сам смысл арт-объекта, потому их стоит почитать.

- Мазня какая-то, но прикольно, - смеясь, говорят проходящие мимо молодые люди.

- Это современное искусство, и все по-разному его понимают, - обсуждают две женщины, стоящие рядом с видеоинсталляцией, изображающей кучу дрожащих палочек. Это качающиеся деревья, а не взлетающие комары, как показалось мне вначале.

- В PERMM проходят проекты свободные для интерпретации, - сказала на открытии куратор выставки Анна Суворова.

Мнения об искусстве разные, но в силу его многозначности, оно будет понятно всем. В этом и плюс современного искусства, и достоинство сегодняшних выставок.


Анна Чернова
студентка ПНИПУ



 

Всего просмотров: 1655

Все новости за Декабрь 2016

На главную страницу...