Оксана Любченко: «Катание у меня не агрессивное, но и не бабское»
25.12.2016 17:46

С Оксаной Любченко, екатеринбургской велогонщицей, кандидатом в мастера спорта по маунтинбайку, я познакомилась на очном туре Стипендиального конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина в Екатеринбурге. Симпатичная девушка с хвостиком и румяными щёчками произвела на меня большое впечатление, когда сказала, что занимается даунхиллом.

Я впервые услышала о таком виде спорта и переспросила. «С горы вниз, - с улыбкой перевела мне она, - на велосипеде». Спустя год на мою просьбу дать интервью она ответила: «Да, конечно. Правда я уже отошла от спорта».

Даунхилл (англ. downhill, российское название - скоростной спуск) - экстремальная гоночная дисциплина маунтинбайка, суть которой заключается в прохождении трассы на время. Типичная трасса даунхилла состоит из крутых спусков, резких поворотов, неровностей в виде ям и бугров, торчащих камней и корней деревьев. Средняя скорость спортсменов на трассе - около 36 км/ч, средний перепад высот - 500 метров на 1,5-2 км. Распространено мнение, что маунтинбайк - «не для слабого пола», а про даунхилл и говорить нечего.

- Как тебе удается сочетать женственность и любовь к экстриму?

- Спорт - это одно из проявлений частей нашего целого. На мой взгляд, любая девушка может сочетать экстремальную велодисциплину и свою суть, оставаться хрупкой и нежной. Женщин как-то поверхностно называют слабым полом, но это не секрет, что порой на наши плечи возлагается гораздо больше, чем на «сильные» мужские. А если без философствования, то на своем примере могу рассказать, что банально стоило подобрать защиту и форму, удовлетворяющие своим непосредственным функциям, но по возможности подходящие по фигуре, сочетанию цветов. Но этим и мальчики у нас любят заниматься))). Поправить прическу после снятия шлема, глаза подкрасить, чтобы заметно подмигнуть болельщикам даже в фуллфейсе и маске. Меня раньше часто называли лисичкой или белкой, так как из шлема развевалась копна рыжих волос))). Сережки, кольца и другие украшения я только не советую - их все равно вряд ли будет видно, но при падении могут быть крайне неприятные последствия.

- Почему ты выбрала этот вид спорта?

- В детстве у меня не было своего велосипеда, мама переживала, что я могу покалечиться. Но это не мешало мне бегать по гаражам с мальчишками, прыгать с деревьев, гонять на самокате по булыжникам деревенской дороги. Может оттуда это и началось, но вообще первый велосипед у меня появился в 17 лет и я уже вращалась в некой околоэкстремальной велотусовке. Посмотрела на других, послушала, загорелась и понеслось.

- Не случалось ли у тебя травм, от которых тебя пыталась уберечь мама? Как вообще родители относятся к твоему увлечению?

- Травмы были. И одна такая серьезная травма была, когда у меня уже был даунхильный велосипед. Первый велосипед мне подарили родители, купили - я выпросила за поступление в лицей. Даунхильный велосипед мне подарил мой молодой человек. Мы собирались поехать с друзьями в Альпы кататься. За три дня до отъезда я упала с трех метров вниз на голову. Раскололся шлем, сломала руку, выбила запястье, чуть не сломала нос. Мама после этого сказала: «Мы тебе больше ни копейки не дадим, чтобы не спонсировать такие вещи». Но я - подросток. Я сказала «Ок!». Начала работать. Потом попала в коммерческую спонсируемую команду и стала кататься еще больше, участвовать в соревнованиях постоянно. Ну и маме пришлось смириться. Она очень переживала, но потом, конечно, начала гордиться мной. Особенно когда я получила кандидата в мастера спорта и заняла на чемпионате второе место (2013). То есть, ей не нравилось, но при этом, она не гордиться не могла. Вот так.

| - Это дорогой вид спорта. Считается, что даунхильный велосипед сложно подобрать, а лучше сделать на заказ или самому. У тебя какой сейчас велосипед?

- Насчет сделать на заказ - это не совсем реально. Самый первый проще купить в сборе новый или б/у через знакомых, а потом уже постепенно апгрейдить, заменять деталь за деталью. Но тут, конечно, вопрос упирается в финансовые возможности каждого - это действительно дорогой вид спорта. Мои отношения с велосипедами как-то так сложились, что все мои даунхильные рамы были фирмы GIANT, а конкретно модель GLORY. Рама 2014 года, но менять ее смысла нет, если ты не безумный фрирайдер под 100 кг; тем более последний год я больше путешествовала, чем каталась.

- Я не совсем поняла, что такое "безумный фрирайдер под 100 кг". Твоя рама не подошла бы более тяжелому велосипедисту, да?

- Обычно мужики здоровые, и они раму убивают за сезон, за два - максимум, потому что агрессивнее катаются и еще они тяжелее. У металла есть усталость. Ну а у меня вес небольшой, плюс не такое агрессивное катание. Хотя, оно не совсем у меня было бабское такое.

- В каких соревнованиях ты участвовала?

- Я участвовала в разных соревнованиях, в основном, конечно, во всероссийских, местных. Когда была в составе московской команды, я приносила медали с уральских гонок. Конечно, я ездила на чемпионаты, кубки России и даже мы с командой выезжали в Европу. У нас проблема с гонщиками - они не могут выступать в Европе. Слишком слабый уровень и они не проходят ничего. Мы ездили там больше по приколу, поучаствовать для себя. Там, конечно, было очень жестко, очень страшно и я там еле доехала до конца трассы. Прямо другой уровень был. Но это были европейские соревнования, такие серьезные.

- Как сейчас в России с даунхиллом и почему?

- У нас дисциплина развивается. Но никуда не деться от реалий нашей страны, поэтому наш уровень пока еще не дотягивает до европейского. Собственно, этим вопросом я и занималась в магистратуре: разработкой системы спортивной подготовки в нашей дисциплине. Так как ее в принципе нет. Но в ходе работы явно открылись нюансы: дело не только в физической подготовке. Подтвердились предположения, что пока у нас не будет достойных трасс, тренеров и, соответственно, финансовой и социальной базы больших успехов ждать не стоит. Организация соревнований и строительство трасс производится энтузиастами своими силами и, в основном, за свой счет, поэтому через какое-то время без отдачи и результата у людей просто опускаются руки. Горнолыжные центры не готовы вкладываться, чтобы открывать летние сезоны для велосипедов, как это уже развито в Европе. Там система построена: есть школы, тренеры и инфраструктура, соревнования проводятся серьезно, на национальном уровне, с вложениями, привлечением серьезных спонсоров, болельщиков, вообще зрителей. А наши спортсмены, чемпионы РФ не могут пройти даже квалификацию на европейских гонках, что тоже подрывает мотивацию и многие начинают кататься "для себя". И я тоже не исключение, теперь катаюсь в свое удовольствие. Но главное, ведь заниматься тем, что приносит тебе удовольствие и делает тебя счастливым, так ведь?)

- Я правильно понимаю, что сейчас в плане личных спортивных достижений даунхилл у нас не особо перспективен? И, возможно, результаты мирового уровня появятся только через пару поколений?

- Ну если есть финансовые возможности, заложенная в детстве спортивная база, то все реально. Да и первый пункт можно заменить талантом, стремлением и коммуникативными навыками: можно самому себе найти спонсоров, организовать команду, что даст соответствующие возможности. Но высокие результаты на уровне появятся действительно не скоро. Как ты и сказала, сейчас уже растет поколение детей наших «даунхильных» семей. Лично их знаю и вижу как дочка моей бывшей сокомандницы в три года уже гоняет с энтузиазмом и исполняет не самые простые трюки на беговеле.

- Ты планируешь ещё вернуться в спорт?

- В сам спорт, именно как спорт, я не хочу возвращаться, по очень многим причинам. Лично меня спортивная карьера больше не интересует и не является важной.


Жанна Куличкина
студентка ПГНИУ



 

Всего просмотров: 1958

Все новости за Декабрь 2016

На главную страницу...