Пермский хор «Млада» нашел ключ к русской музыке XX века
29.01.2018 22:53

Пермский академический хор «Млада» под руководством заслуженного деятеля искусств России Ольги Выгузовой показал премьеру программы «17» на сцене Дома народного творчества «Губерния». Два представления подряд прошли с аншлагами и получили теплый прием у публики, массу откликов на странице хора « В контакте».

Интересно, что отзывы в сетях по тону не совсем совпали друг с другом. Одним услышанное подарило «свет любви и тепла, радости и надежды». Другие назвали премьеру «гражданским подвигом».

Скажем сразу, что есть своя правота и у тех, и у других слушателей. Парадокс в том, что хор «Млада», как всегда, сделал авторскую программу очень необычную, достаточно сложную по форме и глубокую по содержанию. Нам предложили, с одной стороны, редко исполняемые музыкальные произведения русской светской и духовной классики, русские народные песни. С другой стороны, в программу были включены образцы современной популярной музыки отечественных композиторов. Мы услышали а капелльное хоровое многоголосие, виртуозную игру знаменитого пермского квартета русских народных инструментов «Каравай» под руководством Олега Згогурина и давно сотрудничающую с «Младой» инструментальную группу в составе Александр Колесников (рояль), Роман Аверин (гитара), Александр Шлыков (гитара), Станислав Юнкинд (бас-гитара), Сергей Харчев (клавишные), Станислав Козельский (барабаны). Дополнительной интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой на слушателей стала литературная композиция из стихов отечественных поэтов Максимилиана Волошина, Бориса Пастернака, Георгия Иванова, Сергея Есенина, прозы Михаила Булгакова и Бориса Пастернака, сформированная пермским драматургом и поэтом Ксенией Гашевой. Все вместе получилось похожим на театрализованное музыкально-драматическое действо в трех частях с прологом и эпилогом.

Во имя чего было организовано мультижанровое, многостилевое и мультикультурное объединение мелодий и голосов? Ключом к открытию художественного замысла является заявленная в названии программы цифра 17. Скромные по количеству 17 произведений, указанные в афише, благодаря осуществленному Ольгой Выгузовой их подбору и музыкальному прочтению, открыли для публики другую цифру - объемную и масштабную - 1917, год русской революции, раскола общества и грянувшей за ним гражданской войны.

Эмоциональный тон задают действу три первых песни и стихи современников революции. Это «Расставание» Георгия Свиридова, произведение без слов, выражающее в протяжных звуках, похожих на сдержанное воздыхание, боль прощания с близким, ушедшим в мир иной. Вслед за ним на новую ступень страданий возвышает слушателей «Смерть и жизнь» Валерия Калистратова из оратории «Плач земли». Здесь пение - тоже похоже на стон, прерываемый то тонким бабьим плачем, то детской колыбельной (солисты Екатерина Можаева, Ольга Медведева, Дарья Аверина, Елена Дубова). Словно плачет-изнемогает сама Русь, «разоренная, / кровавленная,опаленная». Сдержанно читает стихи Максимилиана Волошина московский артист Антон Шагин. Он же продолжает далее горькую думу другого поэта Георгия Иванова: «Снега, снега, снега.. А ночь темна / и никогда не кончится она».

И тут, словно наперекор всему, вновь прорезается народная мелодия заунывной песни «На улице дождик» (солистка Радослава Бельдиева) о брате, сестру в люльке качающем... Жизнь и в ночи продолжается.

Песня «Наша Родина - Россия» Георгия Свиридова на слова Александра Прокофьева пропета «Младой» как ощущение наступающего утра. Она подается хором как бы осторожно, с медленным нарастанием громкости и уверенности, как процесс постепенного возрождения духа, осознание величия родной страны и себя как ее частицы. Настроение отчаяния сменяется потребностью душевного очищения. Поэтому закономерно зазвучит песнопение 2-я часть «Духовного концерта №1» Николая Сидельникова: «Милосерде Господи, помилуй меня грешного...».

На протяжении полутора часов хор «Млада» воссоздает аудио-образ противоречивого многоголосия России XX века и ее отдельных ярких личностей. Песни, стихи и проза заставляют не только сопереживать тем, кого «так зло и ненужно / Опустили их в Вечный Покой»; но и тем, кому надоело воевать и хочется любить. Музыка и слова, предложенные «Младой», зарождают мысли об истоках жизненных сил народа, позволяющих ему вновь подняться после духовного опустошения.

Примерами таких животворных источников в программе стали и Духовный концерт №1, который давно освоен «Младой» и исполняется каждый раз проникновенно, заражая неистовой устремленностью человека к нравственному идеалу. И русская песня «Под ракитой» с ее беспримерной силой духа, которую в эмоционально сдержанном тоне исполнили солисты Дмитрий Гущин, Александр Костылев, Сергей Ефимов. И песня Александра Вертинского «То, что я должен сказать» с элементами траурного марша, погребальной церемонии, интонациями оплакивания жертв войны, негодования против тех, кто ответственен за поруганное человеческое достоинство... Исполненная в записи самим автором с его уникальным голосом, она прозвучала откуда-то свысока, словно завещание нашим современникам. Эта песня стала своеобразным нравственным стержнем концерта. Только после нее становятся возможными хиты второй половины XX века - «Русское поле» (Ян Френкель, Инна Гофф), «Странник» (Владимир Пресняков, Илья Резник), «Монолог» (Марк Минков, Марина Цветаева), «Прогулки по воде» (Вячеслав Бутусов, Илья Кормильцев). Они, и это тоже своеобразное открытие «Млады», в той или иной мере продолжают традиции русской музыкальной культуры первой половины века. Закономерно звучит финал с музыкой Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского «Аллилуйя любви».

Проект «17» сделан коллективом единомышленников. Кроме квартета «Каравай» и инструментальной группы, которые были полноправными участниками этого действа, стоит отметить весьма существенный профессиональный вклад музыкантов Сергея Выгузова, Ольги и Якова Саравайских. Они аранжировали разнообразный музыкальный материал, придали ему убедительную целостность. Отдадим должное драматургическому мастерству Ксении Гашевой, сумевшей органично соединить литературный материал с музыкальным. Уместен и обаятелен был образ Личности литератора, который создавал Антон Шагин, артист московского театра «Ленком». Художественный руководитель Ольга Выгузова в трактовке сложнейшей юбилейной темы проявила глубину художественного мышления, продемонстрировала оригинальный подход в подборе репертуара, современную постановочную культуру. Специально для этой программы исполнителям были придуманы и пошиты костюмы в русском стиле дизайнером Ольгой Величко. Создана сценография с нависающими над людьми столбами - символ России, восстающей из руин, продумана световая партитура (художник по свету Виктор Пермяков).

Немаловажным моментом в подготовке программы стало обращение артистов хора к домашним альбомам и семейным историям, из которых они узнали о судьбе предков в годы революции, поведали о них на странице хора «В контакте». Личная причастность к истории помогла им при выступлении пропустить через себя чувства лирических героев исполняемых произведений и скорее найти контакт с публикой, завоевать ее, особенно в самом начале выступления.

Хочется сказать несколько слов о значимости проекта «17» для Перми и Пермского края. С удивлением узнала от руководителя «Млады», что до апреля повторений этой программы не предвидится. Но ведь пока никто из других пермских профессиональных музыкальных коллективов ничего подобного не создал. Почему бы хору не предоставить возможность показывать проект «17» регулярно, в том числе, для студентов и школьников? После этой программы с особой отчетливостью понимаешь, что «Млада» может многое сделать для приобщения пермяков к русской музыке, для качественного массового музыкального просвещения. Дело за небольшим - дать коллективу для этого свою постоянную сценическую площадку. Как когда-то власти дали помещения театрам «У моста» и «Балету Евгения Панфилова». И не прогадали.

Фото Андрея Чунтомова


Галина Куличкина



 

Всего просмотров: 1136

Все новости за Январь 2018

На главную страницу...