«Пизанская башня» пермского Театра -Театра испытана на прочность
19.05.2018 17:33

Пермский Театр-Театр осуществил предпоказ (прогонные репетиции) премьеры спектакля «Пизанская башня» на сравнительно новой для пермяков сценической площадке «Часовой завод».

Несколько слов о «Часовом заводе». Он находится в здании по ул. Чернышевского, 28 (кафе «Атлантида») на четвертом этаже; это база Пермской научно-производственной приборостроительной компании (ПНППК); представляет собой мультиформатную площадку для создания и проведения различных событий культурной сферы, будь то спектакли, концерты, выставки, перформансы, лекции и мастер-классы экспертов в разных областях науки и культуры. Имеет свою группу «В контакте». Судя по вечернему кружению молодежи около его входных дверей в день показа «Пизанской башни» и беседе с парой встреченных своих учеников в здании «Часового завода», я поняла, что новый культурный центр обрел первых поклонников.

Пьеса «Пизанская башня» принадлежит перу современного драматурга Надежды Птушкиной, чье творчество часто вызывает отрицательные отзывы театральных критиков и стойкий интерес массового зрителя. Дело в том, что драматург строит действие на основе беспроигрышных тем любви, семьи, взаимоотношений полов. Не всегда они имеют глубокую художественную разработку, но вполне годятся для устойчивого массового проката в сезоне.

В условиях реконструкции основной сцены Театру-Театру просто необходимо было сделать мобильную для гастролей постановку с прицелом на беспроигрышный зрительский успех. Поскольку Борис Мильграм имел опыт постановки пьес Надежды Птушкиной, ему было, что называется, с руки, поставить «Пизанскую башню», которая отвечала и зрительским ожиданиям, и маркетинговым задачам театра.

Театру-Театру выступать на такой площадке, с точки зрения коммуникации со зрителями, было выгодно, - публика у «Часового завода» уже есть. Но гораздо сложнее - с другой, так как здесь отсутствовали свои козыри - «навороченная» техника и оркестровое музыкальное сопровождение, к которым приучил Театр-Театр всех, кто бывает на его постановках.

Вечером 16 мая 2018 года на сцене «Часового завода» театр как искусство выглядел в его почти первозданном виде - всего два актера вышли на сцену, чтобы своей игрой весь вечер держать в напряжении зрительный зал.

Сразу скажу, что в название «репетиция» вполне укладывается то, что мы увидели в тот вечер. Жизнь и судьба одной семьи в принципе была актерами прожиты. «Пизанская башня» как метафора для семьи с пошатнувшейся духовно-нравственной опорой явственно прочитывалась. Муж - Дмитрий Захаров и Жена - Анна Сырчикова на наших глазах разбирались в обидах, которые нанесли друг другу за два десятка лет. Иные из их претензий смешны, иные - страшны, но характеры персонажей в конечном счете комичны, потому что, желая разойтись, они все-таки остаются вместе. Не случайно драматург определяет жанр пьесы как фарс. Постановщик Борис Мильграм смягчает авторское отношение к происходящему, называя это «народной комедией».

Актерам оставалось психологически оправдать поведение и поступки своих персонажей, чтобы зритель увидел противоречивость характеров и уязвимость позиции каждого в семейных отношениях. В конце концов зрителям, раз уж стали свидетелями семейного скандала, хотелось бы приблизиться и к пониманию того, от чего накреняется семейная жизнь, и как ее укрепить, если тебе дорога семья. В этом смысле наиболее выстроенной оказалась роль Мужа у Дмитрия Захарова. Его герой поначалу предстает типичным мужиком-обывателем, который довольствуется тремя потребностями: поесть, посмотреть по ТВ футбол, раз в неделю с друзьями выпить «по важному поводу». Он поет задорные песни советских лет, правда, в затянутом ритме, что означает некую то ли мысль, то ли удивление от «заявок» жены. Он, как ему кажется, всей душой к ней повернут: и на работу поденежней устроил, и чемодан тяжелый кидается поднести, если ей это нужно. Дмитрий Захаров играет доброго, непосредственного, по-своему остроумного, порой даже симпатичного мужа, который, в меру своего разумения, заботится о жене. Она дорога ему, как старые домашние тапочки, с которыми не хочется расставаться. Но все это только до тех пор, пока она его не «достанет». Вот тогда он ей честно выложит, за что он ее не уважает... В какой-то момент перед нами раскроется драма мужчины, который женился по обязанности (случайная беременность), живет по обязанности (сына надо было поднимать), и иногда ему от этого невмочь.

Словом, под скандальной бытовухой просвечивает вдруг сюжет, хорошо известный всем по фильму «Осенний марафон» - про настоящего мужика, порядочного и способного быть ответственным за тех, «кого приручил». С глубоким внутренним драматизмом Дмитрий Захаров произнес монолог-воспоминание о подлинной любви, которая посетила его персонажа через некоторое время после свадьбы, и почему он принял решение не давать ходу своим чувствам. В эти минуты Муж в наших глазах обретал черты душевной незаурядности, а про самого актера подумалось, что он окончательно вырос из ролей взрослеющих по ходу действия пацанов в настоящего актера, которому под силу сложные драматические характеры.

У Анны Сырчиковой стратегия скандальных действий в тот вечер выглядела пунктирно. Самый беспроигрышный момент ее игры - превращение в красотку, что вселяет оптимизм в близких ей по духу женщин. Самый уязвимый момент - зрительская вера в декларируемую Женой любовь к мужу, и соответственно, вера в ее порядочность как человека. В первом акте ее Жена большую часть времени со страхом закрывается от мужа чемоданом, хотя супруг настроен мирно достаточно долго.. Когда же наконец он замахнется стулом, ее Жена направляет в лицо Мужу газовый баллончик, и он падает от этого газа, как убитый. Лежит недвижно достаточно долго, а она в это время по телефону спокойно общается с мамой. Ни намека на хоть какую-либо тревогу или страх по поводу жизни-смерти лежащего у ее ног. Словно полностью атрофировались все чувства сопереживания, пусть не мужу, но человеку...

Во втором акте актриса играет волшебное превращение обычной библиотекарши в гламурную красотку(вариант Золушки на балу), которая собралась выходить замуж за итальянца. Само собой, по расчету. Такому сказочному повороту сюжета мы обязаны, конечно, драматургу. Но должны быть какие-то актерские «нитки», которые бы связали в одно целое две половинки одного женского образа. Жена - Сырчикова во втором акте опять пользуется испытанным орудием самозащиты, но на сей раз жесты красотки столь изящны, что невольно закрадывается сомнение, что действует принцип самозащиты. Скорее, самолюбования.

Как и любой спектакль с живыми человеческими чувствами, «Пизанская башня» по ходу жизни спектакля должна выровняться в эмоциях, укрепиться в заданной режиссером трактовке, обкататься, как говорят. И задержаться в репертуаре. Будем надеяться, что все так и произойдет.

Фото Тимура Абасова из архива театра.


Галина Куличкина



Ключевые слова:
спектакль Пермь
Всего просмотров: 4191

Все новости за Май 2018

На главную страницу...


 


2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: