Пермь прощается с Алексеем Родиным
31.08.2018 10:08

Сегодня в 13.00 в Перми в Дворце молодежи по адресу ул. Петропавловская,185 состоится прощание с незаурядным деятелем культуры Алексеем Васильевичем Родиным. С 1992 по 2007 годы он руководил департаментом культуры города Перми. В фейсбуке уже оставлены множественные соболезнования родным, эмоциональные отклики тех, кто знал его лично: «Порядочный, добросовестный, настоящий профессионал...»

На сайте Министерства культуры Пермского края по поводу его кончины кратко сказано: «Вклад, который внес Алексей Васильевич в развитие отрасли культуры Перми, невозможно переоценить».

Вспомним, что такого значительного сделал Алексей Васильевич Родин для культуры Перми и Пермского края. Тем более, что последние десять лет, когда он был жив, никто особенно про его деятельность публично не вспоминал, словно его в общественной жизни как бы не было.

4 марта 2008 года Алексей Васильевич Родин пригласил на свой прощальный вечер в камерный зал филармонии всех тех, с кем работал в пермской культуре более четверти века. Получила приглашение и я, будучи тогда заведующей отделом культуры газеты «Вечерняя Пермь». Вечер начался с большого концерта, который устроили по собственному желанию приглашенные артисты и творческие коллективы. Таким образом они благодарили его за сотрудничество с ними. По окончании концерта он вышел на сцену и низко поклонился залу. В ответ несколько минут публика отвечала ему дружными аплодисментами. Редко кого из чиновников высокого ранга в Перми так уважали и любили.

У нашей газеты была традиция брать интервью у начальников департаментов администрации города в декабре-январе, чтобы подвести итоги ушедшему году, обозначить перспективы на будущий. Такие интервью брала у А.В. Родина регулярно и я. Мы встречались и по другим поводам. Знали друг друга с конца 1970-х годов.

Что касается ежегодных интервью, то к 2006 году, когда стали ясны некоторые итоги выживания культуры в условиях рыночного хозяйствования, мы с ним преобразовали их в статью-размышления об основных приоритетах развития культуры средствами муниципалитета в 1992-2005 годы. Она была опубликована в коллективной монографии «Социально-культурная деятельность: проблемы, опыт, перспективы», изданной Пермским институтом культуры.

Помню, как в 1990-е годы Алексей Васильевич тихим и усталым голосом рассказывал мне об очередных проблемах культуры и что именно его департамент думает сделать для выхода из той или иной трудной жизненной ситуации. Одно из интервью носило красноречивый заголовок «Дыхание Минотавра». Образ Минотавра олицетворяли реформы. Речь шла об отсутствии финансов для содержания дворцов и клубов, задержке зарплаты работникам культуры и искусства, о брошенных реформами на произвол судьбы творческих работников свободных профессий - писателей, художников, композиторов. Практически речь шла об угрозе уничтожении культуры.

Алексей Васильевич никого не обвинял в том, что происходило. Он просто констатировал, что при формировании законодательства в период реформ были допущены серьезные пробелы, которые не давали предприятиям стимулов для содержания социальной сферы (как было заведено в советское время). И далее у него была фраза «невзирая на трудности, муниципалитет...» Он, как настоящий дипломат, все время подчеркивал положительную роль муниципалитета в решении проблем. А я понимала, что фраза «невзирая на трудности» относилась к департаменту, который эти трудности все время преодолевал.

Так, брошенные предприятиями дома культуры стали постепенно брать в муниципальную собственность. Для оставшихся стали делать социальные заказы от муниципалитета на проведение массовых культурно-досуговых мероприятий. Для художников придумали проект «Пермский пленэр», давали средства на создание картин о родном крае, а потом устраивали выставки. Для композиторов - ежегодные концерты-отчеты, закупку нот библиотеками, фестиваль современной музыки. Для писателей - возобновление выпуска литературных журналов. Удалось сохранить шесть дворцов и клубов, две профсоюзные библиотеки. Были взяты в муниципальную собственность Центральный выставочный зал, театр-студия «У моста». Особые усилия пришлось приложить по спасению Дворца культуры имени Солдатова, который в те годы был продан «Пермскими моторами» коммерческому банку «Заря Урала». А тот вскоре прогорел и выставил Дворец на торги, назначив за него солидную цену. Волновалась общественность всего города, потому что проданные дома культуры тут же превращались в торговые центры. История с продажей Дворца длилась довольно долго, у властей тоже было мало мало денег, да и другие приоритеты были. Наконец, сообщил Алексей Васильевич, муниципалитет изыскал средства и возможность решить судьбу Дворца в пользу пермяков. Интересно, что некоторые клубы (не без помощи А.В. Родина) в 1990-е годы получали дотацию из городского бюджета, не будучи муниципальными: деньги шли на содержание кружков народного творчества, в основном , детских.

Все это пробивалось с помощью создания местной законодательной базы, потому что из федеральной был только Закон о культуре, где предлагалось из государственного бюджета выделять на культуру 2%. Но в 1990-е годы и это положение в масштабах России никогда не выполнялось. А в Перми Родину иногда удавалось убедить депутатов в необходимости следовать Закону о культуре РФ.

Курс на сохранение брошенных на произвол судьбы учреждений культуры А.В. Родин сохранял все годы своего руководства. Иногда вопреки желанию своего начальства. Я помню, как читала некоторые документы, направленные на имя мэра (период весьма неоднозначного правления Аркадия Каменева), о том, что выставленное комитетом по имуществу администрации Перми на торги «отдельно стоящее нежилое здание» нельзя продавать, потому что это библиотека.

Второй приоритет в деятельности департамента был связан с поддержкой и развитием детского художественного творчества. За годы реформ в Перми не закрылась ни одна музыкальная школа, хотя в целом по России за 1990-е годы их количество снизилось на 12%. Сверх того, в Перми была создана единственная в мире Детская школа композиторов, положительные результаты которой город ощущает до сих пор.

Алексей Васильевич начинал путь культработника в ранге простого участника художественной самодеятельности (играл в ВИА на гитаре). Потом, имея рабочую специальность, пошел учиться в Пермский институт культуры, получил диплом, стал худруком в Дворце культуры имени Дзержинского и в этой роли опекал молодого студента Евгения Панфилова, будущую звезду пермского современного танца модерн. У него как натуры артистической было чутье на таланты. Кроме балета Панфилова, театра «У моста», он поддержал хор «Млада», ансамбли «Ярмарка», «Ромэн», фолк-шоу группу «Ба-ба-ту», театр ледовых миниатюр «Колибри», фестивали «Флаэртиана», «Камва», «Дягилевский» (в версии Георгия Исаакяна), идею проведения карнавала в День города.

В его характеристике на замещение ведущей должности Муниципальной службы председателя комитета по культуре администрации города Перми в начале 2000-х годов перечислены его главные заслуги перед городом. Назовем только часть из того, что там написано: «По инициативе Родина А.В. в 1995 году была разработана концепция развития культуры города Перми, в 1998 году впервые принята городская целевая программа «Сохранение и развитие культуры города Перми на 1998-2000 гг.», которая продлена до 2003 года. Данная программа позволила отреставрировать 11 памятников истории и культуры, создать современную компьютерную информационную сеть в муниципальных библиотеках города, значительно обновить книжные фонды библиотек, приобрести новые музыкальные инструменты для детских музыкальных школ, провести реконструкцию 3-х детских садов под детские музыкальные школы.

Благодаря поддержке Родина А.В. были учреждены городские гранты в области культуры (за 10 лет их получили свыше 100 коллективов и отдельных авторов), с 2000 года - премии Главы города в области искусства, с 1994 года - стипендии городской администрации одаренным учащимся детских музыкальных школ, художественных школ и школ искусств «Юные дарования». С 1998 года стипендиаты освобождены от платы за обучение в образовательных учреждениях культуры города Перми.

Благодаря настойчивости Родина А.В., практически сохраняется уровень родительской платы в этих учреждениях с льготами для малообеспеченных и многодетных семей. С 1997 года в городе введены доплаты в размере 40% работникам муниципальных библиотек и утвержден надтарифный фонд в размере 25% работникам Пермского зоопарка.» По сути была выстроена система социальной защищенности местных работников культуры и искусства и создавались условия для творчества в условиях рыночной экономики. Ценный опыт для всей России, что отмечали специалисты, приезжающие к нам из Москвы и соседних регионов.

В конце 2006 года я получила от него Аналитическую записку на 37 страницах по итогам работы департамента за 2006 года и перспективы работы на 2007 год. Алексей Васильевич был полон новых планов, сил и энергии. Конечно, он порой уставал при такой нагрузке, но надо было видеть, как он улыбался, когда видел творческие достижения наших пермских деятелей искусства, как радовался их успехам на зарубежных конкурсах и фестивалях. Он любил свое дело и жил им. Поэтому для многих культработников стало большой неожиданностью то, что он вдруг в год своего 60-летия написал заявление об уходе на пенсию.

Он ушел при градоначальнике Аркадии Каце и его заместителе по социальной сфере Надежде Кочуровой. Это они почему-то не захотели сохранить для пермской культуры первоклассного специалиста, самоотверженного труженика, отдавшего жизнь на благо родного города. Человека, которого с полным правом можно назвать почетным гражданином Перми.

И хотя официально не было у него такого звания, его славные дела останутся в нашей памяти. Пусть земля ему будет пухом! И светлая память на долгие лета...


Галина Куличкина



Ключевые слова:
Пермь
Всего просмотров: 3916

Все новости за Август 2018

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: