Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Завершился третий международный фестиваль пьес Мартина МакДонаха в пермском театре «У моста». Жюри фестиваля назвало его лидеров. ГРАН-ПРИ присужден коллективу ČINOHERNÍ KLUB, Чехия — за спектакль «Палачи».
Дипломы лауреатов получили:
за лучшую женскую роль - Анжелика Гришкина (Морин), «Королева Красоты», Государственный русский драматический театр Стерлитамака;
за лучшую мужскую роль - Златан Видовиц (Коулмэн), «Сиротливый Запад», Национальный Театр Республики Сербской (Босния и Герцеговина);
за лучшую женскую роль второго плана - Валентина Дорофеева (Мэг Фолан), «Королева красоты»,Театр драмы им. В. Савина, Сыктывкар;
за лучшую мужскую роль второго плана - Дмитрий Володин (Мартин Хэнлан), «Череп из Коннемары», Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, Москва;
В номинации «Лучший актерский ансамбль» диплом получили актеры спектакля «Человек-Подушка», Art Theatre, Румыния.
Лучшее музыкальное оформление у театра Soltis Lajos (Солтиш Лайош), Венгрия, «Сиротливый Запад».
Лучшая режиссура - Ондржей Сокол за постановку «Палачи», ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб), Чехия.
Лучшая сценография - Адам Питра, ČINOHERNÍ KLUB (Чиногерни клаб), Чехия, «Палачи».
Специальный приз Президента фестиваля «За смелость» - театр «С улицы Роз», Молдова, спектакль «Сиротливый Запад».
Специальный приз жюри получили Открытый театр из Грузии - за спектакль «Сиротливый Запад»; актер Сергей Васин (Билли) Русского театр драмы им. Г. Константинова из Йошкар-Олы, «Калека с Инишмана»; Василий Скиданов (Билли) в Пермском театре «У Моста», «Калека с Инишмана».
Почему, собственно, МакДонах?
С этим вопросом ведущая пресс-завтраков Алена Август каждый день обращалась к участникам фестиваля, представителям ближнего и дальнего зарубежья, с которыми встречались журналисты. Были проведены подробные беседы с режиссерами, артистами, сценографами. Приведем несколько характерных ответов на главный вопрос::
- Потому что это про кровь и насилие» (Иран);
- Потому что Инешман есть в любом регионе страны» (Йошкар-Ола);
- Потому что остро поставлена проблема взаимоотношений между родителями и детьми» (Молдова);
- Потому что поэтика этого автора близка нашему театру (Чехия, ČINOHERNÍ KLUB).
Ответы порождали новые вопросы, и в результате представители масс-медиа в оперативном режиме донесли до пермской и российской публики (тексты транслировались в сетях) широкий спектр мнений о тематике и проблематике пьес МакДонаха, их эстетике, истории замыслов и воплощений, трудностях исполнения, впечатлений о восприятии спектаклей зрителями.
Режиссеры и артисты видят в творчестве МакДонаха болевые проблемы сегодняшнего дня, и прежде всего насилие и жестокость, которые становятся социальной нормой, жестокость между родственниками, кризис семейных отношений; безверие и ощущение бессмысленности существования. Их привлекает парадоксальная образность мрачных комедий МакДонаха, в которых «умело сочетается дикое веселье и язвительный интеллект» (Алекс Сьерз, исследователь творчества МакДонаха), провокативность сюжета и загадки характеров. Гости фестиваля подчеркивали, что им интересна судьба маленького человека из пьес МакДонаха, который по ряду причин испытывает ощущение выброшенности из жизни, давление маргинальной среды, недостаток работы и денег. Он живет в отсутствие любви. Герои ирландского драматурга ищут способы самоутверждения, преодоления комплексов неполноценности, выхода из «чернушного» жизненного тупика. Все это сфера драматизма, на котором держится искусство театра. Мы узнали также, что в некоторых театрах спектакли по пьесам МакДонаха живут десять и более лет, что означает их востребованность современным обществом.
Эффект «макдонахизации» всемирного театрального пространства стал объективной реальностью, с которой следует считаться. И тот театр, который стремится быть на переднем крае творческих исканий, неминуемо встретится с непростым моментом перевода его пьес на сцену. Ведь приходится отвечать хотя бы самому себе на вопросы: откуда такая искаженная мораль его персонажей? Что происходит в душах тех, у кого от любви до ненависти один шаг? Поэтому особой поддержки заслуживает постоянная культурно-просветительная работа на фестивале театра «У моста», которая была и в нынче. Речь идет об организации лекций ведущих специалистов, помогающих представить место произведений драматурга в современном зарубежном театре и кино. Трудно переоценить огромную работу оргкомитета третьего фестиваля (президент фестиваля Сергей Федотов, Пермь), проделанную для издания первого и пока единственного в России собрания пьес МакДонаха. Издательский проект явился своеобразным продолжением инициативы первого фестиваля, когда на радость зрителям театр «У моста» выпустил в свет уникальную для России книгу Патрика Лонергана «Театр и фильмы Мартина Макдонаха», одного из самых глубоких знатоков творчества МаДонаха, и он собственной персоной подписывал всем желающим ее экземпляр.
В поисках своего МакДонаха.
В первый день третьего фестиваля некоторые члены жюри вспомнили, что выражали сомнения в том, долго ли может прожить фестиваль пьес одного драматурга. Жизнь показала, что сомнения можно отодвинуть в сторону. За шесть лет, прошедших с той поры, выросло количество театров и спектаклей, заявленных на фестиваль, расширилась его география. Утвердилась репутация Мак-Донаха как одной из ключевых фигур современного театрального пространства.
Его творчество по своей проблематике интернационально. Но практически в каждой стране спектакли по его пьесам обретают свои национальные особенности. Знакомясь с разными театральными версиями одной пьесы, этот феномен отметили публика и жюри в своем анализе спектаклей.
- На фестивале проявляется очень интересная тенденция. Режиссеры идут рядом с пьесой МакДонаха, но придумывают свои очень сильные истории, - поделился своими впечатлениями на обсуждении спектаклей критик Валерий Бегунов. - Благодаря этому, мы можем видеть, как живет народ той или иной страны, что чувствуют ее люди.
Сергей Федотов в предисловии к книге Патрика Лонергана говорит об интертекстуальных связях пьес МакДонаха следующее: «Так смеется жизнь, когда всматривается в смерть. Он лиричен, абсурден и парадоксален.<...> Мне кажется, что в историях драматурга много от Достоевского: от его идеи повседневного страшного искушения».
Сергей Федотов пришел к МакДонаху после освоения русской литературной классики, опираясь на русскую школу психологической игры. Он нашел свой путь к гармоничному синтезу русской и ирландской ментальностей. На этом фестивале постановки Федотова не были в конкурсной программе. Но тем из гостей, кто хотел с ними познакомиться, была предоставлена такая возможность. И кто впервые увидел их, были восхищены и потрясены, о чем и говорили в кулуарах фестиваля.
Фестиваль одного автора не новость для России. Есть Чеховский фестиваль в Мелихово, фестиваль «Толстой Weekend» в Ясной Поляне, Платоновский фестиваль в Воронеже. Привозятся постановки, разные по жанрам и стилям. Все для того, чтобы каждому стал ближе мир и философия любимого автора. Пермский фестиваль МакДонаха преследует, в общем-то, эту же цель. Даже экзотические постановки пьес МакДонаха на сценах театров Ирана и Казахстана, представленные на фестивальной неделе, влекли за собой размышления о том, как найти так необходимые нам всем точки соприкосновения культур Запада и Востока?
Русский вариант. В репертуарной афише фестиваля нам хотелось бы выделить постановку «Королевы красоты» Академического театра драмы имени В. Савина из Сыктывкара. Она практически не обсуждалась в СМИ, а она интересна тем, что мы увидели еще один русский вариант прочтения МакДонаха. Он связан с традициями прежде всего А.П. Чехова, которые прослеживаются при режиссерской разработке характера одной из главных героинь пьесы - сорокалетней одинокой женщины по имени Морин. Она мечтает о личном счастье, но у нее на руках мать, требующая ухода. У Морин нет денег, чтобы отдать ее в дом престарелых, и она обречена влачить ярмо безрадостного повседневного существования.
Режиссер Евгений Софронов построил спектакль на том, чтобы максимально полно раскрыть внутренний мир Морин и трагизм ее судьбы. Действие выстроено почти по Чехову: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Роль Морин исполняет Анна Софронова, актриса с тонкой нервной организацией, глубоким проникновением в психологию своей героини, естественным существованием на сцене. Ее Морин, усталая и хмурая, в бесформенной одежде тяжело и медленно ходит по кухне, выполняя все просьбы-прихоти матери. Она порой вскидывается на мать, ворча и обзывая ее грязными словами. Тягучий бессмысленный быт иссушает ее плоть и душу. Но когда на ее горизонте появляется старый знакомый, предмет ее давних симпатий, земляк Пато Дули, приехавший с заработков в Лондоне, Морин преображается. Чтобы понять, что с ней происходит в это время, художник Анна Репина вместе с режиссером выстраивают возвышающийся над кухней помост, обозначающий дорогу за домом и одновременно являющийся условной площадкой, где слагается счастье Морин и разбивается жизнь.
Своеобразной кульминацией ее внутренней жизни оказывается сцена, где Морин после вечеринки с Пато выходит на помост, звучит музыка, и начинается танец любви. В маленьком черном платье (отсылка к Коко Шанель), она выглядит стройной и элегантной, пластичной и грациозной. В этом танце раскрывается красота ее души. Она в этот момент, однако, не с Пато. Тот, перегрузив себя виски, засыпает под кухонным столом. Она с Человеком в черном (лицо от автора, читает в других сценах ремарки), они танцуют нечто вроде па-де-де с элементами современного танца модерн, в котором есть основа классического танца - поддержки партнера, помогающие танцовщице в красивой позе парить в высоте. В эти минуты мы видим действительно королеву красоты.
Потом на этой площадке Пато Дули будет писать ей свое письмо с предложением выйти за него замуж. Здесь же она произнесет свой галлюцинирующий монолог о том, как они простились с Пато. Психика Морин не выдерживает предательства матери (та сжигает письмо Пато, в котором светилась надежда на другую жизнь). Она на наших глазах сходит с ума, как в свое время это произошло с человеком тоже тонкой нервной организацией - Львом Николаевичем Мышкиным. Актриса проживает состояние срыва героини очень тактично и сдержанно. А мы, зрители, невольно вспоминаем чеховского дядю Ваню, личностный потенциал которого тоже был нереализован, и он однажды устроил шумный скандал по этому случаю, бегая по дому с пистолетом. Морин в спектакле Сыктывкарского театра, выйдя за рамки разума, спокойно делает свое убийственное дело: лишает мать жизни как реальную преграду на ее пути к счастью.
В абсурдистском стиле «театра, бьющего в лицо» (In Yer Face Theatre) выдержаны характеры братьев Рея в исполнении Константина Карманова и Пато в исполнении Игоря Янкова. Актеры прекрасно владеют красками черной комедии, и в сочетании с историей Морин создается таким образом заявленный режиссером жанр трагифарса.
Подводя итоги фестиваля, стоит сказать, что жюри и зрители увидели, что далеко не все творческие коллективы умеют сочинить внятный и художественно убедительный текст, «оправдывающий» шаги типичных героев МакДонаха от ненависти к любви и обратно. Но безусловно, что-то лучшее, что было на фестивале, войдет в общую копилку российского и мирового сценического освоения драматургии Мартина МакДонаха. А пермский театр «У моста», который фестивалем отметил свое 30-летие, мы надеемся, займет достойное место в театральной истории Пермского края и России.
Фото из архива театра
Галина Куличкина
Все новости за Октябрь 2018
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: