Театр «У моста» открыл зрителю нового Шукшина
20.09.2020 14:02

«Все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что воруют. Больше того, какой-то процент, кажется, пятнадцать, государственного бюджета отводится специально под во-ров-ство. Не удивляйся и не делай детские глаза. Всякое развитое общество живет инициативой... энергичных людей.»

Приведенная цитата прозвучала на сцене премьерного спектакля «Энергичные люди» в пермском театре «У моста». Ее произнес человек приятной наружности и в полном расцвете сил, который расхаживал перед женой, сидящей дома на диване.

Кто бы мог подумать, что Аристарх Петрович Кузькин и его воззрения на бизнес из повести для театра В. Шукшина, озвученные в советское время, сегодня будут так актуальны? Каждый день мы читаем в СМИ об энергичных людях, которые за свои «импровизации» с финансами угодили под суд. Информация читателя, конечно, не радует. Чего хорошего, если твои деньги как налогоплательщика все время исчезают из государственного кармана и непонятным образом оказываются в руках какого-то Кузькина?

Но на спектакле, которым открылся новый сезон, публика часто смеялась.

Василий Шукшин написал комедию. О том, как жена задумала сообщить прокурору о нетрудовых доходах мужа. Заподозрила его в измене, да и пьянки с подельниками в их квартире ей надоели. Вот и решила отомстить. Постановщик спектакля Сергей Федотов развертывает семейную историю как анекдот, над которым не грех посмеяться. Выясняется, что богатые в России тоже могут плакать. Но не из-за несчастной любви, как в западных сериалах. А из-за страха перед законом. От перспективы увидеть решетку, которую сами же обозначают пальцами двух рук.

Чтобы не допустить неприятного для них поворота дел, Кузькин и его «сотоварищи» начинают обхаживать, просвещать и увещевать «неразумную» жену. Эти походы в соседнюю комнату (сцена Сергеем Федотовым перегорожена пополам), где сидит «источник повышенной опасности», и парад разнообразных ухищрений во имя спасения оказываются самыми интересными и смешными. Остап Бендер был прав: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.

Во время «парада» у каждого исполнителя появляется возможность блеснуть своим сатирическим талантом. Его демонстрируют все, но пока с разной долей яркости. Спектакль только начинает жить, и актеры еще «обрастают» чувствами своих героев. Валерий Митин создает образ идейного лидера компании, который «атакует» жену философией коммерции на благо государства и себя любимого. В манере поведения, пластике движений, интонациях актера чувствуется взятая персонажем роль аристократа и архистратега (не случайно его имя Аристарх). Но персонаж Валерия Митина резко выходит из образа, когда сталкивается со стеной женского негодования. Тогда он в отчаянии начинает сдергивать с жены брюки от костюма (упаси Бог, ничего сексуального), просто потому что они ей не принадлежат: куплены на уворованные им деньги.

Органичен и убедителен образ Брюхатого в исполнении Андрея Козлова. Актер нашел пластику человек осторожного, скрытного, интонация ласковая, слов мало, но содержание жесткое. Его Брюхатый не спеша обхаживает Кузькину, как лиса, выискивая способ больнее укусить. И он его находит: это сочувствие Вере Сергеевне, которая, отправив мужа сидеть, «потеряет много-о-е...».

Курносый в исполнении Ильи Бабошина решил совершить романтический любовный натиск на Веру Сергеевну. Падает на колени, говорит комплименты. Обаятельна энергетика артиста, особенно когда его персонаж в полном безумии уговаривает Веру Сергеевну отомстить мужу немедленно, вот прямо здесь. Спасаться надо, ведь у него жена, двое детей, мать с отцом престарелые...

Лысый в исполнении Сергея Мельникова напоминает интеллигента: худой, в очках, высокий. Его персонаж говорит с Верой Сергеевной свысока, внушительно, как отец с малым ребенком. Но коммуникация не состоялась, амбиции оказались дутыми.

Интересно, что самые весомые аргументы в защиту энергичных людей в театральной повести Шукшина и пермском спектакле находит персонаж по прозвищу Простой. Это одна из самых сложных ролей, на мой взгляд, потому что Василий Шукшин простых людей любил, но к 1970-м годах его любимый герой впервые становится объектом сатиры. Заявляя на пирушке о своей любви к «деревенским корням», Простой на самом деле давно превратился в своеобразную «перелетную птицу», которая летит туда, где вдоволь «выпить задарма» можно. У театра есть опасность увлечься показом простого алкоголизма персонажа. Но практический ум Простой человек не пропил. Именно он объявляет Вере Сергеевне, что останется она без жилья, потому как вместе с арестом мужа их кооперативную квартиру конфискуют... Андрей Одинцов в роли Простого в тот вечер, когда я видела этот спектакль, нашел нужную меру простодушия и искреннего удивления своего почти трезвого героя перед непониманием Верой Сергеевной некоторых очевидных вещей.

Роль Веры Сергеевны исполняла одна из ведущих актрис театра Марина Шилова. Она профессионально выполнила все свои актерские задачи, мы увидели в ее героине недалекую женщину, с задетым самолюбием. Остается добавить к образу Веры Сергеевны сатирических красок, подчеркивающих, что хотя она из рабочей семьи, но и «кузькина мать» ей тоже родня.

Чернявый - Александр Шаманов - один из самых догадливых в деле спасения энергичных людей. Проговоренный актером мотив заботы персонажа о собственном имидже добропорядочного человека тоже из разряда актуальных, находящих отклик в зале.

Хочется верить, что у спектакля будет долгая жизнь. Снова наступило время Василия Шукшина, но не того, которого хорошо знают по его рассказам, а другого, создавшего «странные» повести для театра в последние годы своей жизни. Эти произведения отечественной сценой практически не освоены. В том числе «Энергичные люди». Шукшин в них воссоздает действительность в формах реализма, сгущенного до символа. А такого рода эстетику умеют прекрасно воплощать на сцене театра «У моста».

Из других позитивных новостей открытого в сентябре сезона в театре «У моста» отметим, что в афише театра заявлены еще три премьеры. Это «Мещане» Максима Горького, «Поле» Дж. Кина (обе в постановке Сергея Федотова) и хоррор-опера «Пиковая дама» на музыку П.И. Чайковского (режиссер Алла Чипинога из Москвы). На носу (первая декада октября) фестиваль Мартина МакДонаха, несмотря на сложности эпидемиологической обстановки.

Фото из архива театра В. Неукрытого.


Галина Куличкина



Ключевые слова:
премьера У моста Пермь
Всего просмотров: 2240

Все новости за Сентябрь 2020

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: