Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
Сегодня, 25 октября, на площадке Завода Шпагина в Перми проходила работа волонтёров по созданию бутафории для спектакля "Сигнальные системы". Этот спектакль будет проходить в рамках фестиваля "Ремпуть". Несмотря на то, что это публичное мероприятие перенесено на неопределенный срок из-за пандемии коронавируса, подготовка к нему начинается уже сейчас.
Ни для кого не секрет, что театр - это не только представления на сцене и наполненный зрительский зал. Театр - это репетиции, подготовка к ним, костюмерные, гримерные, бутафорские комнаты, и, конечно же, создание декораций, без которых не состоится ни одно шоу. Вряд ли кто-то из зрителей вовремя просмотра спектакля когда-нибудь задумывался о том, как создавались декорации для сцены. Как это происходило? Кто этим занимался? Каким образом создаются будущие декорации для различных перфомансов? Об этом я сейчас расскажу.
Итак, сегодня добровольцы из группы волонтёров начали создавать декорации для спектакля. Я - в их числе. Уже в 10.50 я стою около КПП завода и жду координатора волонтёрства - Асю Алыпову.
Солнце светит сквозь облака как-то по-осеннему тоскливо, на улице очень малолюдно, тихо - утренняя Пермь ещё спит. Ни одного человека вокруг. Звонкие, создающие ощущение «неуюта» крики птиц доносятся с близлежащей набережной. Скребут мётлами дворники, наводящие чистоту.
Из-за угла появляется Ася, в её руках огромный пакет с реквизитами для будущей работы. Мы стремительно пересекаем проходную и оказываемся на территории завода. Направляемся к Цеху №5. Нас встречает уставшая от долгой работы женщина. На ней - блузка в цветочек, джинсы, тёплая обувь и шерстяная шаль на пояснице. Мы знакомимся.
- Наташа. Бутафор театра.
- Полина, волонтёр. Мне тоже очень приятно познакомиться. Я буду вам сегодня помогать.
- Отлично, лишние руки - это как раз то, что нам нужно сейчас.
Наталья показывает мне наше рабочее место. Мы проходим в огромное помещение: кирпичные голые стены, деревянный дощатый пол, высокие потолки с железными перекладинами под ними, металлические трубы - всё это создаёт некоторое напряжение внутри, сразу хочется нахмуриться и съёжиться от холода.
В глаза бросается расстеленная на полу черная клеёнка длиной метров 20 и метров 10 в ширину. На ней лежит много смотанной в рулоны полупрозрачной плёнки. Как оказалось, из неё мы и будем делать декорации. Здесь же стоит яркая бочка: она послужит нам в течение всего дня и обеденным столом, и приспособлением для работы. Рядом с ней - большой стол с наклеенными на него белыми метками, скамейки и несколько стульев. Нам необходимо было подождать главного человека сегодняшнего мероприятия - Марину, которая является гримёром и бутафором театра оперы и балета. Мы оглядываемся по сторонам в поисках чайника с кипятком. Поскольку мебели вокруг практически не оказалось, нетрудно было заметить стоящий неподалёку стол с кулером, заварочными пакетиками и одноразовыми стаканчиками. Наступает тишина.
- Наталья, вы не только на фестивале работаете бутафором? - я решаюсь нарушить молчание.
- Я работаю бутафором в Кукольном театре. Меня попросили заняться работой и здесь. Смотри: здесь ты можешь оставить верхнюю одежду и рюкзак. Сегодня наше рабочее пространство - это чёрная клеёнка. На неё нельзя вставать в грязной обуви. Работать будем босиком.
Спустя час наших разговоров «ни о чём» приходит Марина, а вместе с ней Оля - девушка-волонтёр из нашей команды. Мы вчетвером приступаем к созданию бутафории.
- Сегодня наша задача - сделать выкройки из белой плёнки для этого паровоза. Я думаю, здесь работы на неделю, сегодня хотя бы вырежем детали, склеим некоторые из них. А вообще это будет огромная фигура, её надо будет надувать специальным оборудованием. Должно получиться красиво, - говорит нам наша наставница.
Мы разворачиваем первый рулон. Он оказался тяжёлым и пыльным, однако вчетвером мы быстро управились и намотали его «гармошкой» на цветную бочку. Мы с Олей выступаем в качестве помощников. Нашим первым заданием является резать скотч на кусочки и передавать его для скрепления деталей. Казалось бы, что сложного в том, чтобы кромсать липкую ленту и быть на подхвате? Но эта работа затягивается на несколько часов. Руки становятся липкими и холодными. Чтобы как-то разрядить обстановку, я начинаю спрашивать Наталью и Марину об их работе. Бутафор - профессия редкая, хочется узнать о ней побольше.
- Скажите, вы давно работаете в театре?
- Ой, ещё с прошлого века! - с улыбкой дружелюбно отвечает Марина.
- Здорово! У вас такая интересная профессия... Получается, именно вы создаёте декорации для спектаклей?
- Нет, этим занимаются столяры. То, что в реальной жизни смотрится красиво, на сцене выглядит совсем не так в свете софитов. Поэтому мы делаем всё для того, чтобы эта бутафория со сцены смотрелась красиво. Вообще, это Наташа у нас бутафор в кукольном театре. Я - гримёр, я делаю так, чтобы актёры театра были видны со сцены.
- Ваша профессия, наверное, требует больших физических затрат, бывает сложно справляться со всеми материалами?
- На самом деле, нет. Часто материалы лёгкие, как пенопласт. Это же всё-таки бутафория.
- А где нужно учиться, какое образование получить, чтобы стать бутафором или гримёром?
- В наше время работать по нашей профессии можно и без специального образования. Но раньше учили в Саратове, в Казани, Одессе, Екатеринбурге... А сейчас главное - кисточку уметь в руках держать.
- А что вам больше всего нравится в профессии?
- Пожалуй, театральная атмосфера. На одно время я уходила из театра. Но, когда вернулась обратно, почувствовала какой-то родной запах, родную атмосферу, невероятную тягу, я подумала: я хочу работать здесь и только здесь.
Время пролетает незаметно. Вот на часах уже 14.30, нас отпускают на обеденный перерыв. После того, как мы попили горячий час с выпечкой из пекарни, находящейся неподалёку от завода, мы возвращаемся к работе. Трубы будущего паровоза склеены, осталось вырезать кабину. На полу мы расстилаем всё, что нужно для этого. Марина и Наталья руководят процессом:
- Тяните на тебя! Аккуратно раздвигайте складки! Нет, стойте, не пачкайте клеёнку, здесь должно быть чисто!
Мне достаётся ответственная задача: расчертить линии разрезов, то есть сделать контуры будущих деталей фигуры. Ко мне приходит осознание, что сейчас то, что находится в моих руках и зависит от моих движений, через какое-то время будет стоять на сцене во время театрального фестиваля и радовать глаз зрителя. Это необыкновенное чувство! Кажется, будто я создаю какую-то частичку всего спектакля, помогая режиссёру воплотить авторскую задумку в реальность.
Близится вечер. Почти вся наша работа сделана. Проведя почти весь день на ногах, я поняла, что профессия бутафора, действительно, очень ответственная, тяжёлая, требующая максимального внимания. Теперь на спектаклях в театре я всегда буду обращать внимание на все детали декораций сцены и восхищаться кропотливой работой бутафоров!
Полина Сюр
студентка ПНИПУ
Все новости за Октябрь 2020
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: