В Пермском театре кукол премьера на грани фантастики
14.04.2021 12:43

Премьера Пермского театра кукол «Цветы для Элджернона» с первых минут погружает в мир современных информационных технологий и заставляет по-новому взглянуть на мастерство актера-кукольника.

Спектакль проходит в малом зале, на сцене установлен планшет в виде стола, на котором из деталей lego построен большой городок. Еще до начала спектакля можно увидеть, что вокруг планшета несколько кинокамер (позже мне показали еще и компьютер, пульт управления информационными процессами), за планшетом два экрана. Словом, современная киностудия, придуманная художником Викторией Ельцовой.

Едва только ты задумался: а сможешь ли из зрительного зала рассмотреть мелкие детали Lego и фигурки людей, обитателей игрушечного городка, как включился экран, и на нем все высветилось крупным планом, как в любимом мультфильме. Разница лишь в том, что мы в мультфильме не видим рук, оживляющих картинки, а здесь видим. И это принципиально. Ведь в кукольном театре кукла неотрывна от артиста, он вкладывает в нее свою душу, его руки придают кукле необходимое движение, зримый образ.

Вот мы смотрим на актеров, которые водят своих персонажей по просторам детского конструкторского городка, одновременно они наводят то на одну, то на другую фигурку камеру, и мы видим крупные планы; то нажимаются какие-то кнопки, и на экране появляются рисунки, фото... И вдруг лица самих актеров возникают на экране, словно очеловеченный образ героев, бывших только что куклами. Невольно восхищаешься технологическим мастерством артистов, которые священнодействуют на сцене, будто маги из научной лаборатории XXI века.

Удивительная технологизация действия придумана режиссером Дмитрием Вихрецким не случайно. Она хорошо рифмуется с человеческой историей, которую рассказал полвека назад американский писатель-фантаст Дэниел Киз в рассказе, а потом и романе «Цветы для Элджернона». Главный герой Чарли Гордон отваживается на экспериментальную операцию на мозге, чтобы повысить свой интеллект. Операция проходит успешно, и значительно поумневший Чарли вдруг открывает для себя новые драматические стороны жизни. Перед ним встают вопросы: как жить? Что самое ценное в жизни? И стоит ли подвергать научным экспериментам уникальный человеческий организм?

Инсценировку произведения Д. Киза для Пермского театра кукол подготовила Алиса Малинина. Акцент в инсценировке сделан на осознании Чарли себя личностью. Театральное волшебство, связанное с личностным ростом Чарли Гордона, на сцене готовится постепенно. Перед спектаклем артисты поведали зрителям, что главный герой- это молодой человек с особенностями. Хотя он внешне выглядит, как все пластмассовые человечки из детского конструктора, но у него ум ребенка. И чтобы подчеркнуть его особенность, артист Павел Дитятин в этой роли на наших глазах берет в рот капу - специальное приспособление для изменение голоса. И его Чарли Гордон говорит голосом куклы до тех пор, пока не происходит эксперимент, в результате которого Чарли не только становится обладателем незаурядного интеллекта, но в нем словно просыпается глубоко и тонко чувствующая душа. Одушевление куклы (здесь применена еще одна удивительная цифровая технология) происходит на глазах зрителя: вдруг безликая пластмассовая оболочка под кепкой пропадает, и вместо нее мы видим лицо актера, исполнителя роли Чарли. Прооперированному Чарли отдается человеческий голос, выразительные глаза, напряженная человеческая пластика движений артиста, и мы видим, что герой спектакля на новом этапе жизни не обретает искомого счастья. Он физически и интеллектуально в отличной форме, но он одинок. Он больше не нужен прежним друзьям из пекарни, где он работал уборщиком. Не нужен управляющему пекарней, который нес свою ответственность за умственно отсталого парня. Искреннее участие в судьбе Чарли принимает его бывшая учительница мисс Киниан. Поэтому у куклы учительницы по ходу действия тоже пропадает пластмассовая маска, и нам открывается обаятельное лицо молодой актрисы Ангелины Мартюшевой. Между Чарли - Дитятиным и мисс Киниан - Мартюшевой возникают отношения взаимной глубокой симпатии, их диалоги проецируются на экране. Актерам удается передать гамму противоречивых чувств двоих, которым хочется быть вместе, но которые хорошо осознают невозможность для них обыкновенного человеческого счастья.

Достоинством режиссуры Дмитрия Вихрецкого является то, что помещая события фантастического ряда в наисовременнейшую технологическую обстановку, он, с одной стороны, как бы уравнивает вчерашнюю фантастику с современностью. Мы согласны с ним, многое стало подвластно искусственному интеллекту, и знаем, что дети имеют возможности заниматься роботизированной техникой уже в подростковом возрасте. Закономерно, что спектакль предназначен для возраста +12. Но с другой стороны, режиссер отлично понимает, что человеческая личность - это не только интеллект, не только «рацио». Это сложнейшая психологическая жизнь в отношениях с природой, отдельными людьми, группами людей. Неслучайно Чарли на новом этапе его жизни видит звездное небо - одно на всех, его красоту, необъятность, его загадки и дальние миры. Нам дают вчитаться в плывущие на экране, как зеркале нового сознания Чарли, слова: ненависть, стыд, боль, гнев, любовь... Возникает на экране гламурный портрет старшей сестры Чарли, и мы догадываемся, почему эта девица дала согласие как опекун на операцию на мозге Чарли. В эпизоде научной конференции режиссер создает обстановку суеты и выставки научных самолюбий, где Чарли воспринимают не как человека, а как экземпляр человеческого рода, демонстрирующий научные достижения.

Вот здесь пора сказать об Элджерноне. Он - единственное близкое Чарли существо. Элджернон - так зовут подопытного мышонка, которому произвели подобную операцию, как Чарли. Их вместе привезли на конференцию. Кульминацией спектакля становится эмоциональный протест Чарли -Дитятина на конференции. Один взмах руки артиста, и нам сообщают, что Элджернон выбежал из клетки. Участники спектакля ищут его на сцене, потом под ногами зрителей. Но мне хотелось бы в этот момент увидеть крупным планом лицо Чарли и понять: что у него в душе в момент протеста против тех, кто дал ему возможность почувствовать себя равным среди других?

В спектакле мы не увидели четкого зримого образа мышонка. Было темное пятно, энергично бегающее по лабиринту. Невольное сравнение напрашивалось само собой: неужели и Чарли был для профессора Немура (роль Федора Овчинникова) и Док. Штрауса (роль Анастасии Кузнецовой) совсем не личностью, а подобной копией Элджернона? Символичным оказывается название спектакля: «Цветы для Элджернона». Именно этот белый мышонок, безвременно погибший в результате научного эксперимента и чья судьба становится прогнозом для будущего Чарли, заслуживает вечную любовь, вечную память, цветы на его могиле как беззаветному служителю на ниве науки.

Что касается тех, кто оперировал Чарли, то здесь есть большой вопрос: можно ли их назвать настоящими учеными? Почему они поторопились с испытаниями на человеке? Своими экспериментами они не принесли Чарли счастья. Были они добрыми людьми? Театр не дает нам ответа. Но думается, что было бы интересно, если бы и у пластмассовых кукол по имени профессор Немур и Док. Штраус вдруг из-под безликой маски проглянула бы какая-то своя сущность - многозначная человеческая? Нечеловеческая, компьютеризированная? Ведь они вершат судьбы людей и не так безобидны, какими кажутся в образах простых маленьких человечков из детского конструктора. Если бы театра в отношении них более активно пробуждал нашу фантазию, возможно, и противостояние им в лице Чарли приобрело более масштабный и выразительный характер?

Как бы то ни было, важно, что спектакль пробуждает чувства и мысли, связанные с вопросами общего мироустройства и судьбы многих людей. По-своему знаменательным оказалось и то обстоятельство, что репетиции спектакля «Цветы для Элджернона» совпали с началом пандемии коронавируса 2020 года. Перед каждым, как перед Чарли Гордоном, встал вопрос: как жить? Артисты Пермского театра кукол пандемию пережили и встретили новый сезон премьерой. Зрители на спектакле от 9 апреля 2021 года после аплодисментов остались поговорить с артистами о спектакле. Ответ в условиях современного жесткого выбора (пандемия не исчезла), думаю, очевиден: жизнь продолжается в общении с искусством. Умным и человечным, как «Цветы для Элджернона» в Пермском театре кукол.

Фото из архива театра.


Галина Куличкина



Ключевые слова:
премьера театр кукол Пермь
Всего просмотров: 2647

Все новости за Апрель 2021

На главную страницу...


 


2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: