В Пермском Доме актера — сюрпризы от Льва Островского
11.12.2021 21:36

В Пермском Доме актера прошел юбилейный творческий вечер Льва Островского, театрального педагога, режиссера, артиста. Встреча началась, как того требовал жанр. «Гул затих, я вышел на подмостки…»

Лев Островский начал читать со сцены стихи Бориса Пастернака, потом Давида Самойлова, Бориса Слуцкого. Думалось, они как заставка к рассказу о нем самом. Увидим и услышим что-нибудь вроде «Линии жизни» по образцу телеканала «Культура».

Но Лев Ефимович спутал собравшимся в зале все карты. Он стал вспоминать то, о чем ему самому было интересно сказать. Вспомнил, что в детстве он получил сильнейшие эмоции от стихотворения Слуцкого «Лошади в океане», созданного поэтом на основе военных впечатлений. Будучи учеником начальной школы, он прочитал его одноклассникам, самые страшные для него строки читал с закрытыми глазами, чтобы не увидели его слез. Когда глаза открыл, то обнаружил, что ребята ревели. Вот такой был опыт одного из первых публичных поэтических выступлений.

Потом герой юбилейной встречи сделал паузу, улыбнулся. И перешел к юмору, к самой трудной его разновидности - самоиронии. Рассказал, как в том же возрасте решил выступить на школьном мероприятии с другим стихотворением, которое ему было дорого: «Смерть поэта» Михаила Лермонтова. Поклонник Лермонтова ростом был мал, тщедушный, поэтому его угроза «надменным потомкам» вызвала смех сверстников. После ребята в школе обзывали: «Вон «смерть поэта» идет...»

Вот так, еще в детстве Лев Островский понял, что публичное слово, сказанное вслух здесь и сейчас, управляет эмоциями людей и что от великого до смешного один шаг.

Нет ничего удивительного в том, что после окончания школы любитель публичного чтения стихов захотел стать артистом. В Киеве, где он родился и вырос, в театральный вуз его не взяли. Опустим рассказ о перипетиях, которые последовали за фактом того, что приемная комиссия не заметила талант хлопца, и ему пришлось искать счастья за пределами родной стороны. Для нас важно, что судьба его привела в Пермь, и мечта осуществилась здесь, на уральской земле. В Перми он получил диплом Пермского института культуры, позже закончил московский вуз - знаменитое «Театральное училище имени Бориса Щукина».

В Дом актера на встречу пришли, в основном, те, кто хорошо знал героя вечера. Среди них были его друзья по Пермскому народному театру молодежи, где Лев Островский был одним из ведущих актеров. Напомним тем, кто не знает: были до революции и позже в СССР такие театры, где артистами выступали любители искусства в свободное от основной работы время бесплатно. Именно так начинал свой творческий путь К.С. Станиславский. С конца 1960-х - по 1970 е годы в Прикамье гремел Пермский народный театр молодежи, коллектив участвовал во всесоюзных смотрах народных театров в Москве. Руководил им неистовый Лев Футлик, который был уверен, что с помощью театра можно формировать благородные души. Их спектакли, особенно поэтические, были заряжены энергией гражданственности, исполнены высоких дум и чувств. Вот такую внутреннюю закалку получил Лев Островский в юности. Знаю об этом не понаслышке, так как сама в ту пору работала корреспондентом газеты «Вечерняя Пермь» и на спектаклях этого театра бывала.

Там же мы увидели однокурсников Льва Ефимовича по Пермскому институту культуры. Среди них известный пермский артист эстрады Александр Сумишевский с супругой, заслуженная артистка России заведующая кафедрой режиссуры и мастерства актера ПГИК Татьяна Жаркова, заслуженная артистка России актриса Лысьвенского театра драмы имени А.А. Савина Клавдия Савина. Не забыли мастера его ученики, нынешние артисты Пермского Театра-Театра, коллеги по вузу.

Ведущей темой встречи стал разговор о поэтическом творчестве. Детское увлечение художественным чтением преобразовалось в профессионально выверенные поэтические программы, в основном, по стихам российских авторов XX века. В багаже личных творческих достижений Л.Е. Островского звание лауреата Всесоюзных смотров художественного творчества (1977, 1985,1987), обладателя Гран-При второго международного конкурса чтецов «Живое русское слово».

- Я долго следовал совету Пастернака: «Не надо заводить архивы, над рукописями трястись», - сказал он на встрече в Доме актера, -А года три назад понял: надо собирать.

На вечере нам показали видеофрагменты с его исполнением довольно редко включаемых в репертуар произведений - «Убиение Углицкое» Давида Самойлова, сцену из спектакля «Уриэль Акоста» Г. Гуцкова. Но самый интересный документ его творческой жизни был припасен под финал, когда Лев Ефимович показал нам темную небольшую книжку и сообщил, что издал собственный сборник стихов под названием «Осколки».

С одной стороны, никто не удивился появлению сборника. Лев Островский на разных юбилейных мероприятиях выступал с рифмованными текстами.

После встречи в Доме актера я его спросила:

- Лев Ефимович, Вы когда пристрастились к рифмованию?

- Еще в школе, - ответил он. -В восьмом классе мы с другом решили перевести «Евгения Онегина» в стихах на украинском языке. Перевели достаточно быстро...

Он тут же стал читать на украинском первые пушкинские строфы. В его исполнении «О це Онегин Опанас» звучал довольно забавно. Долгое время зарифмовать какую-либо тему было для него баловством. Но шли годы, рифмы его не покидали. «Как странно пишутся стихи / Я их не жду. Они приходят», - признается он в этом сборнике. Там же он советует другим: «Пишите, люди, старые стихи...». В другом месте сожалеет: «Не записал стихи...Ушли, не утолив мои печали». В определенный момент жизни стихи стали необходимостью, изменилось отношение к их сочинению, пришло другое понимание сущности стиха-творения. Хотя самоирония осталась: «И пусть со славой не везёт /Не возведённым в чин Поэта, / Не слишком огорчает это / Нам главное - строка не жмёт».

В прошлом году Лев Островский тяжело заболел ковидом. Весть разнеслась по социальным сетям. Встревожила многих. На его странице «ВКонтакте» в течение всего длительного периода болезни появлялись посты со словами поддержки. Его наконец выписали из больницы. Спасибо врачам!

Весной этого года он вышел к зрителю вместе с артистами пермского театра «Новая драма» Михаилом Путиным-Шестаковым и Алексеем Корсуковым в литературно-музыкальной композиции «Ritratto di donna» (Портрет женщины) в пермском проекте «Женское лицо». Прозвучали стихи Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Давида Самойлова, Иосифа Бродского, в поэтических строках был явлен образ женщины в жизни мужчин разного возраста. Женщины как предмета мужской любви, как музы поэта, как воплощение музыки и поэзии самой жизни. Льву Ефимовичу, естественно, отведена была роль мужчины элегантного возраста, одновременно пылкого и мудрого. Режиссер композиции Елизавета Тарасова говорит: «Я очень ему благодарна за то, что он согласился поработать с нами на этом проекте. Он - человек тонкой душевной организации». Именно такой им нужен был.

А разве другим нормальным людям именно такой не нужен? Понятно теперь, думается, почему в сетях на его странице все так горячо желали ему выздоровления.

Возвратимся к сборнику стихов «Осколки». Он вышел в свет благодаря финансовой поддержке одного из друзей. К тому времени Лев Ефимович регулярно отсылал свои произведения на сайт «Стихи.ru», но там иногда что-то терялось. Лишь рукописи не горят. Прав был Михаил Булгаков. И друг был прав.

Сборник стал своеобразным продолжением знакомства с личностью автора. Он состоит из двух разделов: «Разбилось зеркало» и «Отражение».

«Разбилось зеркало» - назвал я цикл стихов.

Друзья мои его не одобряют.

Они его «прощальным» называют.

Он соткан из тревожных чувств и снов,

Которые меня одолевают...»

Скоро догадываешься, что речь идет действительно о смерти. Но не лирического героя, а о смерти эпохи, в которой он жил, «когда я жизнь любил, и жизнь меня любила,... когда одной любовью сердце жило». Лирический герой «Осколков» находится в двоемирии, на границе, где сталкивается прошлое и настоящее, тогда и теперь, высекая боль сердца. «Распалась связь времен. Спасенья / ищу в твоем стихотвореньи, / ловлю в дыхании твоем»; «Живем, не лечась от контузий / великих идей и химер, / себя мы не перезагрузим. / Живем на могилах иллюзий, / надежд, ожиданий и вер».

Да, распалось на осколки - зеркало быта. У лирического героя Льва Островского и многих его сверстников. Но у всех ли осталось в целости зеркало души?

Во второй части сборника лирический герой пытается «в картинки цельные сложить осколки жизни...» Мы видим , как он, понимая объективность ветра перемен, пытается сохранить в душе заповеди предков, память о близких и родных. Память о любви, исчезнувшей в физическом пространстве, но навсегда живой в душе. Есть стихи, просто прекрасные в точном выражении образа и чувств. Среди них «Почему - не знаю сам, не могу иначе / В Новый год я радуюсь, в День Победы - плачу»; «Там, на Каляевской был дом, / Не охраняемый замком»; «Смеется детство из окна / Увы, уже издалека», «Я не помню - как разбежались, в какие страны», «Не ошибаются в любви / Лишь те, кто толком не любили» и другие. Разные чувства и интонации этих строк лирического героя: нежные и печальные, публицистические, едкие сатирические, патетические.И как один из возможных итогов: «Любовь, смирение и спесь / Не удается соразмерить. / В смысл жизни можно только верить / Ответов нет. Вопросы есть».

Интересно, что «Осколки» начали свою жизнь в народе. Ученицы Льва Островского, нынешние артистки Коми-Пермяцкого драматического театра из Кудымкара, прислали к юбилею своего педагога клип на одно из стихотворений из «Осколков». С позитивной музыкой, с юмором и играми в зимнем лесу. Заголовок клипа гласил: «Жизнь - самый лучший театр. Как хорошо, что Вы в ней режиссер!»


Галина Куличкина
Фото из архива автора.



Ключевые слова:
творческий вечер Дом актера Пермь
Всего просмотров: 3710

Все новости за Декабрь 2021

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: