По следам премьеры
10.03.2022 15:35

27 февраля 2022 года в ДК Солдатова в Перми состоялась одна из самых впечатляющих премьер пермского хора «Млада» (художественный руководитель – Заслуженный деятель искусств РФ Ольга Выгузова) – литературно-музыкальный спектакль «Высоцкий» с участием актера театра и кино, Заслуженного артиста РФ Евгения Дятлова.

Сейчас, по прошествии некоторого времени, когда отзвучали аплодисменты, немного улеглись эмоции, вызванные яркими впечатлениями от премьеры, хочется проанализировать составляющие этого явления, измерить «алгеброй гармонию», понять причины успеха данного творческого проекта.

О программе

Программа «Высоцкий» в жанровом определении - это литературно-музыкальный спектакль, в котором музыка и слово, идея и форма ее сценического выражения играли одинаково важную роль. При желании можно применить более современный термин «хоровой театр». Но в любом случае это действительно настоящий спектакль, где главным героем стал сам Владимир Высоцкий, его поэзия, его творчество, его личность в контексте эпохи и окружения. Казалось бы, основным мотивом должна была стать ностальгия по утраченному, но сам контент программы и, главное, реакция публики (в том числе и большого количества молодежи) показали, что Высоцкий по-прежнему настоящий герой нашего времени, и сегодняшнего дня - особенно! А сам факт обращения современного молодежного хорового коллектива к этой теме придает событию особую актуальность. Этот спектакль - взгляд на личность и творчество Высоцкого с позиций нашего времени.

Хор

«Млада» известна своим экспериментальным, новаторским подходом к хоровому жанру. И это новаторство продлевает жизнь данному виду искусства, задает ему новые векторы развития. И данный спектакль - яркий тому пример, ведь соединение музыкально-театральной формы и

совершенно особенной поэзии Высоцкого привело к появлению нового, нетипичного для хорового жанра результата. (Здесь уместно вспомнить, что «Высоцкий» продолжает целую серию «поэтических» концертных программ «Млады»: это «Есенин» и «17» с участием актера Антона Шагина).

Первое, что удивляет в этом спектакле, это то, как звучание академического хора может точно и правдиво передавать смысл песен Высоцкого, хотя, казалось бы, разница между характерным тембром голоса Высоцкого и хоровым звучанием огромна. Тем не менее, интерпретация «Млады» оказалась близка и убедительна для слушателя так же, как и оригинальное исполнение В. Высоцкого.

Кроме того, на протяжении всей программы не оставляла мысль, что роль хора здесь не только музыкальная, но и ключевая драматургическая. «Млада» то выражает главную мысль, то комментирует происходящее, то играет роль музыкального фона и т.д., подобно хору в древнегреческом театре.

Музыка

Удивительно было наблюдать, как проявляется и усиливается содержание, заложенное автором, когда песня обретает особую «младовскую» аранжировку. Блестящие хоровые и инструментальные обработки (С. Выгузов, О. и Я. Саравайские) подчеркнули глубину авторского замысла Высоцкого. Здесь, пожалуй, уместно вспомнить о том, что сам Высоцкий, исполняя песни под гитару, все-таки находился в пределах жанра авторской песни, обладающего скромным набором музыкальных средств выразительности. Поэтому проявляющаяся у каждой песни новая музыкально-жанровая определенность как будто расставляет важные смысловые акценты.

Уникальная особенность Млады, ее главное выразительное средство - ее неповторимое звучание («Mladasound»), всегда одинаково выразительное, но каждый раз разное по характеру: драматическое - в песне «Деревянные костюмы», тонкое лирическое - в «Cinema Frances» и «По улице моей», жанрово-характерное в ироничной «Гимнастике», изобретательно украшенной ностальгическими цитатами.

Как обычно, жанровый и исполнительский диапазон был очень велик: от сольного пения под гитару, хора a cappella до огромного коллектива - хора и солиста в сопровождении полноценного рок-состава. (Настоящий квест для звукорежиссуры, впрочем, ответственный за «звуковую атмосферу» Сергей Выгузов привычно преодолел эти трудности, оснастив комфортным звуком и слушателей, и исполнителей).

Драматургия

Удивительно составлена программа концерта: тематические блоки - драматический, лирический, юмористический, философский - создали контекст, в котором раскрывался истинный смысл образов и героев Высоцкого, где каждый номер играл свою драматургическую роль, а каждая песня становилась определенным символом. Так, например, песня «Я не люблю», звучащая в прологе, выполняет роль зачина, манифеста, «Деревянные костюмы» - повествует о трудности выбора в кризисные моменты, «Баллада о любви» - лирическая кульминация всего концерта, «Вершина» - символ преодоления, движения вперед, а знаменитые «Кони привередливые» еще раз напоминают о быстротечности жизни.

Программа имеет сквозное строение; это действо, где все понятно без лишних слов, где никому не надо ничего объяснять. Получилась стройная конструкция, напоминающая деревянный храм, построенный без единого гвоздя. Стройность композиции подчеркивали различные драматургические приемы - смысловые арки, контрасты, ассоциации, видео- и световые эффекты, сценические лейтмотивы: например, мужской ансамбль, олицетворяющий силу и энергетику; звуки печатной машинки как символ творческого процесса; сценический образ гитары и т.д.

Стихи самого Высоцкого и близких ему поэтов - Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной - рассказывали историю, создавали атмосферу, подчеркивали образ поэта-философа («образ века своего и будущего призрачный прообраз» - Е. Евтушенко), были важнейшей частью большого музыкального целого.

Солист

Актер театра и кино Евгений Дятлов, с которым Млада сотрудничает уже не в первый раз, прекрасно озвучил литературную часть спектакля и талантливо исполнил целый ряд песен Высоцкого очень близко к его стилю. Хоть сольно, с гитарой, хоть в сопровождении хора, при этом бережно передавая настроение и атмосферу, избегая простого копирования. Удивительно, насколько при этом индивидуальность манеры и голоса артиста не противоречила, а, напротив, соединялась со звучанием академического хора. Солист являлся частью целого, деликатно соблюдая баланс, и это - отдельное искусство.

В заключение

После концерта осталось яркое послевкусие, и возникла мысль, что это - концерт, который я бы «перечитала». Было бы действительно интересно вновь прочитать последовательно все те же тексты песен и стихи как единое литературное произведение.

И еще: было такое время, когда в нашей стране поэты собирали переполненные залы. Это время прошло, но такие концерты - это, возможно, способ вернуть популярность и публичность поэтическому жанру.

Что касается хорового искусства в целом: масштабность данного художественного события доказывает, что хоровой жанр в наше время может быть способом выражения идеи. И из всего многообразия художественных идей, заложенных в этой программе, автор и вдохновитель проекта, художественный руководитель «Млады» Ольга Выгузова выбрала для финальной точки концерта самую жизнеутверждающую и гуманистическую. Это строки В. Высоцкого из «Баллады о любви», вновь прозвучавшие в эпилоге концерта:

«Я дышу - и значит, я люблю!
Я люблю - и, значит, я живу!»

Фото — Андрей и Никита Чунтомовы  


Софья Рыжкова



Ключевые слова:
Пермь Пермский край хор Млада Ольга Выгузова ДК Солдатова Евгений Дятлов
Всего просмотров: 3701

Все новости за Март 2022

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: