«Скульптор – это стайер, а не спринтер»
19.07.2022 19:18

Пермский скульптор Алексей Матвеев— автор ряда значимых монументов, установленных на центральных улицах нашего города. В июне в Перми в сквере имени Решетникова состоялось открытие бюста Великому князю Михаилу Александровичу. Наш корреспондент беседует с Алексеем Матвеевым:

- Тяга к миру прекрасного была заложена еще в детстве. Папа брал меня в поездки в Москву и Санкт-Петербург и водил исключительно по музеям. Помню, что по Эрмитажу мы бродили до боли в ногах - пока весь его не обойдем, обед не предполагался. В Перми я учился в физико-математической школе №9. Когда закончил восьмой класс, передо мной встал выбор: либо идти дальше в девятый (тогда была «десятилетка») и углубленно изучать физику и математику, либо выбрать другой путь. Мне нравилось заниматься резьбой по дереву, и мой брат разузнал, что в Санкт-Петербурге есть художественно-реставрационный лицей. Я проучился там четыре года. Затем поступил в пермскую Академию живописи, ваяния и зодчества. Окончил ее в 2000 году по специальности «Скульптура» с дипломной работой «Поясной бюст П. И. Чайковскому».

- Кто из педагогов Академии оказал наибольшее влияние на вас?

- Мой преподаватель по скульптуре Анатолий Александрович Уральский, он вел у нас занятия все шесть лет. У нас было много хороших педагогов. У Ольги Власовой были прекрасные занятия по истории искусства, у Ольги Клименской - по русскому искусству, до сих пор помню лекции по философии Анатолия Владимировича Жохова, лекции по западноевропейскому искусству Анны Ждановой. У нас были преподаватели из разных вузов, в том числе и столичных. Они сумели передать пермским будущим художникам тяготение к классической школе, уважение к натуре, реальности. Стремление не к поверхностному, а глубокому искусству, в котором есть идеи и мысли.

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать скульптор?

- В его деятельности очень много работы, к сожалению, никак не связанной с творчеством. Творческая составляющая любого проекта ничтожно мала, по сравнению с подготовительной деятельностью и этапами воплощения. Чистое творчество - это лишь стадия эскиза и рабочей модели. Все! Поэтому главным качеством я бы назвал способность работать «вдолгую», скульптор должен уметь довести проект до конца, не бросить его по дороге, когда все это уже надоело! Это стайер, а не спринтер.

- Как возникает первоначальный замысел, идея конкретной скульптуры?

- Задача художника - не только свое слово сказать в искусстве, он должен уметь видеть образное начало в человеке. Скульптура - это осмысление личности, понимание характера, видение внутренних черт, умение это осознать и понять, найти то, что действительно есть смысл выразить. Художник-монументалист должен самому себе ответить на вопрос - ради чего он делает этот портрет, что он хочет сказать этим?

- Для наглядного примера обратимся к конкретной скульптуре - изобретателю радио Александру Попову (установлен на ул. Ленина, напротив офиса «Уралсвязьинформа») Ради чего он создан?

- С памятником Попову очень интересная история получилась. Это редкий случай в монументальном искусстве, когда человек с выдающимся жизненным вкладом получает скульптурное воплощение в юном возрасте. Изначально была задача адаптировать образ Попова с нашим городом. Здесь он учился в Духовной семинарии, а затем поступил в Санкт-Петербургский университет. С Пермью его связывает короткий период, но очень важный! Заканчивается юность, начинается взрослая жизнь - вот такой «водораздел». Ему было лишь восемнадцать, когда он выпорхнул из Перми, как птенец из гнезда! Я искал подходящее решение, чтобы зафиксировать именно это. И уже понимал, что памятник не будет статичной фигурой в классической греческой постановке.

Фотографий юного изобретателя было очень мало, буквально одна-две. Но именно на них я обнаружил то, что вдохновило меня. Со старых фото глядел юноша - очень увлеченный, чистый и открытый миру. Образное решение нашлось легко - этот юноша должен делать шаг вперед, шаг в будущее!

Интересно, что этот момент - «образ найден!» - происходит «вдруг», как тихая молния. Но чтобы она сверкнула, чтобы в голове возник готовый образ, должна быть предварительно проделана кропотливая и тщательная работа - сбор материалов, погружение в контекст бытования данного человека, осмысление его как личности. Приходится много сидеть в архиве, искать информацию в литературно-научных публикациях, исследованиях. И чем лучше изучишь, тем вернее, точнее будет «молния» и «проблеск». Это и есть логика наработки художественного образа.

- За кинотеатром «Кристалл» в сквере установлен бюст врачу и хирургу, ректору Пермской государственной медакадемии, академику Евгению Вагнеру. В вашем скульптурном исполнении у него довольно сложное выражение лица: углубленный, сосредоточенный взгляд, глубокое внутреннее размышление. Что выражает этот психологический портрет?

- Когда шла работа над бюстом Евгению Антоновичу, я познакомился с огромным количеством фотографий! Его снимали и в момент операций, и за рабочим столом в кабинете, очень много было семейных фото. Но из этого вороха фотографий ты вдруг видишь одну, которая отражает сущность человека, его душу, а не просто сиюминутное психологическое состояние. И у тебя «екает» что-то внутри, ты понимаешь - ты это нашел, можно начинать работать! На той фотографии профессор Евгений Вагнер размышляет о пройденном пути, подводит итоги, видит свои удачи и коллизии судьбы. Я постарался найти образное решение в портрете человека сострадающего, взгляд которого устремлен в будущее. «Что я оставлю после себя? Как будет развиваться дело, фундамент которого я заложил?» А его вклад в развитие медицины нашего края сложно переоценить.

- У вас есть еще один бюст, тоже посвященный врачу - кардиохирургу профессору Сергею Суханову, который руководил пермским «Институтом сердца» (установлен при входе в кардиоцентр в Камской долине).

- С Сухановым было даже сложнее, чем с Вагнером. У него пластически сложное лицо. А необходимо было точно «ухватить» его внутреннюю суть, конституцию души. Два этих человека - абсолютно разные пластически и эмоционально. В скульптурном исполнении Сергей Суханов гораздо моложе Евгения Вагнера. Объединяет двух врачей момент самоуглубленного познания, стремления подвести итог своей деятельности. В обоих портретах я старался заложить глубинную работу души и осмысление своей жизни.

- Значит, скульптура - это психологический портрет?

-В монументальном искусстве психология не является основополагающим фактором в создании образа. Но ее элементы есть всегда! В лучших образцах скульптуры мы видим эмоциональную составляющую. При работе над бюстами скупые средства скульптурной художественной выразительности сконцентрированы именно на психологическом портрете. А задача монументальной скульптуры - это работа на пространство, его организацию, память о заслугах человека, его причастности к историческим событиям. Существует определенная дистанция восприятия памятника, когда зрители чисто физически не могут рассмотреть тонкие душевные нюансы в скульптуре.

- Скульптура профессора Павла Преображенского удачно сочетает в себе все перечисленные вами составляющие. Она организует пространство - памятник находится в центре Перми, рядом с эспланадой. Транслирует заслуги этого человека - он первым на Урале открыл месторождения калийно-магниевых солей и нефти, поэтому логично скульптура расположена рядом с центральным офисом ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь». И при этом перед нами психологический портрет - мы видим и считываем «настроение» профессора Павла Преображенского.

- Павел Иванович изображен в минуту удовлетворения от проделанной работы - он нашел, открыл месторождение и приносит его в дар! В левой руке он держит кусок породы, которую он нашел лично. На колене лежит полевой планшет с разложенной картой, в которой профессор оконтуривает открытое им месторождение. Ученый на мгновение отвлекся, протягивая нам кусок породы, но работа еще идет. Но он уже видит и предчувствует результат  - вот оно, это мгновение! Геолог-ученый запечатлен в необычной одежде - на нем классический костюм-тройка и сапоги. Этот образ - сочетание его полевой, практической деятельности с интеллектуальной, «кабинетной» работой. Он был одновременно ученый-теоретик и практик-исследователь. Причем полевую работу любил больше.

- Насколько глубоко приходится изучать биографию воплощаемой личности?

- Чем глубже удастся погрузиться, тем более емкий, полный получается образ. Зритель должен понимать, что за человек перед ним - холерик это, меланхолик, или сангвиник. Это видно по пластике, выправке или ее отсутствию, как человек сидит, разговаривает. Это базовое условие перед началом работы. Для этого не нужно ограничиваться фотоматериалами, хотя они дают тоже много информации. Нужно пойти в архив, посмотреть переписку с родственниками, почитать воспоминания - автобиографические, или современников о нем. Это все дает более глубокую картину понимания.

- Я знаю, что при работе над проектом памятника профессору Преображенскому, вы тесно общались с внучкой Павла Ивановича. Какие сведения вы получили от нее?

- Наталья Юрьевна Орлова радушно предоставила уникальные личные документы и фотографии Павла Ивановича, его письма. Семейный архив был в идеальном порядке - все систематизировано, разложено по папкам, категориям и коробочкам. После знакомства с архивными данными, я понял, что профессор Преображенский имел в сердцевине своей личности необычайную жизнерадостность и иммунитет к трудностям жизни. Это был человек, который в полной мере разделил драматическую судьбу нашей истории и страны. Получил прекрасное образование в Германии, поступил на службу в Пермский университет. Революцию он встретил уже зрелым человеком, ученым. Был министром просвещения в правительстве Колчака. Его арестовали и посадили, но затем очень быстро оправдали и реабилитировали. И он стал работать на благо уже Советской страны. Обладал уровнем государственного мышления, всегда сохранял оптимизм и надежду. В личных письмах начала Великой Отечественной войны, когда в Москве царила паника и многие уезжали, бросив квартиры, Павел Иванович пишет, что нисколько не сомневается в победе нашей страны над врагом. И это не выглядит популистским, пропагандистским штампом, нет! Он просто прекрасно понимал, какими ресурсами обладает наша страна, что невозможно блицкригом взять и завоевать одну шестую часть земной суши. Перед своей смертью, находясь в больнице в тяжелом состоянии, шутил с медсестрами. И много других подобных моментов, когда профессор сохранял стержень и веру в будущее, я обнаружил в личном архиве Натальи Юрьевны. Так что это и стало основным, ключевым моментом при создании образа Павла Преображенского.

- Алексей, сложно ли скульптору сегодня получить заказ?

- Я заметил одну закономерность - заказы «приходят» ко мне тогда, когда я долго размышляю на интересные мне темы. И замыслы получают свою реализацию. Так произошло с бюстом Великому князю Михаилу Александровичу. Общественный деятель, председатель регионального отделения Российского военно-исторического общества Игорь Гладнев предложил этот проект, я с радостью согласился, так как внутренне был уже готов. Мне был очень интересен исторический пласт, связанный с судьбой Дома Романовых, Царской Семьей. Когда глубоко погружаешься в тему, то происходит личное открытие человека. И Михаил Романов открылся мне как блестящий, храбрый офицер, который принимал активное участие в боях Первой мировой, командир «Дикой дивизии», награжденный за храбрость Георгиевским крестом. Он на свои деньги покупал необходимое обмундирование для солдат. Прекрасно образованный, дружил с Рахманиновым, сам музицировал и писал музыкальные произведения. При этом в личном общении был простой и добрый человек, без великосветского апломба. Так постепенно сложился портрет этого человека. Прямой потомок Романовых, Петр Куликовский-Романов, увидев гипсовую скульптуру в натуральном размере в моей мастерской, воскликнул: «Это, несомненно, он!»

- Михаил Александрович и Пермь - это прежде всего трагические обстоятельства его гибели, к сожалению. (последний год жизни Михаил Александрович провел в Перми, где был расстрелян в июне 1918 года).

- Да, так уж случилось, что трагедия произошла на нашей земле. И мы отчасти эту страницу открываем заново, но уже на ином витке осознания исторических событий. Это позволит в будущем не повторять прошлых ошибок.

- Вот школьники придут на экскурсию в сквер Решетникова рядом с Камой. С одной стороны - мемориал «Героям гражданской войны», с другой - бюст Великого князя...

- И грамотный экскурсовод должен объяснить весь трагизм исторического пути России в переломных моментах начала двадцатого века. Ведь памятники оказались в одном сквере, как разные события истории одного государства. Они отделены друг от друга живой завесой вечнозеленых деревьев. Вы не сможете, находясь рядом с одним памятником, увидеть другой, и наоборот. При этом оба монумента находятся на центральной оси сквера, словно «нанизаны» на ось истории. Это как раз удачный подход к раскрытию ее сложных событий - он должен стать ступенью примирения. Ведь раскол в обществе был велик настолько, что до сих пор мы видим его последствия. Прошло сто лет, а иной раз смотришь - как будто вчера было! Но мы можем и должны прийти к примирению. И основным ключом здесь должно являться понимание человека с точки зрения христианских ценностей. Прежде всего - прощения.

- Какие у вас ближайшие творческие планы?

- Поставить памятник Федору Михайловичу Достоевскому. Писатель дважды был в нашем городе, многие города даже мечтать о таком не могут! А мы имеем как данность и факт - был два раза - по пути на каторгу, и по пути с каторги обратно. Сам Бог велел поставить памятник!

-Алексей, есть ли у вас любимая скульптура? Какую из своих работ вы могли бы выделить?

- Больше всех я люблю станковую скульптуру моей дочери Ульяны. Когда я только начал ее лепить, ноги дочери не доставали до пола сантиметров десять, свешивались со стула. А когда закончил работу - то ноги уперлись в пол. И платье стало коротким, она выросла из него. И я увидел и понял скорость протекающего времени вокруг меня. И нахожусь под впечатлением от этого до сих пор...


Елена Колесниченко



Ключевые слова:
Пермь скульптура
Всего просмотров: 1789

Все новости за Июль 2022

На главную страницу...


 


2024 Январь Февраль Март Апрель Май

2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста 18 лет

18+

 

Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии

Телефон: +7 342 257 9049

E-mail: