Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-69402, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель СМИ — Куличкин Петр Александрович; главный редактор Куличкин П.А.
В Перми и Пермском крае при поддержке Президентского фонда культурных инициатив Академический хор «Млада» под управлением Ольги Выгузовой и Симфонический оркестр «Орфей» под управлением Петра Юркова исполнили Поэму для хора и оркестра Петра Куличкина на стихи Владимира Радкевича «Камский мост». Вокально-симфонические концерты состоялись 16 июня в Чердыни, 20 июня в Перми, 24 июня в Березниках и 25 июня в Соликамске в год 300-летия Перми. Композитор также прокомментировал стихотворения Владимира Радкевича.
Поэт Владимир Радкевич (1927-1987), на наш взгляд, наиболее яркий, наиболее мощный и последовательный создатель пермской региональной идентичности в литературном пространстве: «Пермь Владимира Радкевича» можно смело ставить в один ряд с такими явлениями, как, например, «Рязань Сергея Есенина» или «Петербург Александра Блока». Уникальное сочетание философской отстраненности и лирического сопереживания, образной многозначности и публицистической определенности, сложности поэтических форм и простоты высказывания, серьезности и юмора делает стихи Радкевича эмоционально близкими для читателей самых разных возрастов и профессий, - поэзией, актуальной во все времена.
«В болоте за Ржевом валяется каска...»
Мы предлагаем начать знакомство с поэтом с его стихов. Первое из стихотворений, «КАСКА», написано около 80 лет назад. Второе, «СТИХИ О ПОБЕДЕ» - через 40 лет после Победы в Великой Отечественной войне [фото 2-3].
«Все в прошлом - война и блокада...»
«БАЛЛАДА О БАНКЕ ВАРЕНЬЯ» - одно из самых популярных стихотворений Владимира Радкевича об эпохе военных лет в Перми. А созданная в 1986 году «СЕМИЭТАЖКА», фактически, стала доступной для читателей лишь с выходом в печать книги стихов Радкевича «Вечность нас пригласила в гости...» в 2007 году, издание которой осуществилось благодаря инициативе его ученика и друга - поэта Федора Вострикова [фото 4-7].
«Небо Швецова»
«НЕБО ШВЕЦОВА» - стихотворение о генеральном конструкторе Пермского моторостроительного завода и ОКБ-19, Герое Социалистического Труда Аркадии Швецове (1892-1953). Двигатели Швецова устанавливались на самолеты Туполева, Ильюшина, Лавочкина, Поликарпова, Яковлева, внесшие определяющий вклад в дело завоевания господства в воздухе в Великой Отечественной войне [фото 8-10].
«Букирев»
«БУКИРЕВ» - стихотворение Владимира Радкевича о профессоре-фронтовике, ректоре Пермского университета.
Александр Букирев (1903-1964) - советский ихтиолог, кандидат биологических наук, профессор, ректор (1939-1941 и 1946-1951), декан биологического факультета (1955-1956) Пермского университета. В годы Великой Отечественной войны - командир артиллерийского дивизиона, автор брошюры "Немецкий тяжёлый танк «Тигр Б»", развеявшей миф о непобедимости немецкого танка «Тигр II» [фото 11-13].
«На помощь солнцу вышел Человек...»
«Место силы»... что это такое и где оно? Каждый ответит по-своему. А мы предлагаем вашему вниманию два стихотворения Владимира Радкевича «ПРОСЕКА К СОЛНЦУ» и «ВЕЧНО КАМЕ ПО ЖИЗНИ НАРОДА СТРУИТЬСЯ...», где поэт нашёл ответы... не только для себя! Созидательный, светлый оптимистический взгляд в будущее, созвучный первому стихотворению, - важная, неотъемлемая часть «философии» проекта «Камский мост» (тематическое направление - «Место силы. Малая родина. Региональная история. Локальная идентичность», организация-заявитель - Музыкальное общество Пермского края). А второе стихотворение - это эпиграф одноименной проекту Поэмы для хора и оркестра Петра Куличкина [фото 14-16].
«Я балета условность принимаю всерьез...»
«ПЕРМСКИЙ БАЛЕТ» - яркий пример того, как стихи Владимира Радкевича в любые времена раскрывают для читателя всё новые и новые смыслы, актуальные для дня сегодняшнего [фото 17-18].
«Эта поэзия - самый законченный труд»
Вот так Владимир Радкевич рассказывает про «РАЗГОВОР С ПРОФЕССОРОМ». Кто он здесь? Студент? Или, всё-таки, профессор?.. Стихотворение написано ещё в середине 1950-х, когда поэту было лет двадцать шесть. Но он включал его и во многие последующие сборники, которые выходили на протяжении трех десятков лет. Причем в его персональных сборниках до 1977-го включительно это стихотворение печаталось под названием «Мой разговор с профессором» [фото 19-21].
«Весна, счастливый путь!»
Теплый майский день - хороший повод вспомнить стихи Владимира Радкевича о весне. Итак, встречайте: «ЛИВЕНЬ», «ВЕСЕННЕЕ» и «ПРИКАМСКАЯ ВЕСНА». Разумеется, весна у Радкевича - это не только время года. Весенние мотивы встречаются в его стихах довольно часто и в разных контекстах. Например, можно вспомнить, что первый персональный сборник поэта называется «Добрый путь» и открывается одноименным стихотворением [фото 22-24].
«В деревне»
Противопоставление города и деревни - вопрос для русской литературы не новый: некоторые споры длятся столетиями. Владимир Радкевич предлагает посмотреть на «проблему» с несколько неожиданной стороны: В ДЕРЕВНЕ». Впрочем, если приглядеться, то не с одной, а сразу с нескольких сторон [фото 25-27].
«А город - это мы!»
Березники в стихах Радкевича - это «город мечты», город трудового подвига, город, который строила вся страна. В определенном смысле, это город-символ России XX века. «ИЗ ЦИКЛА „СЛОВО О БЕРЕЗНИКАХ"» - на первый взгляд, неоконченный цикл. Однако по своей сути, он является завершённой и даже строгой по форме поэмой. Три «эпизода» из этого необычного поэтического текста вошли в Поэму для хора и оркестра «Камский мост» [фото 28-37].
«Ода Уралу»
«ОДА УРАЛУ», «В КАЖДОЙ СОСЕНКЕ СЕРДЦЕМ УЗНАН...», «УРАЛУ» - хрестоматийные стихи Владимира Радкевича об Урале. В центре этих стихотворений, прямо или косвенно, находятся люди Урала. Возможно, именно поэтому такая лирика вызывает у читателей целый спектр ассоциаций, от буквально-бытовых, до философских и даже религиозных [фото 38-40].
«В наш век чернить поэзию не смейте...»
Судьбы людей - особая страница поэзии Владимира Радкевича. Предлагаем вашему вниманию стихи «В НАШ ВЕК ЧЕРНИТЬ ПОЭЗИЮ НЕ СМЕЙТЕ...», «МОЛОДЫЕ СОЛДАТЫ», «ПЕРВЫЙ ПОКЛОН», «ОРЕХИ», «ТРАКТОРИСТКА», «ОДНОРУКИЙ ПЕЧНИК», «В УТРЕННЕЙ ЭЛЕКТРИЧКЕ» [фото 41-48].
«Бог знает, что случится с нами...»
«СЛОВО» - это одно из тех стихотворений Владимира Радкевича, которые можно неоднократно перечитывать и находить всё новые и новые нюансы. Читать можно по-разному, подчеркивая те или иные слова, те или иные строки, - и от этого будет меняться смысл, подобно тому, как меняется голографическая картинка на перекидном календарике. Или как цветные кристаллики в детском калейдоскопе образуют все новые и новые узоры [фото 49].
«Василий Каменский»
Стихотворение Владимира Радкевича «ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ», написанное в 1986 году, - один из тех его поэтических шедевров, которые стали доступны читателям после того, как ученик и друг Радкевича поэт Федор Востриков организовал издание стихов своего учителя «Вечность нас пригласила в гости...» в 2007-м году. Эти стихи о Каменском необычайно актуально звучат и сейчас, подчеркивая и личный взгляд Василия Каменского на собственное творчество, и связь времен в пермском литературном пространстве от XIX - через XX - в XXI век [фото 50-51].
«Теперь я знаю Родины границу...»
Публицистика в поэзии - это своего рода парадокс: первое, вроде бы, требует конкретности, определённости, а второе, казалось бы, наоборот, - многозначности, образности. Впрочем, в своей «поэтической публицистике», и даже в «политической философии», Владимир Радкевич находит, будто бы, несуществующую возможность для высказывания эмоционального, лирического, что сообщает его стихам не только логическую убедительность, но даже «метафизическую» самоочевидность. Итак: «ЕСТЬ ЧУВСТВО - КАК АЛМАЗ...» и «СТИХИ О ГРАНИЦЕ» [фото 52-54].
«Разговор о счастье»
У кого из поэтов есть столь же светлые стихи, как «РАЗГОВОР О СЧАСТЬЕ» Владимира Радкевича? Отыскать нечто подобное совсем не просто. Дело даже не в том, что Радкевич здесь как-то «особенно» уникален (каждый поэт уникален по-своему). Просто это написанное 80 лет назад стихотворение можно назвать «поэтическим кредо» Владимира Радкевича, которого он довольно последовательно придерживался всю жизнь. И остается лишь удивляться той (кажущейся) легкости, с которой поэт передает нам своё понимание и ощущение счастья [фото 55-56].
«И все ж, Урал, из cердца вырви...»
Стихи Владимира Радкевича «ИВАКИНСКИЙ КОНТОРЩИК» - литературоведческое исследование в форме поэтического эссе. Опубликованное в 1968-м с посвящением «Памяти Бориса Пастернака», оно ставит проблему «уральского периода» этого поэта (пик пермской полемики по данному вопросу пришелся на 2000-е, до публикации известных документов, после чего энтузиазм «юрятинцев» резко снизился). Радкевич даёт свою оценку, определяя «поэзию по Пастернаку» как смертельную рану, которую тот нанёс сам себе («Поэзия по Радкевичу» совсем иная: см. выше, «В наш век чернить поэзию не смейте...») [фото 57-58].
«А вместе мы - Россия!»
Стихи Владимира Радкевича «АЙ, ПЕРМЬ, КАКИЕ БАРЫШНИ...» и «Я - С УРАЛА» объединяют «странные» совпадения. Слова «Город - это мы!» из первого стихотворения (написанного 1984 году) совпадают с названием Пермского городского конкурса социально-значимых проектов и Всероссийского форума социальных технологий, который проводит компания «Норникель». А слова «Вместе мы - Россия!» из второго стихотворения (написанного в 1964 году) совпадают с названием Всероссийского фестиваля-праздника народного творчества и традиций [фото 59-63].
«Город Чайковский»
Поэма Владимира Радкевича «ГОРОД ЧАЙКОВСКИЙ» вместе со следующим за ней стихотворением «Я - с Урала!» завершает сборник поэта «Камский мост» (который открывается одноименным стихотворением). Разобраться, «о чём именно эта поэма», не так просто... хотя предыдущее предложение является 1-й подсказкой. Вот 2-я: читая сначала, помните о том, что в конце поэмы. 3-я: имена собственные это «гиперссылки». 4-я: следите за многоточиями [фото 64-72].
«Меня звезда, как родина, зовет...»
Стихи Владимира Радкевича «ПОД ЗВЕЗДАМИ» и «ЧЕХОВ НА КАМЕ», кажется, о разных вещах... Но не совсем. Первое демонстрирует силу поэтического слова, способного в нескольких строфах предсказать литературную эволюцию жанра научной (в т.ч. «космической») фантастики на полсотни лет вперёд, и все вопросы «поставить ребром». А второе, - будто бы... отвечает на все эти вопросы! Неожиданно (или всё-таки ожиданно?..) через жизнь и творчество Антона Чехова. И через Каму и Урал. А в финале стихотворения - снова «космическая тема» [фото 73-74].
«Художникам Олейниковым»
Любовь Сенникова, наша читательница, пишет о стихотворении «ХУДОЖНИКАМ ОЛЕЙНИКОВЫМ»:
- Радкевича наше поколение помнит и чтит! Он написал еще несколько стихотворений в Соликамске для народных художников Олейниковых - Семена Ивановича и Надежды Григорьевны. Тоже известных людей, почетных жителей города Соликамск. Для них был музей специально построен, более 1000 м-кв. Семен Иванович писал камнем, а Надежда Ивановна - нитью. К сожалению в годы перестройки все было утрачено. В журналах публиковались стихи Радкевича об Олейниковых, он ценил их творчество [фото 75].
«Он гений по трудам и блатам...»
Эпиграммы и экспромты Владимира Радкевича - это одна из наиболее популярных страниц его поэтического творчества. Они не утратили своей остроты до сих пор, многие из них передаются «в устной традиции».
Стихи «МОДНЫЙ ПИСАТЕЛЬ», по мнению некоторых исследователей, поначалу были «адресной» эпиграммой, но потом стали самостоятельным произведением, не относящимся к кому-либо конкретно. То же самое касается и четверостишия «ОН ГЕНИЙ ПО ТРУДАМ И БЛАТАМ...». Ну, а «МОНОЛОГ МОЛОДОГО АКТЕРА» - это просто зарисовка «на все времена» [фото 76-78].
«Для сына я - сильнее всех на свете...»
Стихи Владимира Радкевича «ДЛЯ СЫНА Я - СИЛЬНЕЕ ВСЕХ НА СВЕТЕ...», «ДОЧЕРЯМ» и «ПИСЬМО К МАТЕРИ» во многом перекликаются. Рассматривая судьбы близких людей «в прямой» и «в обратной перспективе», отдавая дань «хрупкости бытия», поэт, тем не менее, находит эмоционально убедительные для читателя слова, которые позволяют и прожить, и даже преодолеть «экзистенциальный трагизм» конечности человеческой жизни [фото 79-81].
«На чашках неизменная взлетает колбаса...»
Как жили обычные люди в СССР? Владимир Радкевич показывает это в своих стихах через элементы журналистских жанров, таких, например, как репортаж или даже очерк. А искусство поэзии позволяет ему передать читателю и само ощущение этой жизни, и дух эпохи, и её философию: «ПРИЕХАЛИ ФИННЫ», «У КОЛОНКИ», «ПОСЕЛКОВЫЙ МАГАЗИН», «В КОНТОРЕ ВЫДАЮТ ЗАРПЛАТУ», «В ЛЕС ПРИШЛА СТОЛОВАЯ» [фото 82-90].
«Земля моя русская - Пермь!»
Стихи Владимира Радкевича о Перми и Пермской земле давно разошлись на цитаты, начиная от научных и краеведческих изданий и заканчивая книгами о пермской кухне. «СТАРАЯ ПЕРМЬ» и «ПЕРМЬ» - это, строго говоря, не только и не совсем о Перми. И «география», и «исторический бэкграунд» вполне общероссийские: просто «наблюдатель» находится в Перми, а не (к примеру) в Москве. А «ПЕРМСКАЯ ЗЕМЛЯ» - удивительный факт! - словно вне времени. Читаешь, - как будто, про сегодняшнюю Пермь написано, даром, что 50 лет стихам [фото 91-95].
«В Перми и в Риге...»
Рига, Латвия... да-да! Владимир Радкевич, разумеется, писал стихи не только об Урале и Перми. С поэтом Хари Хейслером Радкевич дружил, переводил его стихи на русский язык, они неоднократно ездили друг ко другу в гости. А стихи Хари Хейслера о Каме «Лета разлук в неведомое канут...» были напечатаны во 2-м издании сборника пермских поэтов «Город на Каме», посвящённого 250-летию Перми, которое вышло в печать в 1977 году. Стихи Владимира Радкевича: «ПРОГУЛКА ПО РИГЕ», «ЛАТВИЯ», «НА РИЖСКОМ ВЗМОРЬЕ» [фото 96-99].
Песни о Перми
К 300-летию Перми многие поэты и композиторы написали и гимны Перми, и песни о Перми. Владимир Радкевич, кстати сказать, тоже однажды написал стихи к вокальному сочинению под названием «Гимн Перми» (ноты есть в Пермской краевой библиотеке). А уж песен о Перми на стихи Радкевича - бессчётное множество. Приведем две очень популярные «Песни о Перми», которые современно звучат и сегодня, а потому исполняются по сей день: музыка Генриха Терпиловского (1908-1988) и музыка Михаила Камского (1921-1979) [фото 100-101].
Генрих Терпиловский, стихи Владимира Радкевича. Песня о Перми («Вспомни летние ночи на Каме...»).
Михаил Камский, стихи Владимира Радкевича. Песня о Перми («Город на Каме...»).
«Коль надо, так надо!»
Юмор - одно из наиболее известных свойств поэзии и личности Владимира Радкевича. Это было выражено настолько явно, что на современников он даже, бывало, производил впечатление человека «не вполне серьезного». Возможно, благодаря этому он мог смотреть на вещи с самых разных сторон в той мере, которая «слишком серьезным людям» была недоступна. Возможно, здесь же кроется одна из причин того, что Радкевич с поражающей современников легкостью и скоростью сочинял по несколько разных текстов песен на одну и ту же музыку: «В Доме творчества, например, играю мелодию, а он стоит у окна, слушает музыку, курит и кладёт один текст лучше другого! Это талант,» - это слова уральского композитора Ивана Шутова о Владимире Радкевиче.
Песня «Наша родина - Урал!» и «Ода ядерным взрывам в Пермской области» написаны по поводу одних и тех же, по сути, событий. Речь идет о проекте «Тайга», который предполагал соединить каналом Колву и Печору, и от которого впоследствии было решено отказаться. Сопоставление этих двух текстов, поэтического и музыкально-поэтического, позволяет обнаружить в каждом из них нюансы, которые без такого сопоставления разглядеть нелегко [фото 102-103].
Иван Шутов, стихи Владимира Радкевича. «Наша родина - Урал!».
«И нисходит равновесие между небом и землей»
«Лучшие стихи о Каме принадлежат, по-моему, Радкевичу», - эти сказанные в 1977-м слова писателя Льва Давыдычева воспринимаются как «дважды два четыре». Владимир Радкевич пишет о Каме с самых различных ракурсов, выявляя мощные смысловые пласты, взаимодействие которых в поэтической речи Радкевича приводит к парадоксальным, - неожиданным, но закономерным - художественным открытиям: «ПРОГУЛКА ПО КАМЕ», «КАМА», «СУДА ИДУТ В ВЕРХОВЬЯ», «ВЕЧНО КАМЕ...», «КАМСКИЙ МОСТ», «ЗАЧЕМ ТЫ, КАМА...», «РАВНОВЕСИЕ» [фото 104-112].
«Молодость сочтя за преимущество...»
Известно, что Владимир Радкевич умел работать очень быстро. Тем не менее, некоторые свои стихи он «шлифовал» годами и даже десятилетиями, от сборника к сборнику вносил небольшие, но существенные изменения. Но были в его творчестве и особые случаи: когда «новый» и «старый» варианты, в итоге, оказывались двумя совершенно разными стихотворениями. Один из наиболее характерных примеров - «О МОЛОДОСТИ» и «МОЛОДОСТЬ СОЧТЯ ЗА ПРЕИМУЩЕСТВО...», у которых (почти) совпадает начало, а продолжение разное [фото 113-114].
«Холодит дыханье времени...»
В стихах о Чердыни Владимир Радкевич пишет об исторической миссии нашей Родины, о выборе её народом своего исторического пути. Центральная часть стихотворения «ЧЕРДЫНСКИЙ ВЕЧЕР» прямо ставит вопрос о судьбе России («для иного торжества...»). Предполагаемые ответы на него можно трактовать и в «духовном», и в «гражданском» смысле. А пейзажные зарисовки здесь - как бы полу-застывшие отголоски исторических событий, которые могут внезапно «ожить» в любой момент [фото 115].
«Я - человек среди людей»
Владимир Радкевич в своих стихотворениях «В ДОЖДЬ», «МЕТЕЛЬ» и «Я - ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ», кажется, пишет о совершено разных вещах... Но, тем не менее, все эти стихи, как-будто бы, что-то объединяет. Что именно? А очень просто:
- Что же такое счастье? И как его не упустить? - Владимир Радкевич умеет не только формулировать подобные вопросы, но и подсказывать ответы [фото 116-119].
«Студенты 41-го года»
Стихотворение Владимира Радкевича «СТУДЕНТЫ 41-ГО ГОДА», казалось, бы посвящено советским студентам-участникам Великой Отечественной войны. Но это лишь на первый взгляд. «Студентами» Великой Отечественной стали многие, кому выпала нелегкая доля принять на себя первый удар внезапного нападения фашистской Германии на СССР. И даже Советская страна в 1941-м только-только отметила 18 лет, возраст первокурсника... [фото 120].
«Русь рубежная, как ты выжила?»«СОЛИКАМСКИЙ СКАЗ» относится к тем стихотворениям Владимира Радкевича, первый ключ к пониманию которых есть в названии. «Сказ» - уральский жанр (вспомним Павла Бажова!), и Радкевич не только раскрывает его природу, но даже усиливает её в своей поэтической речи. Удивительным образом поэт соединяет древность и современность, историческую достоверность и чудеса... которыми всегда вознаграждается уральский труд! [фото 121-122].
«Я просто хочу, чтобы ты жила...»
«...Тогда так писать ещё не умели,» - эти слова поэт Алексей Решетов произнёс в 1987 году в отношении поэтического сборника Владимира Радкевича «Разговор о счастье» (1955), и привел в качестве примера стихотворение «Я ПРОСТО ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ЖИЛА...», охарактеризовав его словами «это поэзия исповедальная». Созданные в 1954-м стихи «СУДА ИДУТ В ВЕРХОВЬЯ», - вроде бы, совершенно иного плана. Но и они опередили свое время, если учесть, что такая «форма письма» считалась вполне современной и в 1980-е, и (даже) в 2000-е [фото 123-126].
«Ещё нам не одно выигрывать сраженье...»
Стихи Владимира Радкевича о творчестве весьма разнообразны, поскольку творчество у него неотделимо от самой жизни, а жизнь - это, в первую очередь, люди (даже когда речь идет, например, о явлениях природы). А если творчество - это жизнь, значит, тогда и жизнь - тоже творчество: «У ПАМЯТНИКА БАЖОВУ», «ПАМЯТИ НИКОЛАЯ КУШТУМА», «АФАНАСИЙ МАТРОСОВ», «УДАЧА», «ТВОРЧЕСТВО», «В ЦЕХАХ, У СТАНКОВ, У МАРТЕНОВ...», «Я ЖИТЬ ХОЧУ В ГОДАХ ПЯТИДЕСЯТЫХ...», «СПАСИБО ВАМ, ЛЕСА ЗАКАМСКИЕ...», «ЛЬВУ ДАВЫДЫЧЕВУ» [фото 127-136].
«Пассажиры»
Стихотворение Владимира Радкевича «ПАССАЖИРЫ» вышло в печать отдельной книгой, адресованной читателям младшего школьного возраста. Эта книга является современницей повести близкого друга Радкевича Льва Давыдычева «Трудная любовь» (адресованной взрослым читателям). Конечно, впоследствии Радкевич стал известным автором «серьезных стихотворений», а Давыдычев - «книг для детей». Однако эти «жанровые определения» в отношении их творчества, пожалуй, можно принять лишь в кавычках и с большими оговорками. Вот, например: если первый сборник Радкевича называется «Добрый путь», то кто тогда, всё-таки, эти «пассажиры» из его второй поэтической книги? [фото 137-141].
«Добрый путь» - «Вечность нас пригласила в гости...»
Какие «мотивы» в стихах Владимира Радкевича являются главными, определяющими? Какие стихотворения позволяют охарактеризовать его творческий путь в целом? Есть ли ответы на эти вопросы? Оказывается, есть. Многое можно понять, если просто прочитать подряд стихи, которые дали названия его персональным поэтическим книгам. Конечно, у Радкевича не всегда легко найти «главное» стихотворение сборника. Например, у него есть и «Избранное» (1977) и «Стихи разных лет» (1981). Но все же, в двух случаях, по нашему мнению, этот выбор сделал сам автор, а ещё в двух близкие ему люди и ученики. В скобках после названий - год издания и, при необходимости, название соответствующего сборника стихов Владимира Радкевича: «ДОБРЫЙ ПУТЬ» (1951), «ПАССАЖИРЫ» (1954), «РАЗГОВОР О СЧАСТЬЕ» (1955), «ПРОСЕКА К СОЛНЦУ» (1958), «ПОД ЗВЕЗДАМИ» (1964), «Я - С УРАЛА» («Уральская лирика», 1968), «КАМСКИЙ МОСТ» (1972), «РАВНОВЕСИЕ (1984), «ОДА УРАЛУ» («Приближение к Уралу», 1987), «СЛОВО» (1992), «ВЕЧНОСТЬ НАС ПРИГЛАСИЛА В ГОСТИ...» (2007) [фото 142-161].
Петр Куличкин
Все новости за Июль 2023
2024 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь
2023 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2022 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2021 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2020 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2019 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2018 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2017 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2016 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2015 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2014 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2013 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2012 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2011 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2010 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
2009 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Информация,
опубликованная на данном сайте,
предназначена для лиц,
достигших возраста
18 лет
18+
Новости: Пермь и Пермский край —
события, происшествия,
репортажи, рецензии
(музыка, театр, культура),
фотографии
Телефон: +7 342 257 9049
E-mail: